Красной нитью

Традиционная вышивка славянских мастериц

В собрании Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова хранится более 100 вышитых полотенец и около 30 женских рубах, созданных славянскими крестьянами. Это ценные источники историко-культурной информации о жизни и быте переселенцев в период активного заселения восточных территорий Российской империи в конце XIX – начале XX века.

Коллекция начала формироваться еще в первой четверти ХХ века. Сначала были лишь единичные образцы, но постепенно она пополнялась уникальными экспонатами, которые сотрудники музея привозили из экспедиций в села, основанные первыми переселенцами — Бичевая, Прудки, Полетное, Каменец-Подольское в Хабаровском крае, Любитовка, Ариадное и Пантелеймоновка в Приморье.

Лаконичный стиль вышивания на Дальнем Востоке России появился на рубеже ХIХ—ХХ веков вместе с переселенцами. Русские, украинцы и белорусы приезжали на восточную окраину за новой жизнью. В первой переселенческой волне участвовали казаки и крестьяне из 20 губерний и областей: Тамбовской, Воронежской, Самарской, Астраханской, Тобольской, Томской и др. К концу XIX века, с открытием морского сообщения между Одессой и Владивостоком, в потоке переселенцев стали преобладать украинцы, жители Черниговской и Полтавской губерний. В начале ХХ века Транссибирская железная дорога открыла путь выходцам из Рязанской, Тульской, Воронежской и Курской губерний, а также из Левобережной и Правобережной Украины, возросло число прибывавших из Могилевской и Минской губерний Белоруссии.

Полотенце обрядовое. Белорусы. 1920-е. Домотканое полотно (лен), вышивка в технике крест

Переселенцы брали в долгую дорогу только самое необходимое и дорогое сердцу, в том числе текстиль, вышитый своими руками. А вместе с этим привозили на новое место устоявшиеся традиции, обряды, семейный уклад, способы изготовления одежды, предметов быта и их украшения. Несмотря на неоднородность переселенческого населения по этническому и религиозному составу, умение народных мастеров с помощью простых приемов и материалов органично объединять утилитарность и красоту роднит русских, украинцев и белорусов в едином культурном пространстве, характерном для славян.

Рубаха праздничная. Украинцы. Начало ХХ в.  Домотканое полотно, вышивка в технике «крест».  Автор Фекла Петровна Войтова

Чтобы придать одежде особенные черты, мастерицы расшивали женские рубахи (сорочки), фартуки, понёвы (юбки), пояса, изредка и мужские рубахи. В домашнем убранстве использовали вышитые подзоры для кроватей, праздничные и обрядовые скатерти, полотенца или рушники. Полотенца выступали и мерилом благосостояния — чем больше их в доме, тем богаче семья, и главным компонентом интерьера — ими украшали двери, окна, красный угол с иконами. Нередко полотенце служило праздничным или обрядовым поясом, поэтому длина некоторых из них достигала пяти метров, а средняя считалась до двух с половиной метров.

Полотенце праздничное. Середина ХХ в.  Домотканое полотно, тканый орнамент

О предназначении предмета быта или одежды могли рассказать и вышитый узор, и его композиция, и цвет нитей. С одной стороны, орнамент нес определенную информацию о назначении изделия, степени достатка семьи, возрасте того, кому данная вещь принадлежала. С другой, это был своего рода рассказ мастерицы о себе, восприятии окружающего мира, своих мечтах. Геометрические мотивы — ромбы, квадраты, перекрестья — символизировали пшеничное поле. Крючковатые — кресты, звезды, полосы или зигзаги — солнце и его лучи, воду и реки. Эти символы связаны с культом плодородия, поклонением силам природы, энергии солнца, воды, ветра. Растительный орнамент означал плодородие и саму жизнь. Дерево символизировало связь поколений, и нередко его вышивали между двумя птицами, в центре трехчастной композиции. Птицы (павы) олицетворяли добро и долголетие. Так из различных элементов вышивки складывался рассказ, который и сегодня можно прочитать.

Скатерть. Украинцы. Начало ХХ в. Домотканое полотно (лен), вышивка в технике «крест», кружево

Чем геометричнее и «проще» орнамент в вышивке, тем он старше, тем вернее отсылает нас к языческим представлениям об окружающем мире. Люди верили, что изображение женской фигуры, олицетворявшей богиню земли-Матери, принесет в дом благополучие, жизненную силу, плодородие и добро. С течением времени орнамент менялся, его мотивы переосмысливались. Так изображение коня, отождествлявшееся в древности с языческим богом, стало одним из символов христианской веры. В начале ХХ века появились натуралистические растительные узоры, в которых легко узнаются розы, виноградная лоза.

Полотенце обрядовое. Украинцы. 1920-е.  Хлопчатобумажная ткань, вышивка  в технике «крест», кружеваВедущий цвет славянской вышивки красный. Он символизировал красоту, весну, тепло, здоровье, жизнь. Как и орнамент, цвет нити в вышивке играл роль оберега. Яркое праздничное ощущение создает сочетание белого неокрашенного холста и красных нитей. Красители вплоть до второй половины XIX века заготавливали самостоятельно, для чего использовали кору деревьев (например, ольхи), ягоды, соцветия. Славяне хорошо знали свойства марены красильной — многолетнего травянистого растения, дававшего яркий и стойкий красный оттенок. Благодаря природным красителям появился в вышивке и черный цвет. Мастерицы его использовали в основном для акцентирования внимания на красном узоре, чтобы сделать его еще ярче. Позднее для окраски нитей стали применять анилин. Однако и в ХХ веке красный цвет продолжал оставаться ведущим во многих изделиях народного творчества.

Полотенце обрядовое. Украинцы. 1920-е.  Ткань хлопчатобумажная, вышивка в технике «крест», кружеваОсновой женского костюма служила рубаха — самая первая и главная одежда, прилегающая к телу, поэтому ее значение было особым, а украшению уделялось главное внимание. Для создания рубахи использовали отбеленный или серый домотканый холст из льна или конопли. Как правило, мастерица все делала сама: пряла, ткала, шила, вышивала, продумывала конструкцию, композицию и декор одежды. Рубахи кроились из цельных прямоугольных полотен, без криволинейных деталей. Это связано с тем, что при раскрое ткань разрывали, а не резали. Такой способ позволял использовать материал без остатка. Орнаментальные мотивы на рубахах вышивали по краю подола, рукавов и ворота, а также над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов, в местах «входа». Таким образом, они находились «на страже», защищая тело человека.

Вышитый текстиль так или иначе использовали на всех этапах жизни человека, связанных с рождением и смертью, с крестьянским календарем. Без него не обходились во время свадебных, праздничных или ежедневных обрядах. Часто вышитая одежда и элементы убранства передавались по наследству.

Традиционная вышивка славян вместе с деревенским бытом и представлениями о мире давно ушла в прошлое. «Прочитать рассказы» мастериц XIX — начала XX века позволяют предметы из коллекции Гродековского музея.

Ксения ЕГОРОВА
Фото из архива Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова и Галины Першиной