Валерий Исаевич Павлик родился и вырос в нанайской деревне Усть-Гур (Хунгари) в семье педагога. И неудивительно, что быт, язык и условия жизни нанайцев были ему хорошо знакомы. В 1964 году окончил среднюю школу № 41 в Комсомольске-на-Амуре и уже в те годы пробовал писать стихи. Друзья и родные Валерия Павлика возлагали большие надежды на его успехи на литературном поприще, но судьба распорядилась иначе. В 1965 году Павлик поступает в Иркутское авиационное военное училище, которое заканчивает в 1968-м и до 1990-го служит в рядах Вооруженных сил в Крыму в должности политработника. Выполняя свой служебный долг, Валерий Исаевич получил звание майора, 12 правительственных и 4 иностранные награды. Параллельно с военной службой в 1982 году, он оканчивает Днепропетровский государственный университет по специальности «Преподаватель истории и обществознания», в 1986 году — Симферопольский государственный институт по специальности «Социальный психолог», а в 1988 году — Международную школу менеджеров. После окончания службы в рядах Вооруженных сил В.И. Павлик работал юрисконсультом в военторге города Завитинска, а с 1991 по 1995 год — учителем истории в черноморском городе Джанкое. И все же ностальгия по родной земле, по Амуру-батюшке не давала ни дня покоя. Дальневосточные края манили к себе. В 1995 году Валерий Павлик возвращается на родину и до последних дней все свое свободное время посвящает изучению истории Дальневосточного региона. Работая с 1995 по 1998 год директором средней школы № 4 города Амурска, Валерий Исаевич понимал, что административная рутина несовместима с его исследовательской работой. А потому он ушел в муниципальное учреждение дополнительного образования – центр творчества «Темп» и стал руководителем кружка краеведения. За три года работы в центре его воспитанниками создан музей макетов. Это макеты материальной и духовной культуры аборигенов Амура, объектов русского деревянного оборонного зодчества землепроходцев на Амуре в XVII веке, гербов нанайских родов. Также сделаны методические разработки по проблемам истории древнего и средневекового Приамурья. На основе проведенных этнографических экспедиций собран богатейший легендный материал. В 2001 году Валерий Исаевич получает высшую квалификационную категорию, а в 2002 году становится лауреатом премии губернатора Хабаровского края в области государственной молодежной политики. В этом же году его приглашают работать в Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет на должность директора центра археологии, истории и этнографии. Летом 2003 года под его руководством осуществлена широкомасштабная экспедиция по амурскому маршруту Е.П. Хабарова: от станции Ерофей Павлович до Комсомольска-на-Амуре. 14 декабря 2003 года Валерий Исаевич Павлик ушел из жизни. Многие его творческие планы так и не осуществились. Книга «Долгий путь на Амур. Е.П. Хабаров и его войско», над которой Валерий Исаевич работал шесть лет, вышла в свет в 2004 году (издатель – Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры), когда автор уже не смог подержать ее в руках и увидеть плоды своего труда. История похода Хабарова и его «войска» на Амур рассматривается В.И. Павликом на основе сравнительного анализа существующей современной исторической литературы по этой теме. Сопоставив исследования Алексеева, Леонтьевой, Левкина, Тураева, Никитина и других авторов, Валерий Исаевич, считают историки, познакомившиеся с рукописью, сумел предложить самостоятельную характеристику ее значения. Анализ версий происхождения названия реки Амур и сделанный автором вывод также представляют интерес для историков. В.И. Павлик считал, что в биографии великого землепроходца и истории его пути на Амур слишком много разночтений. В Хабарове мы видим как сильные, так и слабые стороны. Но Валерий Исаевич был убежден, что «сегодня с высоты прошедших трех с половиной столетий не вправе мы судить о действиях человека той, прошедшей, исторической эпохи, имеющей свои нравственные ценности. Не растерять и не размельчить бы свои, приумножить достояние и наработанное духовное наследие наших предков — это наиболее благородное дело и задача потомков, нежели искать «развенчивающие улики» в портрете человека, именем которого потомками назван край, в котором мы живем». Оксана Гайнутдинова, |
|||
|