Вселенная музыканта Аси ФуртаУ героини моего очерка лаконичные имя и фамилия, но за ними скрывается огромный и богатый мир человека, который идет с музыкой по жизни и действительно украшает ее своим искусством, дарит радость и энергию от встречи с прекрасным. Строгое и одновременно нежное имя Ася и твердая, ясная фамилия Фурта. Но между ними яркая палитра красок, владеть которой — удел немногих избранных. Эти имя и фамилия говорят о строгой дисциплине, прежде всего к себе, и о безграничной увлеченности своим делом. Наш город знает и любит Асю Фурта как руководителя концертного оркестра русских народных инструментов (сначала филармонического, сейчас — колледжа искусств), с ним и ассоциируется ее музыкальное имя. И не столь важен, в конечном итоге, «адрес» коллектива. Главное, «корабль плывет» — есть оркестр, которым руководит уважаемая, незаменимая, уникальная Ася Георгиевна. Наши диалоги открыли для меня тонкого, чуткого собеседника, скромного человека, который твердо и уверенно идет своей дорогой и выбирает в попутчики столь же талантливых и надежных людей. Всегда интересны первые шаги в профессии. Этими воспоминаниями мы и открываем разговор с музыкантом. — Все, конечно, началось с раннего детства, когда проявилась моя музыкальность — рассказывает Ася Георгиевна. — В детском саду я и пела, и танцевала, реагируя на музыку, и играла на различных детских музыкальных инструментах. Воспитатели всегда знали, как меня занять — давали шумовые детские инструменты, сажали за ксилофоны, маленькие рояли-пианино, и я с увлечением тыкала в клавиши. В третьем классе пошла в детскую музыкальную школу № 4 на Базе КАФ. Меня приняли на домру, хотя, как и все дети, я шла поступать на фортепиано. Первым педагогом была Любовь Григорьевна Мизернова, которая учила меня все пять лет. А вот любовь с домрой случилась не сразу. Поначалу было привыкание к новому, тогда еще незнакомому инструменту. Кто же знал, что такое домра? Постепенно втягивалась в процесс. Я полюбила этот инструмент в 4-м классе, ближе к концу, когда уже что-то получаться стало. А так тяжеловато было — то пальцы болели, то руки не так стояли, то еще что-нибудь. Кстати, в то время как юная Ася упорно осваивала непростой инструмент, на западе нашей страны набирало обороты концертное исполнительство и росла популярность авторитетного музыканта Александра Андреевича Цыганкова, с которым в годы работы в краевой филармонии ей доведется сотрудничать. Цыганков на трехструнной домре творил чудеса, демонстрируя их в транскрипциях и в собственных пьесах, концертных обработках и фантазиях на темы народных песен. Все эти премудрости, приемы игры на домре еще предстояло освоить нашей ученице на разных этапах профессионального становления. В школе ей нравились такие направления, как ансамбль, оркестр. Этот вид музицирования невероятно привлекал, отчасти и тем, что для способного ребенка не требовалась домашняя подготовка — «там приходишь и по нотам играешь, с листа читаешь, наизусть ничего не надо учить. Сидишь и просто играешь ноты. Иногда, когда уже выучишь партии хорошо и когда кто-то другой рядом сидит с невыученными партиями, не играет, тогда скучаешь». Любовь Григорьевна, педагог Аси, отмечает особую любовь своей талантливой ученицы к игре в оркестре и даже вспоминает, как девочка, которая постоянно побеждала в городских конкурсах, так же постоянно спрашивала ее: где могут научить дирижировать оркестром и где можно продолжить играть в оркестре... В 1970-е ребят из отдаленной от центра города школы не возили в филармонию на концерты. — Раньше не так было заведено, как сейчас. Пушкинских карт, конечно, не было, — смеется Ася. — Но какие-то артисты все же в школу приезжали с концертными программами и, наверное, вдохновляли учеников на музыкальные подвиги. Когда в классе четвертом-пятом педагог сказала, что у ученицы есть способности к обучению, они с мамой начали задумываться о продолжении «музыкальных университетов». Выпускница школы пришла в Хабаровское училище искусств, где на первый курс поступали 14 домристов. Сейчас такое количество и представить невозможно, разве что объединить абитуриентов-домристов всех колледжей Дальневосточного региона. На первый курс зачислили 25 человек. Руководил отделением замечательный профессионал — баянист Виктор Арсентьевич Никиточкин. Домру преподавали несколько педагогов, а Асю Фурта распределили в класс большого энтузиаста этого инструмента Раисы Васильевны Янкиной. Она и формировала юного музыканта. На третьем курсе уже появилось свое видение музыки и вместе с ним небольшие разногласия с педагогом, как часто бывает у одаренных студентов. А на четвертом курсе пришло понимание, что нужно закончить колледж и дальше поступать. — Каким было училище тогда — атмосфера, общий настрой? — спрашиваю у музыканта. — Тогда здесь жизнь бурлила, кипела, все гудело! Студентов было значительно больше и на отделении, и во всем колледже. Классы приходилось занимать с семи утра, чтобы позаниматься. Целый день здесь находишься, домой приезжаешь почти к полуночи. В основном период в училище — это погружение в музыку, в профессию. Оркестр вел один год С. Парсаев, потом до конца обучения С. Москаев. Мы играли оркестром Первую симфонию Калинникова, его наисложнейшие сочинения, которые в то время до нас не доходили, не было полного понимания, скажем так. Выигрывались, звучало хорошо, красиво, но мышление студентов было другим, не для масштабных симфонических полотен. У нас в отделении тогда было три оркестра — оркестр заочников, оркестр аккордеонистов-баянистов и смешанный. Смешанный оркестр — это учебный коллектив, с которым редко выступали за пределами alma mater. Обычно выходили с концертными программами и номерами на сцену училища в отчетных концертах, выступлениях к каким-то юбилеям, в сводных, сборных мероприятиях. Вспоминаю участие в конкурсах ансамблей как более мобильной форме музицирования. Период учебы в училище (сейчас в колледже) — наиважнейший этап формирования любого музыканта: закладываются мировоззренческие основы, приобретаются профессиональные навыки, и музыкант, погруженный в процесс творчества, понимает, куда двигаться дальше. Ася Фурта вспоминает прекрасные взаимоотношения с преподавателем музыкально-теоретических дисциплин А. П. Липиной, преподавателем истории О. Д. Моренко, которые помогали в учебе, поддерживали. Училище искусств в то время было собранием выдающихся музыкантов, людей искусства, имеющих прекрасное образование, внутренний стержень; преподавателей, с полной отдачей занимающихся любимым делом. Некоторые из них до сих пор трудятся на ниве музыкальной педагогики. Разные отделения, специальности нашего колледжа можно сравнить с сообщающимися сосудами. Это не замкнутая система: учась на одном отделении, у одних педагогов, можно вдохновляться другими, общаться с ними и находить точки соприкосновения. Конечно, и у студентки Аси Фурта были такие вдохновители — преподаватели училища, повлиявшие на становление личности. — В первую очередь, назову Марата Моисеевича Свирщика, помню, как он дирижировал духовым оркестром. Также выделю Галину Леонидовну Баянову — преподавателя виолончели. Для меня виолончель вообще была одним из самых любимых инструментов. Я даже пыталась на ней учиться играть, но поняла, что поздновато. Но уже молодым педагогом я год ходила на занятия к Галине Леонидовне. С большим теплом вспоминаю Полину Леонидовну Славскую, которая была и концертмейстером, и мамой, и всем на свете... Сейчас кажется, что моя собеседница родилась с дирижерской палочкой. Но всегда интересно узнать об альтернативном пути, иных увлечениях, а также о том, каким Асе Фурта виделся город на Амуре во времена незабвенной юности. — Поначалу больше увлекалась рисованием. Умудрилась даже в художественную школу походить. Любила рисовать животных, сказочных героев. В 7-м классе общеобразовательной школы меня научили резьбе по дереву, и я увлеклась этим ремеслом, — рассказывает Ася. — Потом все успокоилось, и я, естественно, занялась музыкой, музыка победила. Нине Ивановне Узинской, нашему преподавателю по литературе, я подарила вырезанный мною портрет Пушкина. Она до сих пор его хранит и все время раньше напоминала, что это Фурта подарила. Что касается города, он определенно был светлее, веселее, ярче, добрее. У меня такое ощущение осталось от Хабаровска времен моего студенчества. Кстати, подруга и однокурсница Аси Ольга Федорова (Шведова), в настоящее время педагог детской школы искусств № 6, вспоминает, как прекрасно та рисовала, и ее в училище все время задействовали в этой сфере. Педагог по истории просила оформлять наглядные материалы для уроков, заведующая по воспитательной работе — стенгазеты к праздничным датам. А когда после третьего курса студентки пошли на летних каникулах на подработку в детский сад, Ася по собственной инициативе ярко, красиво, как теперь бы сказали, креативно разрисовала беседки, скамейки, стены. Показала себя как художник-дизайнер. Ольга Шведова отзывается об Асе как об очень надежном, преданном, искреннем человеке и вспоминает, какой прекрасной спортсменкой та была: одна с курса приносила призовые места, участвуя в лыжных соревнованиях, турнирах по волейболу, легкой атлетике. «Крепкая студентка, ответственная. Выезжала на занятия из дома в шесть утра, уходила в десять. Помню, что мечта стать дирижером зародилась в колледже». К слову, сама Ася с улыбкой замечает, что не всегда была прилежной ученицей, немного ленилась, уроки не прогуливала, но, возможно, что-то не всегда успевала делать на сто процентов. После училища дальнейшее обучение Ася решила продолжить в Дальневосточном педагогическом институте искусств, отчасти из-за близости Владивостока к Хабаровску. Хотелось быть поближе к дому, к маме. Нина Васильевна всегда гордилась успехами дочери. Главный экономист, бухгалтер, она была человеком со вкусом, разбиралась в музыке, живописи, искусстве. Сама прекрасно пела и рисовала. Владивосток, с его моросью, бесконечными спусками-подъемами, тогда, во второй половине 1980-х, во время учебы в вузе не откликался, не вдохновлял сту, дентку. В общежитии не вызывали симпатии актеры, которые любили группами собираться, шумели, учили роли, когда все уже отдыхали. Хотя и музыкантам приходилось собираться ночью курсом для прослушивания музыки, поскольку днем из-за лекций, занятий специальностью, порой работы не успевали готовиться. Однокурсник Сергей Токарев каким-то образом пробирался в кабинет звукозаписи, приносил оттуда пластинки, и студенты слушали музыку залпом. Порой за ночь нужно было прослушать трех композиторов, а утром показать знание материала педагогу. Каким же легким кажется обучение в наше технически оснащенное время, когда музыка доступна в любое время и в любом месте! В институте Асю Фурта пригласили работать в ансамбле, и ей даже удалось побывать пару раз в Японии. На теплоходе ансамбль исполнял русскую программу для туристов. Не обошлось и без приключений, когда судно попало в шторм и с трудом выплыло, а уже в городе, где все здания были как близнецы, вместе с Татьяной Ляпустиной, также хабаровчанкой, ученицей Р. В. Янкиной, они заблудились, и все свободное время жаркого дня ушло на поиски пирса. В институте укрепилось желание стать руководителем оркестра, и этот момент хорошо закрепился в памяти: — Не знаю, почему я захотела заниматься дирижированием. Мысль об этом зародилась лет в одиннадцать. В институте у нас было два дирижера — Татьяна Тыква и Сергей Борщев. Мне хотелось к Татьяне пойти учиться, потому что она была харизматичная, всегда смотрелась как женщина, руководитель оркестра, весьма экстравагантно. Мне тоже захотелось начать дирижировать, и я, скажем так, заочно, зрительно училась, глядя на нее. Тогда, в детстве, я приехала к бабушке на каникулы в Харьковскую область, смотрела телевизор, и там показывали большой симфонический оркестр. За пультом стояла Вероника Дударова, знаменитая женщина-дирижер. Кажется, она тогда единственная в мире в этой профессии была. Я обомлела, увидев, как она дирижирует. Тоже харизматичная, артистичная. И, как сейчас понимаю, тогда у меня родилась мечта стать дирижером. К сожалению, Татьяна Анатольевна Тыква не взяла меня к себе в класс и предложила пойти к Сергею Ивановичу Борщеву — прекрасному музыканту, преподавателю, ныне ушедшему. Я у него проходила курс дирижирования. По окончании ДВПИИ Ася Фурта получила квалификацию дирижера оркестра народных инструментов и артиста оркестра (ансамбля) народных инструментов, хотя в то время от одной квалификации можно было отказаться, не подтверждать ее экзаменами. Распределения после института как такового не было. Вернувшись в родной город, пришла работать в свою школу и по совместительству в колледж, куда ее пригласил директор В. М. Иванов. В 1993 году перешла в колледж, и, наверное, с этого времени заветная мечта стать дирижером стала приближаться. Более 30 лет работает в колледже Ася Георгиевна Фурта и восемь из них заведует предметно-цикловой комиссией «Инструменты народного оркестра». Как и все молодые педагоги, начинала путь с малого — ей доверяли учеников постепенно. Да и не могло быть их много, часто были проблемы с набором на домру и балалайку. К одухотворенному педагогу тянулись студенты, и сейчас она гордится своими выпускниками, которые работают и в крае, и даже в знаменитых российских коллективах. Ксения Шабашова и Юлия Ширкина, выпускницы 2023 года, уже сами преподают в школах и на недавний конкурс им. Б. Ушакова выставляли своих учеников. Думаю, сюрпризом для педагога станет высказывание ее выпускницы, отличницы Ю. Ширкиной, которое я приведу ниже: «Педагог с большой буквы! В своих студентов она вкладывает большое количество знаний, учит творчески мыслить и всегда идти вперед, что бы ни случилось. Стиль подачи материала у Аси Георгиевны лаконичный, интересный и местами даже забавный. У нее на парах время всегда летит незаметно, и за каких-то 45 минут она может вложить в тебя тонну полезной информации! Я полюбила Асю Георгиевну не просто как преподавателя, но и как человека. Думаю, большинство студентов поддержат мое мнение: почти каждому, кто хоть немного работал с ней, было комфортно и до безумия интересно, она умело держит профессиональную планку и не склоняется перед трудностями. С ней всегда очень весело и можно общаться на разнообразные темы. Помню, когда нам хотелось дополнительной специальности, мы садились под дверьми ее класса и специально фальшивили, а она выходила, чтобы сделать замечание и исправить наши ошибки, а потом сдавалась и проводила дополнительный урок. Работало почти всегда! А перед концертами-конкурсами Ася Георгиевна очень трепетно нас поддерживает, подбадривает, хотя сама очень сильно волнуется, но пытается не показывать это, а мы-то все чувствуем и видим. Я очень рада, что однажды жизнь меня свела с таким прекрасным человеком — замечательным преподавателем, который вложил в меня частичку своей души (а может, и больше). И надеюсь, что наше с ней сотрудничество только начинается!» В Российской академии музыки им. Гнесиных учились ее блистательные выпускники Наталья Шелковникова и Владислав Афанасьев. Влад сейчас солист знаменитого ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, Наталья же имеет квалификацию артиста оркестра высшей категории и работает в академическом оркестре русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова, дирижером оркестра русских народных инструментов имени В. Глейхмана и преподавателем детской школы искусств «Тутти» в Москве. У истоков мастерства этих ребят, конечно, преподаватель Ася Георгиевна Фурта: под ее руководством они приобретали опыт оркестровых музыкантов, готовились к конкурсам, где становились лауреатами. Как педагог колледжа А. Г. Фурта побывала во многих городах и поселках Дальневосточного региона — в Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Эльбане, Советской Гавани, Заветах Ильича, Биробиджане, Николаевке с целью профориентации. И как результат этого — приезд некоторых учеников школ в колледж. Преподаватель не только специальности, но и дирижирования, Ася Георгиевна сожалеет, что в образовательных стандартах упразднен итоговый государственный экзамен по дирижированию, который был праздником для студентов: — Ребята получали квалификацию дирижера и руководителя любительского оркестра. Этот предмет относится к разряду достаточно развивающих. Здесь нужно и интеллект иметь, много читать, много трудиться. С виду кажется, что это легко и просто: человек вышел, помахал руками, покрасовался перед оркестром — на самом деле нет. Это не совсем простая профессия — своими руками делать музыку с помощью оркестра. Нужен вкус, понимание того, что ты делаешь. Нужно досконально знать и партитуру, и все ее музыкальные элементы, включая гармонию, и план работы выстраивать, и слух иметь, конечно же. Об оркестре, о специфике работы с ним Ася Фурта может говорить часами, так же, как и тщательно готовить ту или иную программу. Профессия дирижера в последние десятилетия вызывает большой интерес у музыкантов разных специальностей, многие смело становятся на этот путь, совмещая с чем-то иным или вовсе оставляя свое основное дело и, вероятно, мотивы обращения к руководству оркестром у всех разные. Я спрашиваю Асю, в чем ее интерес — в управлении людьми или поиске смыслов? Хотя и без ответа все ясно. — Для меня важно искать, вычитывать смысл, выцеплять некоторые моменты, — рассуждает дирижер. — Интересно само действо, когда сидит большой, или, может быть, небольшой коллектив, и ты начинаешь совместно делать музыку, чтобы это было красиво. Такого, чтобы руководить, властвовать — нет. Это не мой путь. Оркестр — это масштабное мероприятие. Наслушавшись симфонической музыки, хочется, чтобы и народный оркестр так же мощно, объемно, красочно звучал. Не везде такие возможности есть, приходится создавать, лепить музыку даже с небольшим составом исполнителей. А что может вдохновить дирижера в день концерта, должен ли дирижер поймать какое-то состояние? Насколько важен элемент импровизации во время самого выступления? Как проходит день до момента выхода на сцену? — Если есть возможность прорепетировать определенные моменты, то репетируем, потому что не всегда дирижера может удовлетворить то, что он делал ранее, — говорит Ася. — Может, ночью в голове блеснет идея, и захочется что-то сделать по-другому, и вот в тот момент репетиции можно что-то переиначить. А дальше идут репетиции с подзвучкой, выстраиванием звука в оркестре и т. д. Во время концерта дирижеру необходимо сосредоточиться, чтобы показать все правильно, верно, чтобы музыканты поняли характер произведений, которые будут звучать. Естественно, человек должен чувствовать зал спиной и стараться ловить флюиды, моменты, даже где-то подыгрывать зрителям. Отсюда и рождается какая-то импровизация. Не только у дирижера, у оркестрантов это чутье тоже должно быть. Оркестр русских народных инструментов появился в Хабаровской краевой филармонии в феврале 2010 года, и до нового сезона 2019 года успешно управляла коллективом Ася Фурта. В 2019 году, поставленная перед выбором, она сделала его в пользу колледжа, в пользу студентов, которых в то время было много. Ей отчетливо помнится тот момент, когда родилась мысль о создании оркестра, который бы звучал в Хабаровске и городах нашего края. Инициативу поддержал В. А. Никиточкин, и они вместе предложили идею нового коллектива генеральному директору филармонии А. П. Емельянову. Он с энтузиазмом откликнулся, и вскоре при поддержке министерства культуры Хабаровского края такой оркестр был организован. Состоял он из преподавателей города и лучших студентов специальности «инструменты народного оркестра» краевого колледжа искусств. Оркестр был участником Дальневосточного фестиваля «На амурских просторах», в 2012 году музыканты весьма достойно выступили перед большим количеством зрителей в Китае на Ярмарке российско-китайской дружбы. На гастрольной карте коллектива Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Чегдомын, многочисленные близлежащие поселки и даже Чукотка. Как правило, на главной сцене города они давали два взрослых и два детских концерта в месяц, поскольку репертуар народного оркестра не позволял выступать чаще. Ноты собирали кропотливо, выписывая и приобретая везде, где только можно. Ведущей в оркестре была музыковед Ирина Батраченко, которая могла блистательно импровизировать на сцене, и ее конферанс становился особым произведением искусства — яркие комментарии порой превращали концерт в интереснейший концерт-лекцию. В архивах многочисленные программы: концерты «От частушки до романса», «Нежные струны женской души», «Любимые песни военных лет», «Вокруг света за одно лето», «Эти глаза напротив» (песни из репертуара В. Ободзинского, Е. Мартынова, М. Магомаева с солистом Н. Турановым), Рождественский концерт (с музыкой из кинофильмов), детские программы «Поем вместе», сказки «По щучьему велению», «Серебряное копытце», «Сказка о царе Салтане» и т. д. Дирижер с уважением вспоминает имена солистов, музыкантов, с которыми довелось работать. Это заслуженная артистка России Татьяна Петрова, один из лучших баянистов современности, заслуженный артист РФ Юрий Шишкин, балалаечник, лауреат международных конкурсов Андрей Горбачев, выдающийся домрист, народный артист РФ Александр Цыганков, участник шоу «Голос», лауреат международных конкурсов, уникальный голос России Игорь Манаширов, лауреат международных конкурсов домристка Екатерина Мочалова — и этот список можно продолжить. Многие меломаны не пропускали ни один концерт оркестра в филармонии. Самым любимым постоянным слушателем филармонических программ была мама Аси. По словам Аси, ей все нравилось и она всегда ждала новые программы. Какие-то замечания делала, поскольку разбиралась в музыке на своем уровне, и Ася к ним прислушивалась. Ася чувствовала настроение зала по аплодисментам. Если они были вялыми, то по ходу концерта приходилось размышлять над причиной и делать так, чтобы зал начинал реагировать и откликаться на музыку. Конечно, никто не застрахован от неожиданных моментов на концерте, на которые дирижер должен быстро реагировать. — У нас был случай с филармоническим оркестром, когда приезжал народный артист А. А. Цыганков вместе с известным баритоном Е. Поликаниным. Мы все прекрасно, замечательно отрепетировали с домристом. Когда вышел певец, я даже дар речи потеряла, настолько мощный у него был голос. И с ним мы также отлично провели репетицию. Но на концерте вокалисту захотелось фермату поставить, продлить ноту там, где мы не договаривались. Он затянул одну ноту, в то время как оркестр и я не сориентировались... В итоге он чувствует, что мы «не выплываем», подходит ко мне, убирает мои руки, оркестр затихает, держит какую-то педаль. Потом я гляжу в партитуру, вижу, где он поет, и показываю ребятам. Чуть сквозь землю не провалилась. Но после концерта мне Цыганков посоветовал: «Ася, а вы пойте с вокалистом!» В следующих концертах, когда что-то шло не так, я старалась мгновенно принимать решение. Период работы в филармонии стал большой и очень важной частью жизни музыканта. Русский народный оркестр под руководством Аси Фурта называли самым ценным приобретением филармонии тех лет, отмечали оригинальные программы, высокую культуру звука, сценическое обаяние... Сейчас оркестр народных инструментов колледжа — его визитная карточка, коллектив, работа с которым приносит радость и дирижеру, и его участникам, и слушателям. В его истории есть триумфальная награда — в ноябре 2009 года в Санкт-Петербурге коллектив завоевал диплом I степени на Пятом всероссийском конкурсе оркестров и ансамблей русских народных инструментов имени Н. Н. Калинина. С. Н. Назаров (на тот момент директор колледжа) нашел финансовую возможность организовать поездку в Северную столицу. Первое лауреатское место тогда ребята разделили с оркестром училища имени Гнесиных. Основная сложность студенческого коллектива — ежегодное обновление. В оркестр приходят выпускники детских музыкальных школ, которых приходится учить играть с листа, слушать и слышать не только себя, но и партнеров по музицированию. Иногда приходится «усмирять» молодых музыкантов с психологией солистов, учить их работать в коллективе. Психология солиста, как известно, отличается от психологии и навыков оркестрантов. Две основные сложности отмечает в своей работе руководитель оркестра — это приход новых студентов и уход уже обученных. Много моментов черновой, повседневной работы озвучивает Ася Георгиевна, но мне она кажется волшебницей, когда выносит на суд слушателей готовое музыкальное полотно и заставляет слушателей с замиранием сердца следить за звуковым сюжетом и верить, что сочинение должно звучать именно так. Оркестр колледжа искусств выступает на важных краевых мероприятиях, украшает своей игрой фестивали, готовит сложные концертные программы. С ним постоянно выступают любимые всеми вокалисты Рипсиме Сехлеян, Никита Туранов. 24 ноября в большом концертном зале нашего колледжа при поддержке Союза композиторов России и Министерства культуры России в рамках престижного фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров» с аншлагом прошел концерт, посвященный 85-летию Хабаровского края. Как откровение, необычайно проникновенно прозвучал в совместном исполнении солистки Рипсиме Сехлеян и оркестра вокальный цикл Александра Новикова «Черная калина». Цикл написан в 1988 году на слова трех авторов (А. Жигулина, И. Лиснянской, М. Терентьева), которые были репрессированы в годы культа личности Сталина и прошли круги ада сталинских лагерей. В исполнении цикла были нерв, напряжение и воля. Ася Фурта уловила главное в музыке Новикова. Никита Александрович Туранов как художественный руководитель Хабаровского краевого академического музыкального театра инициирует проведение совместных событийных концертов. Так 7, 8, 9 марта в Музыкальном театре прошел концерт «Единственная моя» — очень теплый, яркий, триумфальный. Он стал трогательным единением музыкантов оркестра, всех вокалистов и публики в общей искренней любви к искусству и жизни. Год назад Ася Фурта стала заслуженным работником культуры Хабаровского края. Это звание — признание ее уникального таланта, дара быть нужной, востребованной в искусстве. А это и правда чудесный дар — жить без фальши, быть увлеченной своим делом и дарить радость людям. Лариса МИХАЙЛЕНКО |
|||
|