В собрании Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре хранятся около 150 работ Николая Васильевича Иванова (1917–1965). Это акварели, рисунки карандашом и тушью, линогравюры. Художник пробовал себя в разных графических техниках, но любимой и главной стала для него акварель. Легкая, полупрозрачная, требующая от мастера быстроты, точности, а главное, безупречного чувства цвета. Всем этим Николай Иванов обладал в полной мере. Можно сказать, он был отмечен искрой божьей, потому что талант рисовальщика проявился у него еще в раннем детстве. Правда, сразу по окончании школы в 1933 году Николай Иванов поступил в Воронежский индустриально-строительный техникум, но помимо технических дисциплин изучал не только черчение, но и рисунок, композицию, различные направления изобразительного искусства. Прежде чем оказаться в Комсомольске-на-Амуре, он поработал в строительных организациях Москвы и Сочи, был призван в армию и служил на Дальнем Востоке, а потом решил остаться здесь навсегда. Поскольку все это время Николай Иванов продолжал рисовать «для себя», неудивительно, что в 1946 году он оказался в художественной студии при Дворце культуры судостроительного завода. Ее организатором и руководителем был все тот же неутомимый Георгий Цивилёв, объединивший молодых талантливых людей и помогавший им найти свое место в искусстве. Через «школу Цивилёва» прошли многие известные дальневосточные художники – Абросимов, Муравлёв, Короленко... Николаю Иванову он посоветовал поступить в заочную студию Всесоюзного Дома народного творчества в Москве, что тот и сделал. В 1951 году жизнь Николя Васильевича круто изменилась – он успешно выпустился из студии, перешел работать в мастерские Художественного фонда Комсомольска-на-Амуре, стал постоянным участником городских, краевых и зональных выставок, а в 1957 году его акварели из серии «Низовья Амура» экспонировались в Москве. В этом же году Николай Иванов стал членом профессиональной организации художников СССР. В начале 1960-х художник возглавил бюро эстетики завода имени Ленинского комсомола, а вскоре его назначили главным художником завода. Должность, на первый взгляд, от творчества далекая. В обязанности Иванова входил контроль за художественным активом цехов, он должен был проводить семинары, разрабатывать эскизы по внедрению производственной эстетики в цехах, Дворце культуры, на стадионе, в пионерских лагерях и многое другое. Но помимо заводской деятельности Николай Васильевич все время писал акварели. Художника притягивала изменчивая палитра дальневосточной природы, молодой строящийся город с его зримыми преображениями, и он запечатлевал жизнь Комсомольска-на-Амуре в полупрозрачных оттенках и едва уловимых линиях. Это и было чистое творчество. Жизнь Николая Иванова оказалась до обидного короткой. По нелепому стечению обстоятельств он погиб на этюдах от удара молнии. Остались его акварели-отражения, очень точно названные искусствоведом Ольгой Приваловой уникальными пластическими зрелищами. В 2000 году, спустя 34 года после трагического ухода и посмертной выставки Николая Иванова, городской Музей изобразительных искусств подготовил большую ретроспективную экспозицию его работ. Для многих она стала долгожданной и дорогой встречей с творчеством талантливого акварелиста. «Учитель» – так уважительно, с теплотой отзываются о нем художники, в ком он оставил память своей откровенностью, доброжелательностью, талантом общения, – писала в буклете к той выставке ее куратор Ольга Привалова. – Великодушие художника живо ощущается в его произведениях, наполненных пространством, светом, любовью к человеку. Мысли, эмоции, вызванные ими, будут лишь фрагментами в бесконечном постижении его искусства». |
|||
|