В начале апреля состоялась премьера фильма «Золото Умальты», первого дальневосточного экшена. Автором идеи является губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв. Он стал почетным гостем премьерного показа, который прошел в московском кинотеатре «Октябрь», и, выступая, пригласил всех в Хабаровский край, где главное золото — люди, которые живут здесь и развивают регион. И еще губернатор выразил уверенность, что «Золото Умальты» станет настоящим брендом Хабаровского края, привлечет туристов и всех, кто интересуется историей Дальнего Востока и его уникальной природой. Сюда команда фильма приезжала поработать с натурой. Места, где происходили исторические события, сегодня совершенно преобразились: исчез поселок возле реки Умальта, изменились дороги, поэтому для съемок выбрали живописный хребет Хехцир, Медвежье озеро и Амурские столбы. Основные работы проходили в Карелии и Санкт-Петербурге. Яркая презентация фильма «Золото Умальты» прошла еще в прошлом году. Хабаровские кинолюбители встретились с китайской делегацией, специально приехавшей на праздник, узнали о планах на съемку совместного кино, представили свои проекты. Они разные — о национальной культуре, экологии северных территорий и дальневосточной истории, о железной дороге и судьбе человека в пути, о творчестве и музыке. Да, пока и людей в этом кинобизнесе немного, и российско-китайский фильм существует только в теории, но ведь все начинается с идеи. А пока жители огромной страны смотрят первый дальневосточный истерн, снятый на основе реальных событий. История с умальтинским золотом абсолютно правдива. Разве что такие ограбления проходили не единожды, да и караваны, как правило, были побольше. В фильме обоз сопровождает немногочисленная охрана, но удивляться тут нечему: идет 1917-й, Россия несет тяжелые потери в Первой мировой. И Гражданская война будет пылать на Дальнем Востоке до осени 1922 года. Времена неспокойные, и людей на малозаселенной дальневосточной земле не хватает. В ту пору здесь насчитывалось едва ли 200 тысяч рабочих, которые по большей части трудились и жили в Хабаровске, Благовещенске и Владивостоке. И вот на фоне потрясающе красивых зимних пейзажей разворачивается начало картины — ограбление обоза. Нападающие в деревянных или берестяных личинах впечатляют. Надо думать, абстрактность этих масок оправданна — это скорее русские обрядовые личины, в которых прежде ряженые ходили по селам и городам колядовать. Отдаленно напоминают они и буддийские маски, используемые в мистерии цам (в переводе — танец). К коренным народам Приамурья маски эти никакого отношения не имеют. Да и могли ли нани или удэхэ просто так использовать элементы священного шаманского образа? Шаманы в ту пору не утратили своего влияния, для коренных народов это были могущественные люди, говорящие с духами, владеющие особыми силами. В отличие от северных народов, где шаманизм был семейно-общинным, у приамурских этносов шаманом становился именно духовный избранник, и весь его ритуальный наряд от шапочки с металлическими рогами до громового пояса был священен. Маска была важной частью этого образа. Тем еще раз подчеркивается, что нападающие — это не местные. Но кто же тогда? Сюжет переносит нас в Санкт-Петербург. Золотопромышленник и миллионер Булыгин — беспринципный делец, которого не волнуют жизни людей, осознав, что в революционной смуте страховая компания не сможет вернуть ему стоимость пропавшего груза, сам отправляется в Хабаровск на поиски золота. Его спутница Софья — поначалу терпеливая, даже смиренная — вдруг раскрывается как хитрая и охочая до денег предпринимательница. Именно она организовала ограбление обоза и устроила поездку на Дальний Восток. В Хабаровске у нее не только финансовый интерес, но и самое важное личное дело — найти и вернуть сына, отданного в детский дом. Невольно начинаешь сопереживать этой женщине, предавшей собственного ребенка, предавшей мужа и готовой предать всех, но так отчаянно стремившейся исправить ошибку прошлого. Здесь же появляются китайцы, которых в ту пору в регионе действительно было немало. Фильм, конечно, лучше смотреть, если историческая канва известна заранее, но основной узор истории читается ясно. Итак, подумалось, что в этом противостоянии китайской бандитской группы и Софьи (которое заканчивается смертью женщины) — сама идея столкновения китайских и российских интересов на Дальнем Востоке. Длившийся с XVII века конфликт, казалось, был исчерпан в 1858 году, с подписанием Айгунского договора. Но любой историк напомнит, как в скором времени (после событий, показанных в фильме) японские войска захватят Маньчжурию, создадут там марионеточное государство и посадят на престол последнего китайского императора Пу И. В 1945-м его схватят советские войска, привезут в Хабаровск, а потом именно бывший император будет давать показания против японцев на знаменитом Токийском процессе. История повторяется по кругу, меняются только декорации. Многие заметили, что режиссер не удержался и ввел в сюжет американского охотника за сокровищами, о котором в истории с умальтинским золотом информации не было. Но Русско-американская компания была хорошо известна на Дальнем Востоке, и не всегда западные предприниматели вели честную торговлю. История этого колониального торгового объединения прекратилось в 1867 году после продажи Аляски, хотя отдельные представительства действовали в регионе и в 80-е годы XIX века. Шаг за шагом картина проясняется — становится ясно, кто напал на обоз и как удалось провернуть это дело. Появляются и местные жители — именно они спасают чудом выжившего бывшего каторжанина Егора, сопровождавшего обоз, лечат его, следуя древнему таежному правилу — помогать друг другу. Не обошли создатели фильма и обряд лечения, хотя образ получился собирательным. Даже в этом небольшом фрагменте старые лесные охотники говорят, как щедра тайга и в ней всего вдоволь — лечебных трав, мяса, ягод. Все мудро устроено, все вокруг живое, и у каждого в жизни своя роль. Может, потому и гибнут герои, что не желают признать эту мудрость? Непростым получился фильм. Жители Хабаровского края, ждавшие «Золото Умальты» с особым чувством еще и потому, что в кино снялся хабаровский артист Хабаровского краевого музыкального театра Денис Желтоухов, получили историческое кино с напряженным и запутанным сюжетом, которое повлекло интересную серию обсуждений. Засобирались на поиски пропавшего клада, тем более в Верхнебуреинском районе вот-вот завершится реконструкция взлетно-посадочной полосы. Вспомнили о других ограблениях, которые происходили на нашей земле за последние сто лет, в первую очередь, конечно, о золоте Колчака. Может, это сюжет следующего яркого истерна? Анастасия МАГНУС |
|||
|