Вся история блистательного восхождения солистки балета Ольги Грабовской — это история преодоления. Ее требовательность к себе не знала пределов никогда, а работоспособность граничила с фанатизмом. Она репетировала до изнеможения так, что полотенца были мокрыми. Ее отличали редкая пунктуальность, педантичность и организованность. Ольга была не по годам мудрая, цельная, и это придавало особое очарование, редкий магнетизм ее таланту. Грабовская умела перевоплощаться, что для такого условного искусства, как балет, в те годы было новаторством. Кроме таланта балерины она обладала даром учителя. В Хабаровске не было и нет школы, где бы готовили балетных артистов. А Грабовская это умела. Благодаря ее чутью раскрылся талант Нелли Ванзиной. Впоследствии любимая ученица повторила ее судьбу. Анатолий Зуев не только любил танцевать с Грабовской, но и внимательно наблюдал, как развивается ее талант. В Хабаровск он вместе с женой приехал из Ленинграда в 1956 году, имея хорошую школу (окончил училище им. А. Я. Вагановой, учился у потрясающего педагога — балерины Натальи Макаровой). Я познакомилась с ним в 1968 году. Когда Хабаровский институт культуры только открылся, нам преподавали блистательные педагоги Вадим Петрович Демин, Анатолий Дмитриевич Никитин, Ия Николаевна Григорьева. Сценическое движение вел Анатолий Николаевич Зуев. Высокий, элегантный, с выразительным лицом, мягким голосом. Он учил нас двигаться, снимать зажим, знакомил с хорошими манерами. Он давал нам азы, рассказывал о жанрах танца, а мы пытались вживую их осваивать. Помню его ироническую улыбку и мужское обаяние, лакированные коричневые туфли, песочный в елочку костюм, галстук в тон свежей рубашки. Так сложилось, что вся семья Зуевых оставила в моей судьбе заметный след. Дочь Анатолия Николаевича Таня, по мужу Григорьева, привела меня в театр. Его жена и мама Тани Ираида Робертовна Зуева, артистка и заведующая труппой, помогала мне адаптироваться в театре. Анатолий Николаевич пришел в институт, уже оставив сцену. В последние годы пропадал на даче, но наряд дачника совершенно его не портил. Было ощущение, что это сценический костюм — породу не спрячешь. Он всегда оставался красивым и обаятельным человеком, а возраст добавил ему мужского шарма. Он был талантлив во всем, его помнят не только изумительным рассказчиком, но и тонким аналитиком, человеком, который любил и понимал артистов и театр. Так, как он любил и понимал Ольгу Грабовскую. Фото из архива Хабаровского краевого музыкального театра |
|||
|