- Немного географии
- Город на театральной карте
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Единое пространство культуры
- «Салют Победы»
- Движение к радости
- Лестница к вершинам мастерства
- На волне любви и памяти
- «Врата». «Всадники». «Икарушка…». Портрет X региональной выставки «Дальний Восток-2008»
- Древлеправославный изограф
- Искусство табачной этикетки
- Сакэ и сакура. Традиционный японский символ на военных чашках
- Хоровод в ритме хадё
- Красивые символы Приамурья
- Киностудия Е. М. представляет…
- В гости к Шаману
- Игорь Геннадьевич Грабовский
Амурские столбы – это феномен Хабаровского края, который незаслуженно обошли своим вниманием ученые мужи. Комплекс Амурских столбов находится на одном из отрогов хребта Чаятын. Господствующая высота г. Сиур с двойной вершиной (1 272 м и 1 276 м). На подходе к ней на высоте 900 м над уровнем моря есть плато, на котором высятся каменные глыбы высотой в 20–40 м. Первым стоит Шаман-камень. Сколько тайн и загадок хранят эти молчаливые свидетели прошедших тысячелетий, но даже храня молчание они говорят, говорят с теми, кто среди суеты и однообразия нашей жизни внял их зову. Желание посетить интересное место на дальневосточной земле, комплекс каменных фигур «Амурские столбы», возникло у нас с братом в феврале 2008 года. Поиск необходимой информации о тех местах все более и более усиливал это желание, тем более они находятся в Комсомольском районе, от города, если по прямой, не далее 100 км. Не всех пускает в свои пределы могучий Шаман, многие туристы так и не смогли добраться до него: кому помешала погода, а некоторые заплутали, ведь как грозный страж стоит на пути к Шаману бескрайняя тайга. По разным причинам и разные люди идут сюда: кто просто посмотреть, но таких мало, в основном приходят к Шаману за душевным и телесным исцелением, которое он дарует согласно древней легенде, многие века передающейся из уст в уста. Поход мы решили осуществить в июле, а до этого была подготовка: поиск карты местности, а также решение проблемы с переправой через Амур в районе с. Нижнетамбовского. И вот 16 июля в 11 часов мы в Нижнетамбовском, решаем навестить местную администрацию, знакомимся с главой поселения, который, выполнив формальности, положенные ему по статусу, проверив у нас документы, узнав, как это заведено у русских, об общих знакомых, договаривается с аборигеном о переправе нас через реку прямо к началу тропы, ведущей к Шаману. Пока мы ждем лодку, глава администрации С.Б. Сухов рассказывает нам массу интересного. Оказывается, в 2006 году археологи практически в районе села, на берегу, нашли захоронение древнего воина в деревянном срубе так называемой урильской культуры. Сенсация была в том, что здесь же обнаружили меч, похожий на древнеперсидский, анализ показал, что ему ориентировочно 6 тысяч лет. Получается, что если дата изготовления меча установлена верно, значит, в то время была цивилизация, способная на выплавку металла? Но тогда это не укладывается в канву общей мировой истории. Расцвет цивилизации амурских чжурчжэней приходится на V–VII вв. нашей эры! А может быть, какой-то «странствующий рыцарь» из Азии, пришел сюда и достиг высокого положения в тогдашнем обществе? Или были установлены торговые связи с Азией? Да, очень много загадок… В нетерпении выходим на берег, отсюда на гребне сопки должен быть виден Шаман-камень, но погода… Ветер-низовик, поднимает большую волну, низкие грозовые облака закрывают его, внушает опасение разыгравшийся шторм. Вдруг лодка не подойдет? Однако все опасения излишни, лодочник на быстроходном катере «Амур» переправляет нас через реку, мы быстро выгружаемся, договариваемся об обратной переправе через пять дней, и начинается наш путь, о котором мечтали долгими зимними вечерами. Тропа тянется вдоль реки Дурал, то подходя к самой кромке берега, то удаляясь к сопкам. В двух местах переправляемся на противоположный берег по бревнышкам. Делаем небольшую остановку и с приятным удивлением замечаем почти полное отсутствие комаров и, самое главное, гнуса. А ведь в это время года их тучи. Пройдя в первый день километров десять, останавливаемся на ночевку на поляне с оборудованным кострищем. Отсюда начинается крутой подъем, мы у подножия горы Адзи. Решаем выйти пораньше, чтобы пройти большую часть пути второго дня по холодку. Итак, второй день нашего автономного похода. Запасшись водой, начинаем подъем. В тайге сыро, туман. Подъем утомительный, уклон местами 45о, часто останавливаемся, переводим дух. Самое интересное, что Шаман-камня, мы еще не видели, а в тайге между тем уже почти сутки. По рассказам, Шаман может и не пустить, если человек, идущий к нему, нечист душою, не открыт сердцем. Бывали случаи, что люди сбивались с тропы и блуждали несколько суток, а некоторые и вовсе сгинули. На одной из елей замечаем свежий след медвежьих когтей, так зверь метит территорию. Когда ж конец этому подъему? Идем уже часа три, вдруг как-то стало все серо, в воздухе мириады мельчайших капель воды; осмотревшись, понимаем: нас накрыло облако! Ободренные этим открытием, с новыми силами делаем рывок, и вот мы на вершине… и даже не знаем, что сказать. Кругом туман, тропинка как-то вдруг исчезла, в какую сторону идти – непонятно! Но… оказывается, это было начало представления, буквально через минуту тугой, сильный, восточный ветер постепенно начинает разгонять эту серую пелену, открывая величественную панораму дальневосточной тайги; как кульминация в этом спектакле природы, занавес расходится, и из дымки проявляется темный силуэт батюшки-Шамана! Хватаемся за фотоаппаратуру и делаем, делаем снимки, десять минут назад все было в тумане, сейчас – ветер, облака, они под нами, они над головой, а вот… мы сами в облаке! Справившись с эмоциями, начинаем осматриваться: внимание привлекает стена на северо-востоке от Шаман-камня. Через равные промежутки по ее верхней части просматриваются проемы, похожие на бойницы. На юге и юго-западе также просматриваются остатки стен, идущих по хребтам и отрогам. Размеры стен, их высота и протяженность поражают. Все в целом, похоже на громадный треугольник с центром двуглавой горы Сиур высотой 1 272 и 1 276 метров над уровнем моря. Комплекс камней уникален. Сам Шаман-камень высотой около 30 метров, но если смотреть с восточной стороны его основания, то все 60. Это гигантское, безмолвное сооружение, словно совсем чуждо современному человеку, его бренному миру. Когда стоишь рядом, ощущаешь, что тебя окружает прошлое. Какие звуки раздавались здесь, какие люди сходились на этом месте в те незапамятные времена? Кроме камней не осталось больше никаких материальных свидетельств их бытия? Пока считают, что это остатки древней цивилизации, в более позднее время здесь происходили шаманские камлания. Возле основания находим чашеобразные выдолбы, так называемые жертвенники, сориентированные по сторонам света: на север, юг, запад, а восточный нам не удалось обнаружить. Интересно, что у основания камня, примерно посередине, проходит трещина, и в одном месте она сквозная. Таким образом, находясь на западной стороне Шамана, можно увидеть распадок, находящийся на востоке от него. Да, Шаман как бы поставлен на основание более мощной скалы. Впечатление, конечно, неописуемое, но несколько испорчено современными вандалами, оставившими после себя автографы на скалах. Думая, что они сделаны белой краской, мы обследовали их поближе, и оказалось, что они прочерчены. Темный лишайник со временем покрыл всю громаду останца, проведя по такому «холсту» хотя бы даже просто острым камнем, оставишь светлый след. Получается, что когда-то это была полностью белая скала. Обследовав в следующие дни прилегающие стены, находим несколько объектов явно рукотворного происхождения: отдельные участки стены с четкими подгонными блоками, одинаковыми по размеру, похожими на сваи; прямоугольные блоки, которые лежали рядом со стеной (ощущение такое, что они доставлены для строительства, но по какой-то причине не уложены), две симметрично расположенные полукруглые глыбы, покоящиеся на прямоугольных плитах. На северо-восточной стене от Шаман-камня находится известный пролом. В кладке и на земле обнаруживаем блоки правильной прямоугольной формы сечением 80 х 80 см и длиной 4 метра. Откуда они взялись, если бы не человек? Возле «сторожевой башни», расположенной на хребте, находим сложенное из похожих блоков помещение, разделенное пополам из тех же блоков. Конечно, везде чувствуется работа времени, что-то завалено, покрыто мхом, но тем не менее… общее впечатление: в этом месте что-то происходило, была какая-то жизнь. А если все это сотворила природа, то… тогда надо отдать дань уважения природе. Не случайно предки амурских народов считали эти мегалиты священными. Пять дней, проведенные под сенью Шамана, открыли необычные красоты этого места и загадали нам много загадок. Но то, что мы увидели, это лишь малая часть того, что хранит и оберегает Шаман. В этом месте чувствуется особенная энергетика, которая тебя заряжает, зовет в новые походы и в новые открытия. Долгими зимними вечерами мы часто собираемся, смотрим фотографии, обсуждаем и снова готовы оставить все, надеть рюкзаки и отправиться на очередную встречу с Шаманом, чтобы открыть его с новых и неизвестных, еще скрываемых сторон. Игорь СЕРДЮКОВ, Роман ЗЕМЛЯНОВ СЕРДЮКОВ Игорь Иванович, родился в г. Комсомольске-на-Амуре в 1970 г. Образование высшее юридическое, женат, воспитывает двух сыновей. ЗЕМЛЯНОВ Роман Геннадьевич. Родился в 1982 г. в Комсомольске-на-Амуре, образование высшее юридическое. |
|||
|