Маэстро Контский, ученик Бетховена

Городской сад на берегу АмураНе скоро еще, вероятно, придется переживать Хабаровску столь редкое удовольствие, как в настоящее время – артистический проезд всесветно знаменитого артиста, ученика Бетховена, Антона Григорьевича Контского. Редко в хронике местной жизни, на страницах нашей молодой газеты приходилось заносить что-либо равновеликое тому сильному  эстетическому впечатлению, которое вынесено было слушателями вечером, 17 июля, в Военном собрании, где великий  пианист давал свой первый концерт…

Газета «Приамурские ведомости». 20 июля 1897 г., № 186

«Мы [хабаровцы] не обладаем значительным музыкальным опытом, – писала газета «Приамурские ведомости», – тем не менее имеем возможность сравнить виртуозное исполнение маститого 81-летнего колосса с игрой гениального 18-летнего юноши или хотя бы 50–60-летнего маэстро в период мощного развития его гения. Но уже то, что пришлось услышать в настоящее время в связи с отзывами как местной публики, так и прессы, в связи с горячим, востор-женным приемом, оказанным артисту в Америке и Японии, всюду по пути его следования, все это достаточно свидетельствует, что несмотря на свои преклонные годы, гениальный пианист, достойно поддерживающий славное имя своего учителя, далеко еще не перебрал тех лавров, которыми, на его длинном артистическом пути, в славном триумфальном шествии, венчали поклонявшиеся его гению нации, во главе с их Венценосными повелителями…».

Прервем до времени этот высокопарный панегирический тон статьи и приведем известные биографические данные о музыканте Антоне Контском, а также некоторые имеющиеся в нашем распоряжении малоизвестные сведения о пребывании этого артиста в Хабаровске.

Антон (Антоний Григорьевич) Контский родился 27 октября 1817 года в местечке Иваничи, близ станции Окуловка (ныне Новгородская область), в многодетной семье польского музыканта-любителя. Вскоре все семейство перебралось в Краков. Антон с детства «был особо заряжен на музыку», хотя все пятеро детей главы семьи Григория Контского – старший сын Карол, сестра Евгения, Антоний и младшие сыновья Аполлинарий и Станислав – стали музыкантами.

История донесла до нас такой случай из детства Антона. «Когда будущему артисту было только 5 лет, сестра его, старше десятью годами, брала уроки музыки у одного немецкого профессора. И вот, придя однажды на урок, профессор из прихожей слышит, что девочка играет сонату Бетховена и исполняет ее значительно лучше обыкновенного. Представьте его удивление, когда войдя в комнату, вместо своей ученицы он видит ее брата, который, прицепившись к пианино, играет сонату. Удивление профессора было так велико, что, взяв малыша на руки, он сказал ему: «Друг мой, у тебя на пальцах золото и бриллианты». Вырвавшись из его рук, мальчик побежал к матери, прося спрятать свои руки, чтобы он не смог их потерять».

В Кракове Антония за его громадный талант прозвали маленьким Моцартом, а в 1824 году. он был представлен бароном Маркендорфом Людвигу ван Бетховену и в продолжении девяти месяцев пользовался его уроками. В 1829–30 годах молодой музыкант жил в Москве. Брал уроки игры на фортепиано у знаменитого профессора музыки, ирландского пианиста и композитора Джона Филда; был представлен императору Николаю Павловичу (Николаю I) и, сделавшись его любимцем, постоянно приглашался на интимные вечера и играл в присутствии царской семьи.

Дом приамурского генарал-губернатора. 1897Потом Антон поступил в Венскую консерваторию, где изучал гармонию, оркестровку и композицию у известного профессора Симона Зехтера. За это время молодой композитор сочинил ораторию «Колокол», за что получил звание доктора музыки. Из Вены Антон поехал в Париж, где ему как ученику Бетховена и Зехтера были открыты все двери. Здесь он создал новую методику изучения музыки, и его тридцать шесть этюдов были приняты парижской, берлинской и петербургской консерваториями. В 1848 году А. Контский был приглашен королем Прусским в Берлин, преподавал музыку прусским принцессам и получил звание «пианиста Его Величества Короля Пруссии». Здесь во второй раз, от кенигсберского университета, получил звание доктора музыки. В Берлине же Антон сочинил ряд оперных фантазий и бравурных пьес и свое знаменитое и особенно популярное произведение «Пробуждение льва» («Le reveil du lion» – внешне эффектный отклик на революцию 1848 года во Франции) – жанр которого определил как «героический каприз», и посвятил его королеве Августе. Принимая посвященное ей произведение, королева сказала: «Вы единственный человек в моем королевстве, которому позволено иметь капризы». Здесь же, в Берлине, в 1853 году он сочиняет марш на коронование императора Вильгельма, этот марш игрался по очереди с маршем французского композитора Дж. Мейербера, сочиненным по этому поводу.

В тот же год Антона Григорьевича приглашают в Петербург придворным солистом. Он преподает фортепианную игру и много концертирует в русской провинции, пользуясь там наибольшим успехом. В России (где он проживает до 1882 года) Контский снискал себе популярность исполнением и переложением на музыку русских мотивов, становится автором ряда романсов, типичных для жанра русской салонной музыки (в т. ч. исполняемого и в наши дни знаменитого романса на стихи М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю!»), салонных пьес и народных песен (великорусских и малорусских), став весьма плодовитым композитором и пианистом.

В пятьдесят три года (1870) уже немолодой композитор женился на юной девушке, парижанке по происхождению. Антон Григорьевич непрерывно гастролировал во многих странах Европы, в 1882 году был приглашен в Москву играть во время выставки и получил там медаль с надписью: «Антону Петровичу Контскому. Город Москва,1882 г.».

А накануне своего восьмидесятилетия, в 1896–1898 годах, он решился на невиданный поступок – стал первым пианистом, который предпринял кругосветное турне. Вместе с супругой музыкант совершил концертную поездку по музыкальным центрам всех стран мира, посетив с гастролями сначала Европу, а затем Америку, Австралию, Японию, Китай, города Сибири.

Игра Антона Контского отличалась блестящей техникой и элегантностью. Кроме произведений классиков и романсов были и собственные сочинения. Везде на своем пути великий артист встречает горячий прием и шумные овации. В штате Миссури публика, присутствующая на одном из его концертов, пришла в такой восторг, что между двумя антрактами была собрана значительная сумма и припод-несена ему пуншевая чаша из массивного серебра самой лучшей пробы.

Случилось так, что во время весенних гастролей 1897 года в Японии Антон Григорьевич встретился на одном из концертов с русскими морскими офицерами из Петербурга и Владивостока, суда которых стояли на рейде в порту Нагасаки. Моряки очень высоко оценили его композиторский и исполнительский талант. Среди русских слушателей на концерте был и приамурский генерал-губернатор С.М. Духовской с супругой Варварой Федоровной, которые проводили в Японии часть своего отпуска. Генерал, услышав игру Контского, сразу пригласил его в Хабаровск, предложив вторую часть кругосветного путешествия до Петербурга и Берлина проконцертировать проездом через Дальний Восток и Сибирь, пообещал посодействовать с приемом в крупных городах, обеспечить рекламу. Так в результате случайной встречи великий пианист с мировым именем оказался на Дальнем Востоке.

В конце июня Антон Григорьевич концертировал во Владивостоке, где во время его третьего выступления благодарная публика преподнесла ему серебряный кубок. Такой же кубок вручили пианисту в селении Никольском, где он дал два концерта.

И вот А. Контский с супругой прибыл на берега Амура. Хабаровцы отметили приезд музыканта тепло и востор-женно. Генерал-губернатор распорядился разместить супругов в собственном доме, под покровительство Варвары Федоровны. Этим смягчались всевозможные неудобства, с которыми могли столкнуться в молодом городе прибывшие гости, учитывая, что цивилизованных гостиниц, с освещением, водопроводом, водяным отоплением, питанием и прочим, в Хабаровске еще не было (да и не будет после отъезда Контских еще лет десять-пятнадцать). Ведь во всем городе в тот момент было всего не более шести каменных общественных зданий, считая дом губернатора, военное собрание, библиотеку, казначейство, строящиеся собор да музей. Зато благоухал губернаторский сад, радовал зеленью и прохладой городской парк на берегу Амура.

Вся остальная застройка молодого города (население его приближлось к пятнадцатитысячному рубежу) была одноэтажная, деревянная, с серыми и пыльными улицами, по которым прогуливались собаки, коровы и козы. Но город строился и старался выглядеть красивым за счет присутствующего в нем тонкого слоя интеллигенции – военных, их жен, преподавателей и учителей школ и училищ, нарождающего купечества – активно поддерживающих все культурные инициативы. Кроме выступления 17 июля в Военном собрании, Антон Григорьевич обещал дать еще два – в воскресенье, 20 июля, и на следующий день. Газета «Приамурские ведомости» о первом выступлении пианиста писала следующее: «Мы вполне уверены, что и на этих будущих концертах артиста ожидает тот же блестящий триумф, как и на первом, где фурор переходил в бурю, оценивая которую маститый артист, несмотря на утомление и летнюю жару, бисировал дважды…»

После второго, яркого и запоминающегося выступления в здании общественного собрания маэстро дал 21 июля прощальный концерт в Военном собрании. На страницах газеты «Приамурские ведомости», в № 187 от 22 июля 1897 года, мы находим следующую информацию об этих двух днях пребывания Антона Контского в Хабаровске: «Об успешности исполнения даровитого артиста на этих концертах распространяться не приходится: фурор – пока еще неизменный спутник его музыкальных выходов. Для выигрыша в акустическом отношении рояль во время концерта в общественном собрании был поставлен на специально сделанной эстраде, у наружной стены зала.

Офицерское военное собрание. Здесь выступал А. КонтскийВо время последнего концерта в военном собрании благодарная публика по сделанной накануне подписке поднесла Антону Григорьевичу несколько ценных подарков, состоящих из серебряных, массивной работы и позолоченных кубка, подстаканника и чашечки с блюдечком и ложечкой с надписью: «Великому таланту, маэстро А.Г. Контскому – от благодарных почитателей. Хабаровск, 21 июля 1897 г.». Юбиляр был растроган и исполнял номера с нервной виртуозностью. В заключение Антон Григорьевич, после исполнений на многократное bis, пропел под собственный аккомпанемент песенку своего сочинения: «Жил-был мужичок, беднячок», чем, в свою очередь, растрогал слушателей, вызвав целую бурю оваций».

В полдень 23 июля Антон Григорьевич на пароходе «Джон Кокериль», продолжая свой путь через Сибирь в Европу, отбыл с супругой в Благовещенск. На хабаровской речной пристани отъезжающих провожала большая толпа почитателей его таланта. Среди них в группе интеллигентных дам стояла жена генерал-губернатора Варвара Федоровна Духовская (уроженная княгиня Голицина) – председательница музыкального и драматического кружка. Ее окружали подруги: жена хабаровского полицмейстера и попечительница приюта А.В. Куколь-Яснопольская, М.Н. Третьякова – жена командира саперного батальона – отличная музыкантша, ученица Годара; дочь генерала Турбина Наталья Николаевна, жена военного губернатора Приморской области О. И. Суботич – попечительница женского училища; жена окружного интенданта и председательница благотворительного общества Е.А. Попова; начальница женского училища Екатерина Николаевна Рамзайцева; Мария Алексеевна – жена начальника инженеров Приамурского военного округа генерала Александрова и другие.

Дамы оживленно переговаривались, обсуждая прошедшие концерты и высоко поднимая руки, махали платочками вслед пароходу и кричали: «До свид-а-ни-я-я, счастливого пут-и-и!.. Adieu, adieu!» Слышались ахи, восклицания, вперемежку с русской речью различались отдельные французские слова и фразы: «Bien, bien! Хорошо, хорошо!… Рarfaitement bien concert… Прекрасный концерт…Тrop grand maestro Kontski… Великий маэстро Контский… Quel dommage tout cela vite terminer! Как жаль, что это все быстро кончилось!.. Не каждый решится в таком возрасте на такой подвиг – кругосветное путешетвие…»

Пароход постепенно удалялся. Варвара Федоровна заключила разговор фразой: «Дамы, я, однако, отпишу в Петербург про этот незабываемый великий случай. Вот удивятся в столице, узнав, что в Хабаровске слушали… самого Антона Контского! Наверняка никто не поверит…»

Дамы негромко рассмеялись и медленно стали расходиться с пристани по своим экипажам.

Владимир ВОЛЬХИН,
краевед

P.S. Антон Контский из семьи польских музыкантов. Его отец Григорий Контский составил из своих детей группу концертирующих «вундеркиндов». Антон (фортепьяно) выступал с 6 лет, старший брат Антона Карол (скрипка) – с 6 лет; второй брат Апполинарий и третий – Станислав (оба скрипачи) – с 4 и 6 лет; старшая сестра Евгения (певица) – с 10 лет. Музыкальная группа Контских выступала (1829–1830) в городах Европы – Варшаве, Риге, Петербурге и Москве, затем в Вене, Мюнхене, Париже и Лондоне.

Антон прошел трудную школу музыкальной подготовки. Всего за свою долгую жизнь (музыкант умер 25 ноября (7 декабря) 1899 года) создал 402 фортепианных произведения: оперные фантазии, вариации, этюды, танцы и бравурные пьесы (марши). Среди его сочинений крупной формы опера, оперетта (музыкальная комедия), симфония, оркестровые увертюры, два фортепьянных концерта. Как педагог и автор он подготовил свыше 100 педагогических пособий и сборников упражнений для начинающих, в основном для фортепианной школы, а также популярных статей по вопросам фортепьянной педагогики, печатавшихся в «Музыкальном и театральном вестнике».

В 2009 году исполнилось 110 лет со дня смерти маэстро.