Человек поезда, или Во что верят проводники

Наша жизнь пронизана суевериями. Наряду с общераспространенными можно выделить категорию профессиональных суеверий, бытующих среди узкого круга людей, объединенных общим делом. Формирование профессиональных примет шло одновременно со становлением отдельных видов хозяйственной деятельности, а потом и отдельных профессий.

Эти заметки посвящены профессиональным приметам проводников пассажирских вагонов. Если же говорить о них, то сначала вспомним приметы, родившиеся со средствами передвижения. Например, «Тише едешь — дальше будешь» — явно из разряда примет извозчика.

В том или ином объеме свои профессиональные приметы знали все собеседники-проводники, с кем довелось пообщаться в 2002–2006 гг., но относились к ним по-разному. Как выразилась одна из проводниц поезда Хабаровск — Москва в апреле 2002 г.: «Много всяких запретов потому, что тут всего боишься». Другой собеседник сказал, что не верит в приметы, но знает их. Третий утверждал, что проводникам нельзя верить в приметы.

Тем не менее во что верят проводники?

Во-первых, «если первый пассажир, пришедший на посадку, мужчина, то поездка будет хорошей». Притом что примета, по утверждению самих же проводников, «сбывается не всегда»: «Однажды была у нас поездка: мужчина сел первым, а в вагоне всю дорогу ехали одни пьяницы», тем не менее... «Стараемся первым запустить в вагон мужчину», — как сказала одна из собеседниц. «Мужчину обязательно первым пускаю, чтобы гладко прошла поездка», — подтвердила другая проводница и добавила: «Ну так, маленькие бывают накладки, но в целом хорошо» (поезд Хабаровск — Москва, апрель 2002 г.). Проводница поезда Владивосток — Хабаровск в ноябре 2002 г. поделилась опытом: «Запускаю в вагон первым мужчину, потому что запустишь первой женщину — и будет кувырком вся дорога: пьянка-гулянка, сколько раз замечала». Ее коллега, проводница соседнего вагона, сказала по этому поводу: «Мужчина первый в вагон заходит — благополучие, женщина — перепалки могут в пути возникнуть. Если можно выбрать первого пассажира, всегда мужчину первым пускаю в вагон».

Следует отметить, что в данную примету верит большинство проводников поездов из тех, с кем довелось пообщаться.

Неожиданное объяснение предпочтению мужчины в качестве первого пассажира дала проводница поезда Хабаровск — Москва (апрель 2002 г.): «Как на корабле. На корабле женщина к несчастью, так и у нас».

Ряд примет проводников железнодорожных поездов связан с проверкой их работы ревизорами. Так, чтобы ревизоры не сели, служебные ключи на стол никогда класть нельзя. «Ключи на стол не кладу. Что-то это значит для ревизоров, что-нибудь да найдут», — поделилась своими наблюдениями проводница поезда Владивосток — Хабаровск (ноябрь 2002 г.). Проводник вагона поезда Владивосток — Благовещенск в июле 2006 г. в данную примету верил, однако выразился в беседе так: «Да, верю, но клади не клади, если ревизоры должны сесть в поезд на какой-то станции, они сядут». Верил он и в то, что «уронить вагонные ключи — к неприятностям». По словам начальника поезда, следовавшего по маршруту Хабаровск — Москва в апреле 2002 г., «если упадут служебные ключи, говорят, на следующей станции сядут ревизоры». Хотя это покажется странным, но о существовании зависимости падения служебных (вагонных) ключей и прихода ревизоров говорили большинство собеседников. Уловка — постучать упавшими ключами о пол, чтобы нейтрализовать нежелательные последствия падения ключей, не помогает. «Стучу ключами, стучу, все равно приходят», — сетовала проводница в апреле 2002 г. Более верным способом противодействия негативным последствиям падения служебных ключей можно рассматривать следующее поведение проводника: «Если уронила вагонные ключи в купе, где отдыхаем, я их не поднимаю, беру у напарницы и работаю» (поезд Хабаровск — Москва, апрель 2002 г.).

Проводница поезда Хабаровск — Чегдомын в августе 2005 г. метко сравнила эту профессиональную примету с общераспространенной: «Дома, когда ключи падают — к гостям, а здесь говорят — к ревизорам». Эта собеседница сразу предупредила, что не верит в приметы.

Еще, чтобы ревизоры не проверяли, говорили мне проводники поезда Хабаровск — Москва (апрель 2002 г.), надо нож поставить наискосок (вертикально) между рамой и стеклом.

Чтобы хорошо отъездить, иметь левый заработок, чтобы все хорошо было, надо вилку заткнуть под панель или под ручку над дверью. Молодая проводница поезда Хабаровск — Москва рассказывала, что «однажды, в начале карьеры, работала с напарницей. Она как зашла в вагон, нож на окне заткнула, а вилку под ручку. Хорошо тогда съездили, без происшествий».

«Найденные в вагоне монетки надо ссыпать в угол рабочего купе, чтобы деньги водились», — делилась профессиональным секретом проводница поезда Хабаровск — Москва (апрель 2002 г.). В правом углу рабочего купе собеседницы действительно лежали монеты разного достоинства. Об этой примете как верной говорил и проводник поезда Владивосток — Благовещенск в июле 2006 г.: «Деньги в правый от двери угол рабочего купе бросать, чтобы прибыль была». Проводница поезда Хабаровск — Владивосток в июне 2006 г. утверждала, что деньги эти для домового вагона — вагонного: «Деньги в правый угол от входа в рабочее купе кладешь, чтобы домовой любил тебя. Есть домовой, а есть вагонный. Чтобы он любил. Как выглядит, не знаю, но бывает добрый, бывает — нет. Когда уютно себя чувствуешь в вагоне, спится между сменами, а бывает неуютно во время отдыха, не спишь, ворочаешься и т. д. В угол кладут монетки, найденные в вагоне». Следует подчеркнуть, что в правый угол рабочего купе проводники кладут деньги, найденные в вагоне.

По мнению проводницы вагона поезда Хабаровск—Москва, «чтобы счастье не вымести, пол надо подметать от входной двери — „головы“ вагона к рабочему тамбуру». Из трех опрошенных собеседниц этого поезда, данную примету соблюдала только одна, рассказавшая о ней. Однако чаще проводники говорили мне о другой примете, связанной с бытованием веника в железнодорожном вагоне. В ноябре 2002 г. проводницы поезда Владивосток — Хабаровск говорили: «Веник надо ставить метелкой вверх, ссоры чтобы не было, с пассажирами не ругаться». Или: «Веник вверх метелкой ставлю. Кто к деньгам говорит, кто — к благополучию, чтобы дорога спокойной была. И к тому и к другому ставлю».

Бытуют среди проводников и общераспространенные приметы, адаптированные к профессиональной деятельности.

Так, проводники считают: шить в дороге — дорогу зашивать. Проводники не шьют, «чтобы не было неприятностей». По этой причине оторвавшуюся пуговицу проводники не пришивают, а закалывают булавкой. «Плохо это — зашивать что-то в дороге», — поделилась одна из собеседниц (поезд Хабаровск — Москва, апрель 2002 г.). Другая свое отношение к данной примете обозначила еще более категорично: «Зашивать во время поездки нельзя. Даже нитки с собой в поездку не берем» (поезд Хабаровск — Чегдомын, август 2005 г.).

Не принято давать соль кому-либо. «Вот сейчас еду без соли, забыла, не прошу. Может, и дадут соль, но знаю примету», — рассказывала мне в апреле 2002 г. проводница поезда Хабаровск — Москва.

Некоторые проводники носят с изнаночной стороны одежды булавки — от сглаза. «Мы через столько глаз проходим, а глаза-то разные, поэтому носим булавки на изнанке одежды. Хорошо бы еще от сглаза белье наизнанку носить, да как-то не могу», — пояснила одна из проводниц поезда Хабаровск — Москва (апрель 2002 г.).

Из бесед с проводниками выяснилось, что профессиональные приметы они перенимали от напарников, с которыми ездили в свой первый рейс, — по принципу наставничества, а одна из собеседниц — дочь профессионального проводника со стажем несколько десятилетий.

А завершить свои заметки о профессиональных приметах проводников пассажирских поездов хотелось бы рассказом студентки, работавшей в летние каникулы проводницей поезда Хабаровск — Чегдомын (август 2005 г.): «В прошлом году ездила в паре с профессиональным проводником. И та рассказывала о приметах своей профессии. Нельзя ронять вагонные ключи — ревизоры придут. Верная примета. Всегда падают к ревизорам. В прошлом году ездила на поезде в Нерюнгри. На этом маршруте всегда много ревизоров, и всегда перед их приходом падали ключи».

Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
кандидат исторических наук
Хабаровск