Чудо древнего искусства

Полина ДечулиУдивительные по краскам наскальные изображения у селения Май и петроглиф неподалеку от села Калиновка, открытые учеными много лет назад в Ульчском районе Хабаровского края, можно назвать чудом древнего искусства. Они связаны с историей и культурой коренных народов Нижнего Амура. К сожалению, учащиеся школы села Булава почти ничего не знают об этих уникальных археологических памятниках, поэтому захотелось о них рассказать.

Петроглиф села Калиновка

Письмена на камне

Наскальные рисунки, или петроглифы, — высеченные или нарисованные изображения на каменной основе. Еще их называют писаницами или наскальными изображениями. К петроглифам относят все изображения, которые дошли до нас со времен палеолита (древнекаменный век — около 2,5 млн лет назад). Это и пещерные рисунки первобытных людей, и более поздние, средневековые на специально отведенных камнях. Возле сельского поселения Калиновка на береговом галечно-песчаном пляже лежит крупная глыба. Это окатанный обломок скалы, перемещенный со льдами. Порода его отличается от состава породы высокого скального мыса, расположенного неподалеку. Первое описание камня сделал в конце XIX века сотрудник Музея естественной истории в Нью-Йорке, участник Джезуповской Северо-Тихоокеанской комплексной экспедиции археолог Г. Фоук. Правда, эти материалы были опубликованы только через 68 лет после его путешествия на Амур, в 1966 году в журнале American Anthropologist. Ученый подробно описал изображения, отметив плохо сохранившиеся вертикальные линии в нижней части глыбы, которые напоминают письмена. Они стерлись, и прочесть их невозможно. Фоук привел в своей статье сведения, полученные от священника (имени он не указал), хорошо знавшего культуру племен Сибири и Маньчжурии. Тот рассказал, что некоторые рисунки символизируют водяного бога. Не исключено, что именно в этом месте Амура, где скалистый мыс создает опасный водоворот, люди обращались к водному божеству за защитой.

Позднее о калиновском камне писал известный этнограф А. М. Золотарев в монографии «Родовой строй и религия ульчей». Он проводил исследования среди ульчей в 1934–1936 годах и дал такую трактовку сюжета на камне: «По своему общему облику вся композиция напоминает памятную плиту, поставленную в честь какого-нибудь похода. Три лица — изображения начальников, лодки и гребцы указывают число судов и людей, участвовавших в походе. Очевидно, это изображение высечено в память о походе какого-нибудь древнего народа — возможно бохайцев — на Амур... Гольды и ульчи приписывают эти изображения народу хань, или ха, что можно сопоставить с именем китайской династии Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э.). Если это предположение верно, то описываемые памятники относятся к более древней, чем бохайская, эпохе».

Петроглиф села Калиновка

Третьим исследователем стал советский археолог — академик А. П. Окладников. Он побывал на Амуре в 1935 году вместе с членами отряда Амурской экспедиции Института этнографии АН СССР. Исследование камня у селения Калиновка ученый продолжил и в 1968 году. Он подробно описал высеченные на его плоскости три личины и двенадцать лодок с ездоками, обозначенными вертикальными черточками. Окладников отметил стилистическое единство двух нижних личин и отличие верхней, поскольку она сделана в более примитивной манере и в то же время «явно более поздняя». Большие лодки, по мнению археолога, составляют композиционное единство с двумя нижними личинами, они старше остальных изображений. В трактовке Окладникова сюжет на камне изображает лодку с душами умерших. Он отмечал похожесть этой «сквозной» темы в наскальном искусстве от Амура, Байкала и Балтики до Египта.

На калиновском камне и сегодня можно увидеть 3 антропоморфные фигуры и 12 лодок с гребцами, обозначенными вертикальными черточками. Изображения контурные, стилизованные и схематичные. Личины своеобразны: в отличие от всех других амурских ликов у них геометрически правильные формы. По описанию Окладникова, на одном из рисунков трапециевидные очертания, глаза сделаны в виде треугольников. У других личин срезаны подбородки, лица пересекают прямые линии, рты в виде прямоугольников, к внутреннему контуру примыкают углы.

Калиновские петроглифы удивительны. Они входят в число памятников оригинального искусства древнейшего населения Нижнего Амура. В эпоху неолита, в самобытную неолитическую культуру этой области и даже глубже — в мезолит уходят корни искусства и культуры амурских племен, заселявших низовья реки. Ученые относят калиновские личины к эпохе металла, предположительно к концу I тысячелетия до н. э. или к началу I тысячелетия н. э.

Майские наскальные рисунки

Сюжеты на скалах

Наскальные рисунки у стойбища Май расположены на отвесных скалах правого берега Амура, в 13 километрах от Булавы, у бывшего стойбища Май (ныне урочище Май Ульчского района). На них изображены кони, всадники, птицы, животные, лодки, человеческие фигуры. Всего найдено 44 рисунка, выполненных в технике резьбы. Изображения относятся к эпохе раннего средневековья и датируются первой половиной первого тысячелетия нашей эры (VIII—Х).

Резные линейные изображения — это самая ранняя часть рисунков на скалах. Среди петроглифов Нижнего Амура они выделяются как техникой исполнения, так и сюжетами. Отличие еще и в том, что древние изображения расположены в основном на отвесных плоскостях соседних скал и лишь в виде исключения на базальтовых валунах. Это в полном смысле слова наскальные рисунки. Они выполнены в резной линейной технике. Древние художники их не выбивали, а резали ножом или каким-то другим металлическим инструментом с тонким острым лезвием по размягченной временем, сравнительно рыхлой, выветрившейся поверхности скал.

Как писал А. П. Окладников в книге «Олень Золотые Рога», в настоящее время известны шесть местонахождений наскальных изображений на Нижнем Амуре и в долине Уссури, образующих резко выраженную самостоятельную группу среди всех других таких же изображений Северной Азии и других областей азиатского материка. Это Сикачи-Алян и Кия (Чертов плес у Хабаровска), Шереметьево на Уссури, рисунки в Калиновке и у бывшего стойбища Май в низовьях Амура, петроглифы Медвежьих Щек на реке Суйфуне между Уссурийском и Владивостоком.

Майские наскальные рисунки

Археологи предполагают, что в наскальных изображениях Нижнего Амура отражены конкретные исторические события, происходившие в далекое время на Амуре. Они связаны с жизнью ранних тунгусов — мохэских племен, которые считаются предками бохайцев и чжурчжэней, а также с более поздними миграциями на Амур оленеводческих групп северных тунгусов. Особо выделяются раннесредневековые наскальные изображения мохэского времени (начало нашей эры, вплоть до VIII века). Они во многом связаны по стилю и содержанию (конные изображения, сцены охоты) с искусством соседних с Амуром тюркских и, вероятно, монгольских племен Центральной Азии и Сибири. Контакты мохэ с племенами степняков подтверждаются археологическими исследованиями, письменными источниками и этнографическими сведениями.

Проникновение в долину Амура поздних тунгусских племен охотников и оленеводов, возможно, вышедших из Прибайкалья, также наглядно отражено группой наскальных рисунков у стойбища Май. Они также во многом близки к мохэским рисункам в Сикачи-Аляне. Их сближает как местонахождение на отвесных плоскостях скал, так и техника — резная, линейная. Похожи и сюжеты — изображения животных, в том числе лошадей.

Многие древние изображения у стойбища Май представляют собой незавершенные изображения, словно это беглые наброски той или иной фигуры. Возможно, что это даже не наброски, а намеренно фрагментарные изображения. В ряде случаев животные напоминают птиц: у них плавно изогнутые туловища, очерченные кривыми линиями. Отдельные фигуры животных, среди которых, например, схематически обрисованная лошадь, настолько близки к сикачи-алянским, что их легко принять за точные копии последних: то же вытянутое туловище, те же продольные полосы, начерченные ножом вдоль тела коня. Есть здесь и резное изображение лодки, такое же, как на резных писаницах в Сикачи-Аляне: оно выполнено в виде дуги, с человечками — вертикальными полосками на ней. Рисунок этот вырезан более широкими и глубокими линиями. И вместе с тем мы видим на рисунках у стойбища Май нечто иное, новое и необычное — это размеры фигур. По сравнению с наиболее характерными мохэскими изображениями здешние рисунки очень миниатюрные. По определению археологов, они имеют «карманный» характер. Линии, которыми они выполнены, тоньше, а местами настолько легки, что еле заметны и только угадываются. Необычны для мохэских петроглифов Сикачи-Аляна такие любопытные трактовки отдельных фигур, как «жизненная линия» — схематическое воспроизведение аорты и сердца, а также изображение следов от птичьих коготков или копыт животных тройной развилкой — тройчаткой. Своеобразно древние художники рисовали хвост — в виде «елочки» или метелки.

Майские наскальные рисунки

Особые черты майских писаниц проявляются в изображениях лошади. Если в рисунках Сикачи-Аляна чувствуется рука и глаз человека, которому лошадь была близка, который знал прекрасно своего коня от копыт до кончиков ушей, то здесь, наоборот, обнаруживается какая-то беспомощность в обрисовке лошадиной фигуры. Похоже, что об этом животном мастер, оставивший на скале рисунки, знал только понаслышке. Особенно это заметно на рисунке лошади с неуклюжим туловищем и вписанной в него трапециевидной головой. И что характерно, под мордой животного нарисован «клок», какой бывает только у оленей или лосей.

На рисунках у стойбища Май впервые обнаружена относительно большая группа оленей. Северные олени в отличие от лошадей изображены с полным знанием анатомических особенностей и, в первую очередь, рогов. Рога оленей высоко подняты, с длинными отростками, подчеркнуто грациозны. Они совсем не такие, как у лося с его тяжелыми лопатами, обрамленными короткими, массивными зубцами. Это, несомненно, рога северного оленя. Тела «оленей» утонченны и хрупки. Настоящим шедевром можно назвать рисунок, где мастерски схвачены форма туловища животного (голова повернута назад), его миниатюрный хвостик, изящно очерченная задняя нога. Так живо мог изобразить северного оленя только охотник или оленевод, вся жизнь которого связана с ним. Этого рисунка было бы достаточно, чтобы возникла мысль о принадлежности майских рисунков к миру охотников, бродячих племен тайги, эвенов и эвенков.

Другим сюжетом, который особо привлекал внимание древнего рисовальщика, были птицы. Перед нами водоплавающие, которые также изображены на петроглифах Сикачи-Аляна и Шереметьево, а еще лесные, боровые птицы. По общим очертаниям они напоминают глухаря или тетерку.

Современное состояние майских наскальных рисунковЗаслуживают внимания два рисунка, точно передающие орнамент определенного типа. Он не криволинейный амурский, а прямолинейный геометрический. В его основе зигзаг, который сочетается с концентрическими арочками — простыми и стрельчатыми. Стоит увидеть эти узоры, вырезанные на камне, чтобы стало ясно их происхождение: подобные композиции из зигзагообразных полос и арочек составляют основу орнаментики таежных племен Восточной Сибири, эвенов и эвенков, а также их соседей долган. Еще на скалах у стойбища Май есть только один рисунок, изображающий ловчую изгородь или сеть. Подобные рисунки хорошо известны по петроглифам Восточной Сибири, выполненным в той же резной линейной технике.

Образ человека в этом наборе сюжетов занимает далеко не последнее место. На майских скалах есть одна схематичная фигура всадника на лошади. Другой всадник изображен схематично, у него большая круглая голова, и в отличие от первого он сидит не на коне, а на северном олене. Об этом свидетельствует обрисовка головы животного с характерным подшейным «клоком», а еще яснее — дугообразно изогнутый рог с торчащими от него вперед отростками. Так выглядят только рога северного оленя. Еще на этом рисунке есть две человеческие фигурки. По форме они напоминают идолов. Одним из самых важных в наскальных изображениях, с точки зрения рисовальщика, являлся символ женского начала. Об этом свидетельствует детальность и тщательность соответствующего рисунка, выполненного не только с особым усердием, но и помещенного в центре композиции.

Рассматривая наскальные сюжеты у стойбища Май и отмечая в них таежную тематику, можно предположить, что их авторами были представители какого-то лесного племени. Движение древних людей на восток происходило маленькими группами в течение многих веков, что получило отражение в говорах, сказаниях, в тунгусской топонимике. Может быть, одна из групп эвенков, попавших в долину Амура, и оставила свои рисунки на скале у стойбища Май.

Современное состояние майских наскальных рисунков

Исчезающие шедевры

Места, где находятся петроглифы и наскальные рисунки, у народа нани и других коренных жителей Приамурья с давних пор считаются священными, здесь люди проводили особые ритуалы, молились своим богам. К сожалению, эти археологические памятники являются частью природной среды и не могут быть изолированы от гидрологических, физических и биологических процессов. Наскальные рисунки у стойбища Май, как и многие памятники древнего искусства под открытым небом, подвержены природному влиянию, в период ледохода или наводнения они разрушаются. Особенно губительны перемещения ледяных глыб. Во время весеннего ледохода на Амуре из-за больших глубин и скорости течения гигантские плиты льда толщиной до полутора метров бьются о скалы с рисунками. Вот почему в настоящее время часть майских наскальных изображений утрачена.

Что знают школьники о наскальных рисунках?

Небольшое социологическое исследование среди учащихся 6–11-х классов Булавинской школы помогло мне понять, что известно ребятам о майских рисунках и петроглифе у села Калиновка.

В опросе принял участие 101 человек. На вопрос «Знаете ли вы что-нибудь о наскальных рисунках?» положительно ответили 14 человек (14 % от общего числа опрошенных). На вопрос «Где расположены петроглиф и наскальные рисунки в Ульчском районе?» положительно ответили 18 человек (17,8 % от общего числа опрошенных). На вопрос «Знаете ли вы, что на них изображено?» правильно ответили 12 человек (11,8 % от общего числа опрошенных). На вопрос «Какое значение имеют наскальные рисунки для истории Дальнего Востока?» ответы учащихся были следующие: память — 7 человек, история — 5 человек, наследие — 3 человека, памятник — 2 человека, обычаи — 2 человека, традиции — 2 человека, достопримечательность — 2 человека, занятие — 2 человека, жизнь этого места — 1 человек.

Полевые исследованияЭкскурсия в древнюю галерею

Чтобы привлечь внимание моих сверстников к уникальному культурному наследию народов Амура, я разработала маршрут экскурсии «Майские наскальные рисунки». Ее лучше проводить в теплое время года — с июня по сентябрь.

Путь от Булавы до бывшего стойбища Май составляет 13 километров. Группа должна отправиться по маршруту на моторных лодках. Прибыв на место, нужно совершить обряд кормления духов этого места, как делали наши предки. Затем экскурсовод расскажет о наскальных рисунках. После этого приготовление ухи на берегу, обед и возвращение в Булаву на моторных лодках. В общей сложности экскурсия займет четыре с половиной часа.

Полина ДЕЧУЛИ
Научные руководители Н. А. Кучекта и Е. А. Дигор


Источники

  1. Деревянко А. П. В поисках оленя Золотые рога. Москва: Советская Россия, 1980.
  2. Золотарев А. М. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск: Дальгиз, 1939.
  3. Окладников А. П. Лики Древнего Амура. Новосибирск, 1968
  4. Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Ленинград: Наука, 1971.
  5. Окладников А. П. Олень Золотые Рога. Рассказы об охоте за наскальными рисунками. Ленинград — Москва, 1964.