- Время мудрого Дракона
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: Славяне
- Знаки и символы нашей истории
- Грани духовности
- Литература
- Единое пространство культуры
- Дни встреч и раздумий
- Современная немецкая графика из коллекции Юргена Вайхардта
- Наполнить сердце добротой...
- Театр из Бурятии: десять лет спустя
- Приглашение на маскарад
- «Алый парус» — символ сбывшейся мечты
- «Фотография для меня неисчерпаемый источник радости...»
- Голоса земли и воды во Вселенской симфонии Чарлза Айвза
- 25 тысяч километров за 25 дней, или Что такое Конгресс экслибриса
- Человек поезда, или Во что верят проводники
- Илья Лиханов
Сергей Мартыновский родился в 1970 году в Челябинске. Фотографией увлекается с 14 лет. Первая выставка состоялась в 2004 году. За два года сделал девять персональных выставок в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске (театр «Триада»), Йокогаме (Япония). Он удивил уже первой выставкой «Небо над городом» в арт-галерее «Метаморфоза» г. Комсомольска-на-Амуре: провинциальный город на фотографиях обрел столичный образ, но более значимо то, что объективные фотографии города с его туманами, архитектурными элементами обрели образ эмоционального камерного ощущения, ауру романтичности. Городская тема прозвучала как осмысление пространства, лирического и иронического, в котором живет современный человек. На этой выставке зритель почувствовал, что такое стиль в фотографии и что художественная фотография — это мысль, а не факт; идея-образ обращения к душе человека. Художественная фотография предполагает талант чувствования колорита, графической культуры и, самое главное, талант композиционного видения, потому что композиция определяет картинный образ, его отбор. Фотография занимает своеобразное место в искусстве: с одной стороны, несомненна ее документальность, поэтому кажется легкодоступной, но, с другой стороны, она, оказывается, способна открывать заново окружающий мир, удивительный и эмоционально выразительный, будоражит наше воображение. Мир природной красоты существует сам по себе, это своего рода безбрежный хаос, а человеку свыше дан уникальный дар чувствовать эту красоту, осмысляя ее через образы — метафоры бытия. Парадоксальность жизни человека как раз в том, что он редко оставляет паузу для созерцания в суете повседневности. И художники, исследуя окружающий мир, создают картинный образ мира. Искусство — именно то пространство идеального, где властвует запечатленная Красота.... Тонкая ветвь белой сакуры с нежными розовыми оттенками в бездонной глубине цветков на фоне необъятного голубого пространства — и перед нами образ рассвета, затерявшегося в белоснежных лепестках... Изысканный серебристый колорит зимы — и сухостой превращен в букет Снежной королевы; фантастична пастельная живопись полевых цветов; в прозрачной капле весеннего дождя средоточие истины — простые мотивы обращены в сказку, и мы испытываем восторг от мира, в котором живем. Сергей Мартыновский ищет сокровенные точки соприкосновения человеческого глаза, души с природой, метафизический смысл которой — обнаруживать в человеке поэзию. Тем самым он, фотохудожник, создает новое пространство для воображения, чувственно-ассоциативных образов. Это и есть тайна творчества, когда душа художника изменяет действительность. Сергей Мартыновский пользуется обычной фотокамерой Canon 30, обычной фотопленкой, использует известные приемы, но исключает компьютерные программы, а на выставках вновь и вновь звучат слова: «что и как», «быть этого не может», «где и когда», да «цвета такого в природе не существует», и порой профессиональные фотографы сомневаются в естественности кадра. Да и как можно поверить, что этот трогательный поцелуй автор подсмотрел в снежных заносах? Кому интересна грязная палитра весенней распутицы с невнятным цветом снега с бурыми проталинами? А фотохудожник увидел сердце — образ оттаявшего сердца, образ скромного сердца, и он прекрасен. Выделением главного достигается эффект отстраненности от обыденной реальности, получается другая смысловая реальность В фотографиях Сергея Мартыновского природная натура обретает общекультурный смысл и лирического содержания, и интеллектуальной пластической выразительности. Его абстрактные формальные композиции великолепны не только композиционной цельностью, выверенным колоритом, как будто он пишет кистью, а ощутимы глубиной образа метафоры-аналогии. (Графическая черно-белая композиция, просвет в комнатных листьях образует статный женский профильный торс — «Инь».) Из элементарной среды, прозаических бытовых явлений автор создает новую реальность вневременного качества: старые разрушенные мосты летают в небе как фрагменты романтических иллюзий, баркас — красавец в прошлом — затерян в тайге, странной судьбой закинута ранней весной пластинка — мелодия любви — на ветви с еле видимыми зелеными листочками на окраину небольшой деревни... Сюжеты жизни. Метафора природы и парадокс человеческого Бытия — это язык постижения сути явления. Сергей Мартыновский в начале творческого пути, но обладает ценным профессиональным качеством — критическим взглядом на свое творчество. Вершина творчества для него всегда впереди, он постоянно в поиске новых открытий — новых горизонтов. Ольга ПРИВАЛОВА, |
|||
|