Современная немецкая графика из коллекции Юргена Вайхардта

Юрген Вайхардт и Вольфганг ДикЕвгения ГорчаковаВ рамках Дней немецко-российской культуры в Хабаровске в залах Дальневосточного художественного музея состоялась выставка уникальной коллекции работ немецких художников второй половины ХХ века.

Благодаря усилиям организаторов фестиваля более 100 произведений современной немецкой графики (аукционной стоимостью более 100 тыс. евро) было подарено музею в канун празднования его 75-летия частным коллекционером и меценатом из Германии Юргеном Вайхардтом — известным специалистом по восточногерманскому искусству, арт-критиком, владельцем собрания. Вайхард совместно с художницей Евгенией Горчаковой (Ольденбург) преподнесли в дар музею образцы современного искусства, представленные именами художников, которые уже приобрели мировую известность. Среди них Гюнтер Юккер, Вольфганг Трошке, Йозеф Бойс, Хорст Бартниг, Ян Кобласа.

Накануне открытия выставки состоялась пресс-конференция, в работе которой приняли участие Юрген Вайхардт, Евгения Горчакова, а также первый советник Посольства Федеративной Республики Германия в Москве Вольфганг Дик.

— В очередной раз в рамках фестиваля Дней немецко-российской культуры Дальневосточный художественный музей представляет выставку современного искусства. С чем, по вашему мнению, связан высокий интерес зрителя, несмотря на сложность восприятия современных образцов?

Хэльга Янке. Au Bord de la Mer. 1994. ОфортЕвгения Горчакова:

— Не так давно я участвовала в симпозиуме, где шла речь о возможных экологических катастрофах на планете. Один из присутствовавших, исповедующий буддизм, на вопрос, есть ли для людей какой-нибудь выход, сказал: «Выход есть для всех. Это — выход для каждого из нас». По моему мнению, выход возможен для каждого из нас и благодаря искусству. В современном мире, когда творческое выражение стало безграничным, зритель выставки может наглядно увидеть, как художник углубляется в самого себя и познает окружающий мир через свою собственную уникальность. Исследуя искусство, можно в первую очередь научиться понимать себя и открывать в себе новое.

— Известно, что г-н Вайхардт передавал часть своей коллекции в собрания некоторых российских музеев. С чем связан его интерес?

Юрген Вайхардт:

— Я сотрудничаю с русскими художниками, музеями, творческими организациями в России с 1987 года. Все началось с того, что я организовал выставку советского искусства в Германии. Для меня общение с русскими художниками — уникальная возможность развития взаимоотношений, обмена опытом. В 1990-е годы мои контакты стали шире благодаря Евгении Горчаковой. В это время в России появилась возможность проводить выставки иностранных художников. Здесь музеи преимущественно имеют собрания произведений до 1930-х годов. Таким образом, в России в большинстве коллекций искусства возник пробел, который, по моему мнению, нужно было заполнить. Я начал передавать образцы современного искусства в дар музеям Нижнего Новгорода, Перми, Москвы. Впоследствии в некоторых музеях стало возможным открыть отделы современного искусства.

Хорст Цикельбайн.  Без названия. 1975. СериграфияЕвгения Горчакова:

— Проведение выставки современной немецкой графики в Хабаровске было бы невозможным, если бы не ответный интерес Дальневосточного художественного музея к деятельности г-на Вайхардта. Организация подобной акции требует больших усилий.

— А как сегодня представлено в Германии современное русское искусство?

Юрген Вайхардт:

— Сегодня между немецкими и российскими художниками налажен интенсивный обмен. Недавно в Москве прошла акция «Берлин — Москва», благодаря которой художники имели возможность выезжать в обе страны.

Михаель Шёнхольц.  Фауст (Кулак). 1969. ЛитографияЕвгения Горчакова:

— На Западе есть единое понимание — современное искусство национальных различий не имеет. На первом месте — факт открытия, индивидуальный опыт каждого художника — это основа современного искусства.

— Евгения, вы представляете свои работы как художница из Германии, но носите русское имя и прекрасно говорите по-русски, расскажите о себе.

Евгения Горчакова:

— Шестнадцать лет назад, когда после перестройки появились возможности открывать выставки за рубежом, я сразу стала пользоваться этим. Организовывала сама, принимала приглашения. Во время путча в Москве я была в Париже — одна художница пригласила меня. Тогда во Франции посчитали, что в Россию возвращаться опасно, и дали мне небольшую стипендию и ателье на полгода. Это было мое первое пребывание за границей не на короткое время. У меня появилась возможность смотреть работы современников не по репродукциям, не на бегу, а каждый день и сколько угодно. И хотя мне было очень тяжело жить одной после того, как обо мне заботились как о гостье, приглашая на рауты, концерты, в ресторан, я в итоге стала самостоятельной художницей.

Надасди Янос. Натюрморт. 1977.  СериграфияПосещая выставки, познакомилась с творчеством Агнеш Мартин: она писала о тишине, об очищении себя. Ее работы были одного размера, одной текстуры. Я поняла тогда, что именно к этому мне нужно стремиться. Работала в мастерской день и ночь. Когда я жила в Советском Союзе, мне казалось, что существую в каком-то тумане. Теперь я знаю: мое состояние было связано с тем, что социальная жизнь не помогала, а препятствовала пониманию себя в этом мире. За границей я начала трудную работу по углублению в себя. Мой художественный стиль кардинально изменился. Сегодня я могу жить где угодно: здесь в России или в Нью-Йорке. Везде я нахожу то, что имеет отношение к моей личности. Когда-то я получила филологическое образование, изучала историю искусств — этого мне было недостаточно. И только когда я взяла в руки кисть, поняла — это мое.

— Г-н Вайхардт, приобретаете ли вы картины русских художников для своей коллекции?

Петер Нагель. Женщина с юлой. 1972. Цветной офортЮрген Вайхардт:

— Я не приобретаю картины, путешествуя по странам. Я не миллионер, а обычный преподаватель гимназии. Моя коллекция формировалась долгие годы, начиная с 1960-х, в силу глубокого исследовательского интереса. Тем не менее в моем собрании есть работы русских художников, Дмитрия Пригова например. Я огорчился, что в Дальневосточном художественном музее нет зала современного русского искусства. Этот период мне интересен (ДВХМ имеет прекрасную коллекцию современного искусства, но она не выставляется из-за ограниченности в экспозиционной площади — А. Б.).

— Как вы оцениваете результаты проведения акции?

Юрген Вайхардт:

— Я думаю, выбор музея для дара коллекции оказался верным. Внушает уважение профессионализм сотрудников: выставка была смонтирована за 24 часа.

В. Маттойер. Сизиф. 1977. ЛитографияЕвгения Горчакова:

— То, что дар осуществился, не является само собой разумеющимся. Принять такой дорогостоящий дар — это большая ответственность. Понимание современного искусства — следствие длительной интеллектуальной работы. Дальневосточный художественный музей — единственный региональный музей, известный не только в России. И один из немногих, интересующихся русскими художниками за рубежом. Теми, кто не вписывается в зарубежную культуру и уже выпал из русской. Сотрудники художественного музея уже давно работают над проектом «Русское зарубежье». Для нас было важно подарить работы в такой музей, где к этой коллекции будет достойное внимание.

Анастасия БЕРКОВСКАЯ,
заведующая отделом западноевропейского искусства ДВХМ
Хабаровск