Искусство табачной этикетки

Среди музейщиков давно ведется дискуссия о том, является ли этикетка музейным экспонатом, достойна ли она занять место в коллекции музея.

Музей изобразительных искусств города Комсомольска-на-Амуре является обладателем коллекции промышленной графики, насчитывающей более 4 000 экспонатов табачной и парфюмерной упаковки, датируемой концом XIX века, сквозь события 1917 года, до 60-х годов ХХ века. Коллекция табачных этикеток собиралась народным артистом РСФСР профессором Московской консерватории Вадимом Васильевичем Борисовским и была передана в дар музею в 1990 году его вдовой Александрой Александровной Де Лазари.

После революции 1917 года вся промышленность в стране национализирована. Новая глава в истории отечественного табачного производства, упаковочной и этикеточной продукции началась с опубликования декрета Совета народных комиссаров от 28 июня 1918 года, по которому все фабрики данного профиля переходили в собственность государства. В условиях полного отсутствия конкуренции этикетка как реклама продукта утрачивает свое значение и приобретает совершенно новые качества: снижается полиграфический уровень ее исполнения, но усиливается агитационная роль. Создается новая визуальная культура, базирующаяся на принципах конструктивизма. Художники широко применяют арсенал новых разнообразных средств художественной выразительности: строгость линий, четкость построения, геометризацию форм, плоскостные изображения фигур, лаконичное использование шрифтовых композиций.

Папиросная этикетка несет потребителю не только текстовую информацию о товаре, но информирует о всех достижениях новой власти. Наиболее распространена политическая символика: знамена, серпы, молоты, звезды. Очень часто в названиях дореволюционных марок папирос использовались женские имена. Однако в 1920-е годы на смену им пришли папиросы «Крестьянка», «Наша Маруся», «Комсомолка», «Делегатка», «Табачница», «Селянка», «Москвичка», «Яблучко» и другие, на этикетках возникает совершенно новый женский образ. На смену утонченным, манерным дамам прошлого века приходят румяные, крепкие женщины нового типа, с лихо повязанными красными косынками, напористые устроительницы новой жизни.

Широко пропагандируются все юбилеи советской власти, например день рождения партии, причем папиросы зачастую не имеют конкретного названия, на этикетке лишь дана информация о датах: 1898–1923; 14 марта 1923 г.; ХХV; под сияющими серпом и молотом надпись «Российская Коммунистическая партия большевиков». Также выпущены папиросы к 10-летию Октябрьской революции: 1917–1927; Х лет. Папиросы «Аврора», «Пролетарские», «РСФСР», «Октябрьские» и многие другие снабжены обязательным призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

В 1922–24 годах в стране осуществляется денежная реформа, началом которой явился выпуск в обращение кредитных билетов Государственного банка – червонцев. Одновременно выпускается курительная бумага «Червонец», упаковка которой полностью имитирует вид банковского билета с подробной информацией о подкреплении этого денежного знака золотом. Рекламным ходом был выпуск папирос «Наш боевик» с изображением вводимых в оборот медных монет достоинством в 1, 2, 3, 5 копеек, папирос «Гривенник», «Денежные знаки», «Три рубля», этикетка которых имитировала вид одноименной купюры с броской надписью «ВАЛЮТА», не оставляющей сомнения о значимости новых денежных знаков.

В 1922 году начинает свое существование Московский государственный трест «Моссельпром» – самое мощное в Союзе комбинированное пищевое объединение. Наряду с прочими производствами в трест входили и табачные фабрики. В оформлении папиросных коробок принимали участие многие известные художники, наиболее активно работал В. Маяковский, он организовал вокруг себя в период с 1923 по 1925 год группу художников, с которой им была создана целая серия слоганов для Моссельпрома – пищевого треста МСНХ (Московского совета народного хозяйства). Для папирос: «Моссельпром»: «Сказками не расскажешь,// не опишешь пером//папиросы «Моссельпром».

«Красная звезда»: «Все курильшики//всегда и везде//отдают предпочтение «Красной звезде».

«Шутка»: Папиросы «Шутка»//не в шутку,//а всерьез –//вкуснее апельсинов, душистее роз».

«Червонец»: «Папиросы «Червонец»//хороши на вкус.//Крепки//как крепок червонный вкус».

Причем на едкие замечания по поводу отвечал: «Считаю, «Нигде, кроме как в «Моссельпроме», поэзия самой высокой квалификации».

В 1920-е годы широко рекламируется отечественный воздушный флот, выпускаются папиросы «Самолет», «Авио», «Стальная птица», «Пилот», «Воздушный флот», «Добролет» с призывом «Граждане, жертвуйте на развитие красного воздухофлота!». Иногда папиросная этикетка имеет вид мини-плаката, на котором броский текст: «Вступил ли ты в члены Общества друзей воздушного флота?» и изображение грозного пилота (двойника с плаката Д. Моора «Ты записался добровольцем?»). В коллекции представлены табачные этикетки, рассказывающие о развитии воздушного флота в России. В эти годы отечественный воздушный флот сменил несколько названий: «Добролет», «Росавиахим», «Авиахим», пока в 1932 году не было введено всем знакомое «Аэрофлот».

В 1930-е годы в условиях быстрого свертывания нэпа реклама товара вновь отходит на второй план, конструктивизм двадцатых годов уступает место изобразительности и декоративности, подчиненной пропаганде и агитации.
Развитие народного хозяйства, индустриализация страны, смычка города и деревни, сталинские пятилетки и стройки века, стахановское движение – все эти исторические вехи как нельзя лучше отражены в прикладной графике. Папиросы «Смычка», «Днепрострой», «Блюминг», «БНЗ» (Бакинский нефтеперерабатывающий завод), «Донбасс», «Москва – Донбасс», «Рекордные», «Стахановские», «Молодой шахтер», «Кузбасс», «Волго-Дон», «Московское метро», «Старатель», «Совхоз», «Новое село» и многие другие многочисленными тиражами разлетаются по всей стране, рекламируя все новые и новые достижения.

Мода начала века на папиросы, рекламирующие знаменитых личностей, такие как «Дядя Костя» (известный артист Александрийского театра Константин Варламов (1849–1915)), «Гарри Пиль» (немецкий актер и режиссер (1892–1963), сменяется рекламой видных политических деятелей: папиросы «Луначарский», «Коминтерн» (с изображением в профиль Зиновьева), «Л. Троцкий», «Т. Егоров», хотя именно эти марки папирос в силу исторических событий оказались самыми недолговечными.

В период до 1936 года появляется очень популярная марка папирос «Казбек». Существует очень много легенд об авторах этикетки, чаще всего упоминается Роберт Грабе – друг детства Эдуарда Багрицкого, в более позднее время оформлявший его книгу стихов «Юго-Запад» (издательство «ЗИФ», 1930 г.), на титульном листе которой был изображен на фоне гор всадник, перекочевавший якобы впоследствии на пачку папирос «Казбек».

Долгожителями среди папирос наряду с «Казбеком», выпускаемым фабрикой «Ява», можно считать и «Беломорканал», появившийся во второй половине 1930-х годов на фабрике им. Урицкого и выпускаемый до сегодняшних дней. Оформление «Беломорканала», как и родственных ему марок («Север», «Байкал», «Прибой»), было весьма простым. Дешевый картон и печать в одну краску не требовали значительных затрат, как и грандиозное одноименное строительство, длившееся всего лишь двадцать месяцев (1931–1933). Самые известные каналы мира – Панамский и Суэцкий – не шли в сравнение ни по протяженности, ни по срокам строительства с 227 километрами канала, соединяющего Белое море с Балтийским (80 километров Панамского строили 28 лет, 160 километров Суэцкого – 10 лет). Беломорканал стал пропагандистским инструментом советского правительства. А папиросы «Беломорканал» – картонным памятником погибшим на его строительстве людям. Автором рисунка на пачке называют Андрея Тараканова, сотрудничавшего с Ленинградским табачным трестом. Первоначальный вариант рисунка условно изображал карту Европы, Северной Африки и часть Азии, на которой кроме Беломоро-Балтийского канала были изображены Суэцкий и Кильский каналы, и любой человек наглядно мог сравнить, насколько российский канал длиннее остальных.

В 1930-е годы уделяется большое значение созданию нового советского стиля в архитектуре. В 1933 году утверждается проект Дворца Советов Бориса Иофана. Дворец планируется возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя, он должен стать воплощением «нового классового стиля», установка делается на масштабы здания и богатство его оформления. Автор статуи Ленина, которая должна была увенчать Дворец Советов, скульптор Сергей Меркуров так рассказывает о поисках: «Нам пришлось обратиться к истории…. Были просмотрены скульптуры Индии, Китая, статуя Будды в Японии, статуи Египта, Греции, Рима. Чтобы иметь полное представление о величине статуи, я приведу такие данные. Собор Петра в Риме имеет высоту 143 м, Эйфелева башня 300 м, колокольня Ивана Великого 93 м. Это значит, что венчающая статуя Дворца Советов будет на 3 м выше колокольни Ивана Великого». Видимо, критика подобного идеологического монстра сыграла свою роль, и «величайший монумент сталинской эпохи» так и не был построен, но его изображение было широко растиражировано на этикетке папирос «Привет делегату VIII-го чрезвычайного съезда Советов».

Роль тиражной графики в формировании сознания людей очевидна. Действует не отдельный лист, и даже не цикл работ, а непрерывно весь поток печатно-графической продукции. Все виды тиражной графики в совокупности создавали бесконечно идущий фильм обо всех достижениях современной жизни. Недолговечная табачная упаковка стала глашатаем новой жизни, она тиражировалась многочисленными фабриками по всей стране и быстро проникала в самые отдаленные уголки нового государства. Это был вид искусства, доступный всем и каждому, поэтому государство не могло не воспользоваться столь широкомасштабной рекламой.

Евгения БЫКОВА,
зав. сектором современного искусства Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре