Когда говорят музы, пушки молчат

Искусство на Дальнем Востоке в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война и многие явления, связанные с ней, уникальны. Эта война представляла собой не просто единоборство вооруженных сил фашистской Германии и России, но и поединок нравственный: противопоставление идеологии народов, борющихся за суверенитет своей Родины, идеологии захватчиков, поработителей, нацистов, стремящихся уничтожить целые народы, в том числе и славянские, или превратить их в рабов.

Правительство СССР времен войны уделяло должное внимание патриотическому воспитанию людей, которое осуществлялось многими путями, в том числе через распространение ярких художественных произведений — музыкального и вокального искусства, драматургии, живописи, литературы.

Гастроли отдельных артистов, музыкальных и театральных коллективов с различным репертуаром, особенно патриотического содержания, были типичным явлением того времени. Песни, музыка, созданные в годы войны, в большинстве своем были очень популярны во всех регионах тогдашнего СССР, да и сегодня воспринимаются как шедевры не только в нашей стране, но и за рубежом.

На Дальнем Востоке в годы войны эти произведения слушали по радио, исполняли в фойе кинотеатров, во время гастролей, на шефских концертах для раненых, находящихся в госпиталях, в школах на уроках пения и на занятиях кружков.

Особой популярностью пользовались такие произведения как Седьмая симфония Д. Шостаковича, песни «Священная война» А. Александрова, «Заветный камень» Б. Мокроусова, «Вечер на рейде», «Соловьи», «На солнечной поляночке» В. Соловьева-Седого, «В лесу прифронтовом» М. Блантера и многие другие.

В 1943 году в связи с празднованием 25-летия Красной армии видные деятели искусства обратились с призывом к советской интеллигенции активизировать шефскую деятельность в рядах Красной армии и флота, организовать творческие рапорты работников культуры перед воинами. Это обращение подписали такие прославленные деятели искусств как В. Барсова, В. Качалов, И. Козловский, С. Лемешев, М. Рейзен, А. Тарасова, Д. Ойстрах, В. Яхонтов, И. Моисеев, В. Захаров и др.

Лучшие представители советской литературы создавали классические произведения, вдохновляющие и фронтовиков, и тружеников тыла. Произведения А. Корнейчука, К. Симонова, А. Твардовского, В. Василевской, А. Сурова, А. Толстого, М. Шолохова, А. Фадеева сыграли огромную роль в патриотическом воспитании советских людей.

В это же время на Дальнем Востоке, далеко от Москвы, на страницах печати были опубликованы стихи о военных буднях В. Афанасьева, Г. Кравченко, А. Артемова, П. Комарова, С. Смолякова, А. Ивенского, С. Феоктистова. Так, Петр Комаров в стихах «Красноармейцу Пашкову, вставшему из могилы», «Старик», «Мы все бойцы» писал о боях, о партизанском движении, о стойкости и смелости русских воинов. А тема единства фронта и тыла, деревни военных лет нашла отражение в стихотворениях «Амурсталь», «Ночной цех», «Награда».

В трагические решающие дни, когда все силы российского народа были брошены на поединок с фашизмом под Москвой, Комаров публикует стихотворение «Тебе, Москва», где пишет о верности дальневосточников родной столице, о готовности защитить ее, не щадя своей жизни, как это и было в действительности:

Москва! В суровый этот час
Ты не одна в борьбе, —
Нет, миллионы верных глаз
Устремлены к тебе!

Кто от Москвы был так далек, —
Он близок в этот миг.
Хабаровск и Владивосток
Стоят у стен твоих.

Дыханье наше, стук сердец
Ты слышишь за собой.
Скажи — и каждый, как боец,
Пойдет в смертельный бой.

И каждый смерть принять готов,
Чтоб ты была жива,
Мать всех советских городов —
Любимая Москва.

Другой дальневосточный поэт Сергей Феоктистов талантливо показывает любовь соотечественников к родному Ленинграду, выражая уверенность в победе защитников города на Неве:

Как маяк,
Он высится над миром
Город-песня, город-исполин.
В нем работал
Наш любимый Киров,
Пламенный трибун и гражданин.

Не сожгут
Ни «понкерсы», ни пушки
Смольный, отвоеванный в борьбе,
Улицы, где жил великий Пушкин,
Где Некрасов пел о голытьбе.

Неотступна русская твердыня!
Питерская гвардия жива!
Разве может сделаться рабыней
Гордая красавица Нева?!

Город Добролюбова и Блока,
Город славы, чести и дворцов
Разобьет сурово и жестоко
Банду обнаглевших подлецов.

А. Гай и Г. Халилецкий были свидетелями боевых действий по разгрому милитаристской Японии в 1945 году. Отсюда возник цикл стихов Гая о маньчжурском походе Советской армии, где поэт подчеркнул освободительную миссию советских солдат. А в стихах Халилецкого слышится радость в связи с приближающейся победой, окончанием Второй мировой войны.

В годы Второй мировой войны художники Дальнего Востока также внесли свой вклад в борьбу с фашизмом и милитаризмом. Возрождены были традиционные формы плакатного искусства, которые активно использовались в России в годы Гражданской войны и строительства нового экономического уклада. Краевые отделы по делам искусства объявляли конкурсы на лучшие плакаты, посвященные военным событиям. В феврале 1942 года на конкурс лучшего плаката хабаровские художники представили 54 работы. Жюри присудило премии ряду авторов:
И. А. Горбунову — за плакат «Смерть немецким оккупантам!», Г. С. Булгакову, представившему плакат «Стахановским трудом в сельском хозяйстве обеспечим Красную армию хлебом, мясом, овощами», художнику
Н. И. Туркину — за работу «Дай лес фронту».

Плакаты художников, а также карикатуры с меткими стихотворными обобщениями выставлялись в витринах магазинов, на специальных стендах, публиковались на страницах периодической печати. Так, в марте 1943-го на страницах «Тихоокеанской звезды» была опубликована карикатура с пародийными стихами. Авторы В. Павчинский и Л. Дешко извещали о крахе итальянского главаря фашизма Муссолини:

...Соратников громко он кличет
И маршалов грозно зовет...
Но спят усачи-гренадеры
В равнине, где Волга шумит.
Под снегом холодным России,
Под знойным песком пирамид.

Большое значение в 1941–1945 годах имело театральное искусство. Обладая обширным репертуаром, создававшимся еще со времен Древней Греции, работники театров имели возможность выбрать для постановки то, что являлось
наиболее целесообразным и полезным для военного времени. Кроме того, вызревала новая классика, которая тут же воплощалась на сценах различных театров страны.

Лучшими драматическими произведениями, написанными в дни войны, были признаны пьесы «Фронт»
А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонов, «Нашествие» Л. Леонова. В спектакле «Русские люди» в Московском театре драмы и во МХАТе режиссер и артисты стремились передать жизнеутверждающий драматизм пьесы. Кульминацией спектаклей была сцена допроса Федора в гестапо, когда народный мститель гордо отвечал палачам: «Я русский и защищаю родину».

На Дальнем Востоке искусство театра в годы войны также занимало одно из ведущих мест в духовном воспитании общества. В это время в регионе работали четырнадцать профессиональных театров: Александровский драматический — на Сахалине, Благовещенский драматический театр, Биробиджанский драматический имени Л. М. Кагановича, Владивостокский драматический имени А. М. Горького, Комсомольский-на-Амуре кукольный театр, Магаданский музыкальный театр, Нанайский национальный театр, Николаевский-на-Амуре драматический театр, Петропавловский-на-Амуре кукольный театр, Хабаровский театр музыкальной комедии, Хабаровский кукольный театр.

С самого начала войны при театрах создавались специальные группы, бригады для обслуживания воинских частей, военных госпиталей, полевых станов, предприятий региона. Коллективы театров давали концерты, ставили спектакли, инсценировки. Когда началась война, в Хабаровске завершал свою работу широко известный Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова. Новым смыслом были наполнены слова Алладина из спектакля театра: «Сделай так, чтобы следа не осталось от этого человека. Он умел делать только зло».

Большой популярностью пользовались спектакли Хабаровского театра музыкальной комедии. Зрители не только имели возможность отдохнуть, по-новому воспринимая юмор классических оперетт, но и знакомились с премьерами, которые были особенно необходимы в суровые военные дни.

27 марта 1942 года театр показал премьеру спектакля «Ночь в июне» А. Рябова и М. Блантера, повествующую о первых трагических днях войны. Полноценное художественное решение получил спектакль «Раскинулось море широко» В. Вишневского и В. Азарова. Премьера состоялась в мае 1944-го. Это была героическая комедия, посвященная подвигу советских людей, отстоявших Ленинград. С интересом воспринимались зрителями в то время спектакли на историческую тему «Честь мундира» С. Заранск и Л. Павлова, а также «Табачный капитан»
В. Щербачева.

В августовские дни 1945-го артисты Хабаровского театра музыкальной комедии, передвигаясь по Маньчжурии вместе с наступающей Советской армией, давали концерты в экстремальных условиях. Особенной популярностью и любовью зрителей пользовались артисты И. Войнаровский, Г. Климов, А. Рыжков, С. Моргулис, Н. Симонова, А. Грибкова, А. Черкасова.

Коллектив Камчатского областного драматического театра в дни боев с японскими милитаристами на Курильских островах, откуда японцы готовили наступление на Камчатку, вел успешную работу по обслуживанию солдат и офицеров в районе боев, в госпиталях и на мобилизационных пунктах. Не считаясь с трудностями, артисты театра в течение 15 дней с успехом поставили 50 спектаклей. Командующий войсками Камчатского района выразил творческому коллективу благодарность, отметив хорошую работу директора театра Г. Гловацкого, актеров
А. Паванцевой, Е. Варнавской, Ф. Ламакина, К. Родионова, В. Андрианова.

Гастрольные поездки стали типичными для Николаевского-на-Амуре областного драматического театра, выступавшего перед рыбаками Де-Кастри, горняками Колчана, колхозниками Ульчского района. Только за время гастролей летом 1942 года театр дал 66 спектаклей, обслужив свыше 20 тысяч зрителей.

Приморский кукольный театр, совершая поездки по городам и селам Дальнего Востока, обновил свой репертуар миниатюрами сатирического содержания, в которых метко высмеивались планы и дела Третьего рейха: «Сон в руку», «Кого мы били, бьем и будем бить», «Веселый Петрушка» и др.

С 1 сентября 1941 по 1 октября 1943 года активно выступал в регионе Хабаровский краевой агиттеатр. Основной задачей театра являлась пропаганда средствами эстрадных малых форм темы защиты Родины, разгрома фашизма. Большим успехом пользовались так называемые «Оборонные программы» агиттеатра. Первая из них имела характерное название «Огонь по врагу». Она состояла из небольших одноактных пьес, злободневных инсценировок, миниатюр и за семь месяцев была показана 89 раз.

Вторая и третья программы («Фронт и тыл» и «Только раз») подчеркивали единство фронта и тыла, показывали трудовой подвиг народа в годы Великой Отечественной войны, вселяя твердую уверенность в разгроме фашизма. Театр побывал во многих городах и селах Дальневосточного региона. Его с радостью принимали труженики Комсомольска-на Амуре и Благовещенска, рыбаки Охотского побережья. Спектакли играли в разделочных цехах, на складах, в палатках, на пристани. Особенно тепло встретили зрители спектакль «Профессор Полежаев», напомнивший об одной из героических страниц русской истории. Были и другие удачные спектакли (художественный руководитель Б. Ф. Заяц).

Отдел по делам искусства исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся особым приказом № 130 от 22 сентября 1943 года отметил значительное улучшение работы Александровского-на-Сахалине областного драматического театра: повысилось качество репертуара этого театра, вырос творческий коллектив, улучшилось обслуживание зрителей, укрепилось финансовое положение театра.

В течение трех лет (1940–1943 гг.) на Дальнем Востоке работал Ленинградский Новый театр. За это время он показал 1 260 спектаклей, провел 800 шефских концертов, лекций, бесед.

21 марта 1942 года в Хабаровске увидел свет рампы спектакль «Профессор Мамлок» по пьесе В. Вольфа. Постановщик и исполнитель главной роли Борис Сушкевич так определил основную идею пьесы: «Две основные темы должен вести театр в дни Великой Отечественной войны. Первая — безмерная любовь и преданность советского гражданина к своей родине и вторая — неумолимая ненависть к врагу. Спектакль „Профессор Мамлок“ посвящен второй теме. Передать общественную атмосферу 1932–1933 годов в Германии, отразить влияние событий на развитие характера каждого действующего лица — такова задача, стоящая перед театром».

Особую воспитательную ценность представляли такие постановки театра как «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова, «Кремлевские куранты» Н. Погодина. Словно приказ в грозные дни 1943 года звучали слова Сафонова (артист Ю. Щербаков): «Стой, Сафонов, и ни шагу назад! Умри, а стой! Дерись, а стой... Десять ран прими, а стой!». Творческий рост коллектива был отмечен Комитетом по делам искусств при СНК СССР, театру присвоена первая категория.

К героическому прошлому русского народа обращался Московский театр сатиры, гастролировавший в Дальневосточном регионе в 1942 году. Он выступил с пьесой И. Кочеткова «Надежда Дурова» (постановщик — заслуженный артист РСФСР Э. Б. Краснянский). В исполнении артистки Н. Слоновой Надежда Дурова — отважный и целеустремленный человек. Также успешно выступил в роли фельдмаршала Кутузова заслуженный артист РСФСР П. Н. Поль, подчеркнув мудрость и военный талант легендарного полководца. Талантливому артисту И. А. Любезнову удалось правдиво показать гусара Андрея Клименко.

Выразительное оформление художника М. Варпеха, музыка Я. Чернявского подчеркивали режиссерский замысел спектакля.

Постановка столичного театра не только сыграла заметную роль в патриотическом воспитании дальневосточников, но и оказалась полезной для театральных трупп региона как школа высокого художественного мастерства.

В суровые дни войны дальневосточники познакомились с творчеством мастеров вокального искусства Украины — артистов Киевского академического театра оперы и балета имени Шевченко. Яркие таланты народной артистки УССР З. Гайдай, народного артиста УССР А. Иванова, заслуженных артистов М. Бэм, Н. Платоновой, Н. Захарченко внесли лепту в воспитание дальневосточников.

Примечательно, что начало гастролей на Дальнем Востоке совпало с освобождением Советской армией Харькова — второй столицы Украины. Постановки русской оперной классики, в том числе «Ивана Сусанина» Глинки, были событием в художественной жизни региона. Таким образом, используя новые формы и методы воздействия на зрителей, деятели искусств в годы войны внесли свою лепту в патриотическое воспитание тружеников тыла, воинов действующей армии.

Именно здесь, на Дальнем Востоке, воинами Советской армии был завершен разгром милитаристской Японии.

Ирина ДОБРОВОЛЬСКАЯ,
кандидат исторических наук
Хабаровск


Источники:

  1. Российская Федерация сегодня. — 2005. — № 9. — С. 57
  2. Ко всем работникам советского искусства // Лит. и искусство. — 1943. — 13 февр.
  3. Тихоокеан. звезда. — 1941–1943.
  4. Дал. Восток. — 1947. — № 1. — С. 127–129.
  5. ГАХК. Ф. р. 1691, оп 1, ед. хр. 13, с. 23.
  6. Дмитриев, Ю. А. История русского и советского драматического театра / Ю. А. Дмитриев, Г. А. Хайченко. — М., 1986. — С. 117–119.
  7. ГАХК. Ф. р. 1691, оп 1, ед. хр. 7, л. 279.
  8. ГАХК. Ф. р. 1691, оп. 1, ед. хр.13, л. 263.
  9. ГАКО. Ф. р. 271, оп. 1. 6, д. л. 2.
  10. Красное знамя. — 1943. — 13 нояб.
  11. ГАХК. Ф. р. 1691, ед. хр. 15, с. 148.
  12. ГАХК. Ф. р. 1691, ед. хр. 15, с. 126.

Ирина ДобровольскаяДОБРОВОЛЬСКАЯ Ирина Владимировна, потомственный преподаватель, кандидат исторических наук, профессор. Ее отец, Добровольский Владимир Семенович, долгие годы преподавал в училище им. Баумана в Москве. В 1983 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие художественной культуры Дальнего Востока СССР в послевоенный период (сентябрь 1945 — 1961 гг.). Автор десятков опубликованных статей, тезисов по проблемам культуры. В 2000 г. вышло методическое пособие для студентов «Особенности развития художественной культуры Дальнего Востока в 1990-е годы». В настоящее время Ирина Владимировна читает курсы лекций по социологии, социологии культуры, истории Дальнего Востока России и другим учебным дисциплинам в Хабаровском государственном институте искусств и культуры.