В истории искусства немало художников, старательно и углубленно разрабатывавших какую-то близкую им жанровую тему. Они неспешно погружались в нее, раскрывая отдельные стороны, обретая свою исполнительскую манеру, и затем творили в этих рамках десятилетиями. В ритм такого размеренного творчества Геннадий Арапов совершенно не вписывается. Его жизнь в искусстве — постоянный и неукротимый эксперимент, бурлящий поток идей. Он то глубоко погружается в поиски своего прочтения каких-либо повседневных тем в изобразительном искусстве, то стремится экспериментально осмыслить возможности сочетания разных, причем не только художественных материалов. Вот почему в рамках одной публикации невозможно рассмотреть и уж тем более проанализировать творчество такого многопланового художника, как Арапов. Вечный поиск В какой-то мере его стремление к поиску нового было предопределено еще в студенчестве. С первого курса худграфа Геша, так его звали однокурсники, а затем и близкие люди во взрослой жизни, сблизился с преподавателем Александром Лепетухиным. Способствовала этому сравнительно небольшая разница в возрасте и то, что Александр Петрович был наделен способностью к художественной рефлексии. Ему всегда легко удавалось интеллектуально насыщать пространство общения с интересным собеседником. Не только теоретические размышления и практические советы, но и живописные произведения Александра Лепетухина, а также Валерия Сахатова были значимы для Геннадия. С первого курса он стал активным участником группы СТО (Студенческое Творческое Общество). Позднее уже в качестве руководителя дипломной работы Арапова художник Лепетухин не стремился сковывать безудержную фантазию своего подопечного. Значительную роль в развитии Арапова сыграло участие в группе «Пять». В 1988 году несколько выпускников худграфа создали в Хабаровске творческую группу, куда помимо Геннадия вошли Игорь Кравчук, Андрей Паукаев, Владимир Хрустов, Игорь Шабалин. В этом же году состоялась их первая выставка, проходившая в выставочном зале Союза художников им. А. М. Федотова. Способствовала становлению группы «Пять» директор зала Татьяна Давыдова. Хорошей поддержкой стали профессионально написанные о них искусствоведческие статьи (Т. А. Давыдова, Л. Г. Козлова, А. П. Лепетухин, С. А. Соловьева). В кругу друзей и единомышленников Арапов много работал. Молодые и энергичные живописцы часто вместе ездили на пленэры, но главное, концентрировалось и насыщалось интересными идеями творческое пространство в их среде. Каждый из молодых художников старался найти свою индивидуальную манеру. В 1996 году в небольшой творческий коллектив влились Юрий Дунский и Александр Лепетухин. Первая выставка «Пять + 2» прошла в Картинной галерее им. А. М. Федотова. В 2002 году в этом же составе в Хабаровске был открыт новый выставочный зал РТС (Российский Творческий Союз) «— 2 этаж». Их выставки, а они следовали одна за другой, на рубеже 1980–90-х годов звучали необычайно смело, будоражили культурное пространство города и привлекали внимание зрителей. Не растворилось в выставочных залах, а зазвучало индивидуально и в полную силу творчество Геннадия Арапова. Натюрморт и другие жанры этого времени отмечены поисками мастера в области трансформации формы и передачи пространства, работы с коллажами и авторским прочтением цвета («Первый снег», «Женщина и цветы», «Старый причал», «Натюрморт с игрушками», 1980-е годы. Все произведения из собрания ДВХМ). Хабаровчане помнят, как в 1992 году открылась первая в городе галерея современного искусства «СКВ». Зрителей ожидала персональная выставка Геннадия Арапова «Под сенью девушек в цвету», где художник представил серию «Модницы». Лаконизм композиционных поисков в сочетании с открытым цветом и свободными, веерными касаниями карандаша и кисти, создавал ощущение естественной свободы («Приморская модница», 1991; «Маленькая модница с раковинами», 1991; «Осенняя модница ΙΙΙ», 1991 и «Приморская модница», 1993. — оба графических листа находятся в ДВХМ). Уже в эти годы закладывается характерное для Арапова стремление, выражающееся в возможности максимально раскрыть избранную тему в множестве произведений. Его фантазия кажется неисчерпаемой в дефиле многочисленных, рожденных поэтической энергией графических образов девушек. Приковывают внимание дивной красоты шляпы, шарфы и шали модниц, украшенные причудливыми деталями. Варьируя композиционные поиски, цвет и исполнительскую манеру, Арапов создавал у зрителей стойкое ощущение безграничности своей фантазии. Идее творить сериями он будет верен годами, так же как и стремлению мыслить глубоко, масштабно, рисовать и писать на больших форматах. Хотя иногда бывало, что тема могла через какое-то время ненадолго вернуться и продолжиться еще в нескольких произведениях. Новые замыслы рождались в его голове с невероятной скоростью, и работал Геша очень много. Натурные впечатления Не только город, но и дальневосточная природа одаривала его мотивами, напитывая впечатлениями зрительную память. Способствовала этому многолетняя, начавшаяся еще со студенческой скамьи дружба с Юрием Дунским. Оба художника любили бескрайные речные просторы. Вместе прошли по протокам Амура и Уссури на лодке сотни километров, благополучно пережив частые на большой и стремительной воде экстремальные ситуации. На пленэре писали этюды, рисовали, рыбачили, варили приправленную лесными травами уху. Гешу всегда притягивал лес, хотя он не раз терялся там, собирая грибы, незаметно для себя забираясь в чащобу. Натурные впечатления запускали художественное воображение Арапова не только к выбору мотива, но и к экспериментам со смешанными техниками. Живописные поселения Сикачи-Алян и Малышево на правом берегу Амура — знаковые для него места. Здесь он любил проводить пленэры («Осень. Малышево», 1989; ДВХМ). Работалось мастеру в старинном нанайском селе всегда как-то особенно легко. В 1995 году Арапов создал графические листы, посвященные петроглифам Сикачи-Аляна. Шесть из них в настоящее время находятся в собрании ДВХМ. Неолитическое святилище наскальных изображений под открытым небом сдружило Арапова с Андреем Паукаевым. На берегу, среди базальтовых глыб мастера вместе рисовали. Петроглифы Сикачи-Аляна изображали многие дальневосточные художники, но Арапов нашел авторское решение, отразив собственное видение сакрального места в больших графических листах, выполненных в смешанной технике. Сначала он подошел к фиксированию наскальных рисунков как исследователь. Переводил полустершиеся изображения на кальку и натирал наложенную на валуны мягкую бумагу графитом. На созданных художником листах валуны с изображениями представляют скорее его обобщенное видение. Он не перерисовывал дотошно скопированные неолитические рисунки и форму глыб. Высокие гребни высохшей на ветру травы, обрамляют выбеленные солнцем камни. Они свидетельствуют о времени ранней весны или поздней осени, когда уходит вода, обнажая берег и открывая на время священные изображения («Загадочные личины Сикачи-Аляна № 3», 1995; ДВХМ). Творческое мышление художника направлено на вычленение ядра композиции. Он исключил изображение пейзажного фона в окружении камней с петроглифами, сконцентрировав внимание на поиске лаконичного решения, точно взятого цвета и технике исполнения. Среди многочисленных пленэров Арапова были поездки в Приморье и по Китаю. Рисовал он и на священном байкальском Ольхоне, но Сикачи-Алян все же оставался для него самым желанным местом. В 1995 году Геннадий Федорович показал зрителям цикл картин «Дожди», над которым трудился в течение нескольких лет. Льющаяся с неба вода предстала в разных ипостасях, в разные времена года и суток. Художник запечатлел дожди проливные, подстегиваемые холодным ветром, и легкие струйки теплых грибных дождичков, передавая состояние природы то с экспрессивной силой, то в гармонии затишья. Лужи под его кистью превратились в импрессионистические этюды или стали застывшими блюдечками «озер» в неоновом свете рекламы. Зонтики и шали, желтые листья, плывущие и тонущие в воде, стали зримыми цветными строками. Калейдоскоп впечатлений от вариаций одного состояния природы превратился благодаря художнику в поэму, посвященную дождю («Черный асфальт», 1992 и «Светофор», 1997; ДВХМ). Изменчивое настроение природы Арапов показал в этом же году в Картинной галерее им. А. М. Федотова на выставке «Времена года». Живопись и графика отразили, насколько чуток художник к неординарным композиционным решениям и изобразительным приемам. Можно позавидовать его умению фрагментировать обычные полевые цветы и травы. В метаморфозах флоры явлена пластичная стилизация линий, а декоративное свечение красок дышит таинством природы. В графике Арапова всегда ощущается живописное начало. Он обладал умением мастерски использовать свойства разных художественных материалов, органично синтезируя их на одном листе. Ему удавалось настолько точно разливать и набрызгивать цветные эмали на фоны композиций, что выглядела эта дерзость декоративно, живописно и уместно. В легких, окрыленных фантазией листах художника, некоторые мотивы на персональной выставке «Вербное воскресенье» в 1996 году в Картинной галерее им. А. М. Федотова запомнились как реально увиденное им чудо. Под ярким весенним небом плывут облака, гуси-лебеди и ангелы. Букет с мохнатыми ветвями вербы пронизан солнцем и приближением светлого праздника, которому радуется все живое («Вербное воскресенье», 1996). Жизнь вещей В своих поисках Геннадий Арапов всегда был необычайно разнопланов. Самое удивительное, его творчество при этом оставалось целостным, была узнаваемой рука. Он относится к кругу мастеров, которые постоянно экспериментируют, пробуя свои силы с разными материалами. В 1999 году в ДВХМ состоялась персональная выставка Арапова «Сопромат». На ней экспонировались произведения, в которых использовались приемы ассамбляжа. Эта техника близка коллажу, так как художник, применяя какие-либо объемные детали, фрагменты вещей, а порой целые предметы, компонует их на плоскости подобно картине. Хотя ассамбляж в полной мере оформился в зарубежном изобразительном искусстве в 1960–70-е годы, тем не менее следует отметить, что его истоки различимы в художественной практике отечественных мастеров авангарда начала ХХ века. В сущности, Арапов как всегда находился в поиске новых возможностей изобразительного языка, преодолевая сопротивление различных материалов. Мы живем в постоянном круговороте обыденных предметов, порой не замечая их. В суетности прагматичного времени они незаметно утрачивают эстетическую притягательность, а порой и утилитарные функции, становятся ненужным хламом, покидают наш дом. В ассамбляжах Арапова бытовые предметы и их фрагменты обретают новые качества, объединенные на плоскости творческой мыслью и руками мастера. Так скрытая от зрителей идея художника становится явной, а созданное им произведение обретает новое значение. Перед глазами зрителей вещи обретают новую жизнь, а заодно и эстетические свойства. В большинстве ассамбляжей и объектов (пространственные композиции) Арапова предметы или их фрагменты органично дополняют друг друга, воплощаясь в новые художественные образы. Сам художник, не распыляясь на теоретические дискуссии, называл свои новые творения просто — «железяки». В их композиционных решениях заключены разные идеи. В одних воплощена симметрия и равновесие геометрических форм, и они напоминают о геометрическом абстракционизме и конструктивизме, в других в основе различима структура средневековой иконы. Впрочем, рождались у Арапова произведения с вполне узнаваемыми героями («Принцесса»). Над объектами он работал в 1997–1999 годы с большим увлечением, хотя это было для него непростым делом. По своей природе Геннадий не мастеровит, хотя выглядел как молотобоец. Если кисти, уголь, карандаши и маркеры буквально летали в его руках, то ремесленные инструменты приходилось покорять, притормаживая на какое-то время полет творческой мысли. Тем не менее неуемный азарт перекрывал все неудобства и боль в сбитых пальцах. На ассамбляжи и объекты шли не только случайно найденные на улице предметы или их разъятые временем части. Домашние вещи Геши, если в них вдруг прочитывалось какое-то новое предназначение, пощады не знали. Вилки, ложки и мельхиоровые изделия порой ломались и переливались на желанные формы или грузила для удочек. В своих начинаниях Геннадий Федорович всегда исходил не только из пластических особенностей фрагментов и обломков вещей, но как художник обязательно учитывал возможности синтеза разнородных материалов. Используя сочетания фрагментов бытовых предметов, вводя ассоциативный цвет, создавал на плоскости объемные композиции (ассамбляжи), отмеченные новыми визуальными и символическими смыслами («Рыбный день»). В произведении «Ключник» живопись и старые ключи перетекли на раму. Впрочем, параллельно Арапов включал в свои композиции и коллаж. Например, в «Разбитой копилке», где среди написанных черепков «раскатились» вклеенные монеты, использована техника коллажа. Интересно, что его ассамбляжи каким-то особым образом тоже передают течение времени. Между зрителем и произведением, созданным из утилитарных обломков, возникает некий внутренний диалог, в котором может быть культурный шок, неожиданная радость узнавания чего-то знакомого, прочтение идеи художника и т. д. Мастер словно приглашает зрителя вступить в интеллектуальную игру и начать поиск смыслов в творческой комбинаторике соединенных им предметов, неожиданно получивших новые значения. Ассамбляжи Арапова свидетельствуют о поиске им синтеза формальных средств художественного выражения, а также возможностей разных материалов для максимально активного воздействия на зрителя. Образы детства Внешне Арапов был замечателен своим немалым ростом и богатырским телосложением. Его кудрявую голову трудно было не заметить в любой толпе. Наверное, несправедливо писать о внимании и интересе художника на протяжении ряда лет к теме детства, так как фактически все его творчество наполнено какой-то особенной непосредственностью, искренностью видения и отражения в творчестве окружающего мира. Издалека вьется детская тема Геннадия Арапова. Игрушечные деревянные лошадки-качалки, написанные в композициях конца 1980-х годов из собрания Дальневосточного художественного музея, по воле художника понесли на своих изогнутых шеях сказочные домики с множеством занимательных деталей. Декоративное начало композиций подчеркнуто насыщенной цветовой гаммой и ассоциативными названиями («Белая лошадка», 1989; «Ночная лошадка», 1989, ДВХМ). Детство Геши прошло в районе хабаровского Затона, где в любое время года стояли речные суда и прочие плавсредства, а зимой дожидались тепла дебаркадеры. До подросткового возраста он жил вместе с дедушкой, бабушкой, братом и тетей в деревянном бараке. Вся недвижимость семьи состояла из одной комнаты и кухни. Как у большинства детей 1960-х, большая часть времени Гены проходила в играх на улице и берегу Амура. Нехитрые затеи и забавы детства представлены художником в серии живописных работ «Дети», созданной в начале 2000-х. Как же непохожи произведения Арапова этого цикла на то, что обычно рисуют и пишут художники, опираясь лишь на трогательность нежного возраста и внимание к прописыванию деталей. В живописную серию «Дети» вошло более 20 композиций. Мастер жестко отсек все занимательные мелочи, избегая излишней повествовательности. Изображения детей лишены какой-либо конкретизации, хотя максимально приближены к зрителю. При этом каждый ребенок погружен художником в лаконично и четко обозначенную ситуацию. Вот так и получилось, что каждый «условный герой» композиций — это одновременно какой-то эпизод, порой драматический, из детства любого зрителя. Есть среди холстов одна примечательная работа под названием «В ожидании ветра» (конец 1990-х). В образе ленивого мальчика с бумажной вертушкой на палочке, Арапов, как он сам говорил, изобразил себя в детстве. Задумавшийся ребенок просто ждет порыва ветра, который раскрутит самодельный пропеллер. Значительно позже, в 2016 году, композиция с ленивым мальчиком станет росписью на доме по улице Тургенева, 60 в центре Хабаровска. Ее сделает художник Андрей Тен. Живописная серия «Дети» примечательна тем, что стала для зрителей путешествием по времени детства и одновременно философским обобщением Арапова абсолютной памяти этого периода жизни («Голубятник» и «Зависть» 2004, ДВХМ; «Выпускающий птиц», «Возвращение с рыбалки»). В картинах прослеживается линия познания маленьким человеком мира, его ближайшего окружения. Здесь зримо показано, что в мире детских забав и увлечений не все безоблачно и гармонично («Убитая птица»). Арапов акцентировал настроение картин цветовой гаммой, сумев выявить при этом особенности времени года или сосредоточить внимание зрителя просто ярким пятном на важной для понимания смысловой детали. Художник не разворачивает сюжет, так как зритель в состоянии это сделать сам. Кстати, выраженное умение Арапова обобщать и брать цвет локальным пятном, исключая детали, позволяет говорить о его несомненных творческих способностях к монументальному искусству. Всадники всех времен В 2003 году в Дальневосточный художественный музей пришло письмо на имя директора В. А. Запорожской от руководителя отдела информационно-образовательных межмузейных программ Государственного Русского музея Т. Е. Колпаковой, в котором речь шла о реализации большого выставочного проекта «Прорастая Сибирью». Открыть выставочную галерею в Русском музее планировалось в 2005 году «с показа творчества талантливого дальневосточного художника Геннадия Арапова». К сожалению, эта интересная и значимая для Арапова идея из-за сложных финансовых проблем так и не осуществилась. В Картинной галерее им. А. М. Федотова в 2009 году проходила его очередная персональная выставка «Всадники» (объекты, графика, скульптура). Армия разноликих в своем убранстве героев всех времен и народов захватила стены зала. У них нет названий и имен. Они все такие непохожие: с флагами и копьями, в мантиях и рыцарских доспехах. Порой это просто оплавленные или обугленные жаром комочки какой-то забытой войны или бесконечного крестового похода. Ошеломляюще выглядела эта экспозиция. Словно забытая игра в лошадки превратилась в длинную историю о событиях прошлого и ее безвестных героях, продолжающих вопреки всему следовать своему долгу. Лишь некоторые всадники везут перекинутых через седло похищенных красавиц, но большинство не имеют добычи. Понуро стоит у озера конь, потерявший своего седока. Художник не отвлекает внимание фонами композиций. Их локальный цвет ассоциативен и дает толчок зрительской фантазии о бесконечной каменистой дороге, ночном пути под звездами или обесцвечивающем все палящем солнце. Сочетая живопись, графику с металлом, картоном и другими материалами, то есть выходя с плоскости на объем и используя приемы ассамбляжа, мастер породил многочисленную армию безвестных героев. Из рельефа и фактуры использованных материалов извлек максимум выразительных возможностей. Своя тема Геннадий Федорович неоднократно отмечал, как важно для него проведение выставок, посвященных какой-то одной теме. Неслучайно они рождались одна за другой, подстегиваемые невероятной работоспособностью художника. Похоже, это было для Арапова ведущим принципом, возможностью высказаться перед зрителем, раскрыв полностью и без недомолвок глубину своей творческой идеи. Такой посыл, конечно, обладает воздействием на зрителя. Окруженная на выставке в Картинной галерее им. А. М. Федотова многочисленными всадниками, я невольно поймала себя на мысли о том, как же будут «жить» эти воители, рыцари и просто странники, связанные одной идеей, снова став разъятыми, укрывшись в папках, на стеллажах или в частных коллекциях. В их множественности, без сомнения, заключалась мощная сила энергетического воздействия на зрителя. Рождение серии «Всадники» связано с большой внутренней работой интеллекта мастера, широкими культурными ассоциациями, историческими событиями Средневековья, истории Нового и Новейшего времени, известными литературными образами, кинофильмами и воспоминаниями детства. В 2013 году в Картинной галерее им. А. М. Федотова открылась необычная персональная выставка «Аквариум», вновь погрузившая в глубины фантазии Арапова. Вызревала она постепенно, ее появление неслучайно. Мир подводный, как и мир земной, всегда привлекал Арапова. Рыбалка — его любимое занятие, для нее находилось время в любой сезон. В 1980-е годы он был на пленэре в Находке, а затем неоднократно рисовал и писал под Владивостоком. Разную морскую фауну Арапов наблюдал ныряя, но кроме этого на него сильное впечатление произвели экзотические обитатели южных морей, запечатленные в видеожурналах National Geographic. Поэтому в композициях, созданных в разные годы, часто можно видеть изображения речных, приморских и экзотических морских обитателей («Синий удильщик» и «Черный удильщик», 2011; ДВХМ). В многочисленных мотивах с изображением аквариумов Арапов всегда был скуп и лаконичен в отборе деталей, но при этом стремился к извлечению максимальной активности цвета («Красные рыбки» и «Аквариум», 2011; ДВХМ). Образы обитателей морского дна: приморских крабов, трубачей, устриц и креветок и других послужили Арапову в создании ассамбляжей. Большой творческой удачей стали также объекты. Морская фауна воплотилась в выразительные объемные комбинации, созданные из фрагментов состарившихся музыкальных и медицинских инструментов, спиц. Объекты сгустили вокруг себя художественное пространство, органично дополнив композиции и ассамбляжи на стенах галереи. Эксперименты Творческого интереса к неизведанным техникам Арапову было не занимать. Экспериментальная дерзость всегда бурлила у него в крови. Неудивительны его пробы в создании композиций из песка («Букет»). Непостоянность «песочной техники» и бесконечная текучесть материала позволяла упиваться множеством вариаций, но зафиксировать окончательно созданную композицию или этапы ее рождения можно было только на цифровую камеру. В начале 2012 года начинается совместная работа Арапова с художником-графиком Андреем Теном. С подачи Геннадия Федоровича она отмечена рождением монограммы «АрТен» и продолжалась до 2015 года. Итогом стала совместная выставка «ЭКСГРАФ № 14», открывшаяся в мае 2014 года в Картинной галерее им. А. М. Федотова. На ней, в частности, были представлены экспериментальные графические листы, для которых материалом создания авторских печатных форм послужил пластик, подвергшийся специальной обработке. По просьбе Арапова Андрей Тен вырезал из пластика печать со словом «АрТен» в овале. Два графических листа, отмеченных оттиском «АрТен», в настоящее время находятся в собрании Дальневосточного художественного музея («Композиция № 1»; «Композиция № 2», 2014). Изображения на них получены в технике высокой печати и ассоциативно связаны с мотивами гравировки по кости, характерной для декоративно-прикладного искусства народов Севера. Социокультурное развитие России начала 2000-х радикально отличается от того, что было в 1980-е годы, из-за интенсивного процесса развития информационной и визуальной глобализации. В научной литературе уже стало аксиоматичным утверждение о виртуальном пространстве как о ведущем культурно образующем феномене современности. Бурно развивающиеся цифровые технологии ворвались на территорию современного дизайна, рекламы. Стремление к освоению нового, пока еще неизведанного в творчестве, всегда манило Арапова. Не удивительно, что цифровые технологии, а в особенности возможность комбинаторики и структурирования образов, быстрая смена фактур и цвета, полностью захватили его. Конечно, в этом отношении представляют интерес экспериментальные произведения Арапова, созданные в творческом тандеме с Андреем Теном. Итоги совместной работы представили на выставке «Секрет», проходившей в 2015 году в Дальневосточном художественном музее. В создании графической серии «Волшебный фильтр» Арапов использовал возможности программы фотоаппарата Magic и фильтр-отражение № 9. Из обильного и разнохарактерного отснятого им фотоматериала (плоды, цветы, материалы с разной фактурой и т. д.) в результате специальной обработки были получены композиции. Затем Андрей Тен распечатал с них принты, которые преображались Араповым с помощью обычного творческого инструментария. Так возникла феерическая графическая серия «Волшебный фильтр». На этой же выставке Тен построил из сотового поликарбоната прозрачный лабиринт, совершенно преобразивший привычное пространство зала, и показал свои лаконичные по решению и строгие по цвету серии «Секрет», «Арлекин» и др. Вспоминая об этой совместной работе, Андрей Тен говорил, что Геша фонтанировал идеями неиссякаемо. При просмотре композиции Арапова из серии «Волшебный фильтр» на память приходит известное эссе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936). За многие десятилетия до «цифрового цунами» в мировой культуре немецкий философ справедливо отметил, что «в эпоху технической воспроизводимости (имеются в виду возможности репродуцирования рубежа XIX—ХХ веков. — В. Ш.) произведение искусства лишается своей ауры». Конечно, репродукция не оригинал и не обладает свойством уникальности. Хотя тиражирование является нормой для печатной графики, мелкой пластики и т. д. Немецкому теоретику не могло прийти в голову создание произведения искусства с помощью технических средств вообще (художественная фотография и кино — исключение), так как тогда для этого не имелось предпосылок. Между тем вопрос о уникальности и значимости оригинала в искусстве XXI века сохраняется. Как же легко решил эту задачу Арапов. Для него «цифровые» принты стали просто основой для дальнейшей творческой работы. На подчеркнуто механистической симметрии изображений художник реализовал идею скрещения цифровых технологий и приемов изобразительного искусства. Столь значимое для творческого естества Арапова импровизационное начало щедро выплеснулось им с помощью маркеров и фломастеров, кистей и акрила, рождая на принтах преображенные фантастически-сказочные и яркие образы, получившие красноречивые названия циклы «Карнавал» и «Взгляд». Это вмешательство, без сомнения, обогатило каждый из образов, придав всем композициям свойство уникальности. Сила искусства К сожалению, он не завершил работы для задуманной персональной выставки «Рынок». Стало заметно сдавать здоровье, и пространство для творчества художника, так любившего амурские просторы, постепенно сокращалось. В последние годы жизни Геннадий Арапов передвигался в коляске, но все равно ежедневно работал. Трудно представить, что испытывал при этом человек могучего роста, привыкший свободно шагать по песчаным отмелям, тенистым лесам и разноцветным лугам. Смириться с этим было тяжело, но не рисовать Арапов просто не мог. Он продолжал активно участвовать в выставках различного уровня, но уже не создавал свои зрелищные, уникальные персональные выставки. Из-за этого художник перешел от больших по размеру произведений к маленькому формату. Рисовал тщательно исполненные графически и в цвете композиции, а постоянными натурщиками ему чаще всего служили цветы и фрукты («Натюрморт с черешней», 2022; «Натюрморт с яблоками», 2022). За это время создал сотни небольших произведений, в них живет сила и профессионализм исполнения. Конечно, лучше всего и больше всего о мастере говорят его произведения. Ведь нечасто художники ведут дневники или оставляют эпистолярные записи. В наше «виртуальное» время это вообще становится большой редкостью. К сожалению, как мне кажется, творчество Геннадия Федоровича Арапова в значительной степени оказалось недооцененным. Маленький, глубоко задумавшийся мальчик с бумажной вертушкой в руках вырос в большого художника и оставил нам свои творческие размышления и сомнения, интеллектуальные аллюзии, живописные и графические импровизации и множество фантазийных образов. Несомненным даром художника была способность создавать ошеломительные по эстетическому воздействию на зрителя персональные художественные выставки. Авторская гармония созданного им безбрежного мира нуждается в дальнейшем внимательном изучении. Геннадий Арапов действительно обладал редкой способностью глубоко погружать зрителя в свое творческое пространство, выныривая из которого, можно было увидеть окружающее уже совсем другими глазами. P.S. Автор статьи выражает благодарность вдове художника Ирине Владимировне Араповой за предоставленную информацию, возможность работать с семейным архивом и произведениями Геннадия Федоровича Арапова. Неоценимыми стали воспоминания, комментарии и предоставленные фотографии художника Андрея Михайловича Тена о совместной творческой работе с Геннадием Араповым в 2012–2015 годах. Виктория ШИШКИНА Геннадий Федорович АРАПОВ (1956–2022) — живописец, мастер экспериментальной графики, ассамбляжа, объектов. Родился в Хабаровске. В 1978 г. окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. С 1979 по 1990 г. преподавал в детской художественной школе Хабаровска. С 1978 г. участник городских, краевых, зональных, всероссийских, зарубежных художественных выставок. Провел более 10 персональных выставок. Член Союза художников России с 1991 года. Звания, премии и награды: 1995 — лауреат премии администрации Хабаровского края в области литературы и искусства за цикл картин «Дожди»; 1996 — серия «Дожди» отмечена Краевой премией, как лучшее произведение изобразительного искусства; 2000 — диплом участника фестиваля «Культурный герой XXI века» (Москва); 2008 — почетный диплом ХРОУ «Культурное наследие» «За заслуги в деле сохранения и преумножения культурного наследия Дальнего Востока России»; 2009 — свидетельство участника VI Владивостокской биеннале визуальных искусств; 2011 — почетная грамота министерства культуры Хабаровского края; 2013 — благодарность министра культуры Российской Федерации (Москва); 2013 — грамота за успехи в творчестве и содействие развитию российского изобразительного искусства; 2015 — почетная грамота губернатора Хабаровского края; 2016 — благодарность ХКО «Союз художников России» за многолетний творческий труд; 2017 — благодарственное письмо ХКМ им. Н. И. Гродекова; 2017 — поощрительный диплом Третьей Новосибирской межрегиональной художественной выставки «Красный проспект»; 2018 — диплом ХКО «Союз художников России» за успехи в творчестве; 2022 — золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» (Москва). Произведения находятся в собраниях Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Картинной галереи им. А. М. Федотова (Хабаровск), Читинского областного художественного музея, Приморской государственной картинной галереи (Владивосток), Музея современного искусства ЕАО (Биробиджан), Сахалинского областного художественного музея (Южно-Сахалинск). |
|||
|