Композитор Марк Самойлов: «Я счастливый человек…»

В конце апреля 2010 года в Хабаровском музыкальном театре состоялась премьера музыкальной истории «Два бойца» по мотивам повести Льва Славина «Земляки». Композитор – Марк Самойлов, автор либретто – Вячеслав Вербин.
Над спектаклем работала постановочная команда из Санкт-Петербурга: режиссер – Леонид Квинихидзе, заслуженный деятель искусств РФ и Республики Крым, лауреат национальной премии «Золотая маска», хореограф – Екатерина Ельфимова, заслуженный деятель искусств Республики Крым, художник – Наталья Зубович, а также хабаровчане: дирижер – Сергей Разенков, заслуженный деятель искусств Республики Удмуртия, аранжировщик – Виталий Каракуз, заслуженный артист РФ, хормейстер – Александр Рыбков, художник по костюмам – Наталья Сыздыкова.

В эти апрельские дни в Хабаровск из Петербурга прилетел Марк Самойлов. В отличие от многих коллег-композиторов он довольно часто бывает на премьерах своих спектаклей, преодолевая серьезные географические расстояния. Несмотря на краткость своего пребывания в нашем городе и неважное самочувствие, Марк Самойлович согласился дать интервью после премьеры.

– Люблю двигаться, путешествовать, Хотя сейчас все труднее. Работа над «Двумя бойцами» мне дорога по очень многим причинам. И не увидеть ее я не мог. Даже вопрос не стоял – ехать не ехать. И потом… Ты год сидел «чирикал», мучился… Хотя, конечно, это такая сладкая мука – творческий процесс.  Для меня громадное счастье увидеть то, что произошло сейчас в музыкальном театре. Тем более что поездки в Хабаровск почти всегда приносили мне радость человеческого общения и того, что я вижу на сцене. В этом спектакле все сошлось. Я очень благодарен Виталию Каракузу. Он талантливый аранжировщик и очень бережно отнесся к моей работе. Сергей Разенков – сугубо оперный дирижер, ему в какой-то степени чужда моя музыка, но тут он справился с задачей очень хорошо. Да и дабл-треки (специально записанные аранжировки для усиления эффекта, звучащие вместе с живым оркестром. – Прим. автора) сделаны грамотно…

Слава Вербин написал потрясающие слова. Послушайте: «Если завтра кончится война…» Это поют люди в сорок первом году! Они надеются, что следующим летом кончится война. А ведь потом было еще три лета…

Сдаюсь безоговорочно. Нечасто либреттисты радуют умными, емкими, содержательными стихами. Это скорее исключение, чем правило (возможно, именно это заставляет называть  жанр «легким»).

– Автор либретто проделал сложнейшую работу – фактически сочинил новую, с моей точки зрения, очень хорошую пьесу, ведь в фильме нет ни блокады, ни священников, ни церкви, ни любви – намек один, – продолжает Марк Самойлович. – И в повести Славина «Земляки», по которой снят фильм «Два бойца» и которую мы с Вербиным нашли с большим трудом (как и фильм, впрочем), нет никакого сюжета. Бои, бои, бои,  землянка… И Бернес поет эти две замечательные песни Никиты Богословского. Одна из них – «Темная ночь», звучит в спектакле. Денис Желтоухов замечательно ее исполняет. Правда, когда я работал, представлял себе совсем иной расклад актеров. Дениса знал по работе в спектакле «Прелести измены» и Аркашку видел в его исполнении. Но, посмотрев спектакль, согласился с распределением ролей. Владлен Павленко очень тонко работает. Удивила Татьяна Маслакова: она сделала серьезную роль из крошечной, эпизодической. И дуэт замечательный. Только вот песню о дружбе  обрезали. Музыка в основном звучит по клавиру. Даже «Ленинград». Там прописана пауза, потом взрыв… Я не представлял, что можно так использовать его. Там, вдали, эти девочки…

Балетмейстер Екатерина Ельфимова молодец!

Зная, что Марк Самойлович жил в Ленинграде во время блокады, спрашиваю об особом отношении именно к этой работе.

– Блокада… Война вообще... Для нас это имело решающее значение. Леонид Квинихидзе поначалу категорически отказался от постановки так далеко от Санкт-Петербурга – в Хабаровске. Но, узнав о теме спектакля, спустя буквально паузу согласился, заявив, что считает это своим долгом. Он тоже знает о блокаде не понаслышке. Нам обоим было по 4–5 лет, мы одногодки – с 1937-го. Вербин родился, правда, когда блокаду прорвали – в 1943-м, не помнит ничего, но подсознательно, в подкорке, это все равно сидит. Я, хоть и был мал, помню хорошо, что когда была бомбежка, утыкался в подол тети Сони (она жила с нами во время блокады) и кричал: «Тетенька, спрячьте меня, я не хочу видеть, как я буду умирать!» Отец мой никогда не спускался в бомбоубежище (отсюда, вероятно, сцена в доме артистов. – Прим. автора), а вот тетушка… О ней хочется рассказать особенно. Она была детским врачом и каждый день, всю блокаду, ходила четыре километра пешком через Неву на работу. Хотя можно было не работать, никто не заставлял – голод. А она ходила. Таких были тысячи, как она… Все, что происходило в детстве, сделало нас патриотами. Не ура-патриотами, не профессиональными патриотами, а настоящими патриотами. Не любя Родину, нельзя было это ни написать, ни поставить.

Все, что было в детстве… удивительно, но и настоящие друзья у этого известного человека – из детства. Он пережил предательство друга-коллеги, очень ценит жену-друга, и очень бережно относится к этому слову – дружба. Не бросается им.

– Я счастливый человек. Знаете, говорят, найди работу по душе, и ты никогда не будешь работать. Я нашел, и всю жизнь получаю удовольствие. Не могу без нее ни минуты. Был  очень популярным аранжировщиком джаза. С Утесовым успел поработать, с Рознером, с Андреем Петровым. Для фильма «Я шагаю по Москве» писал аранжировки. Случайно попал в театр. Привел меня туда артист театра им. Комиссаржевской  Костя Григорьев. С тех пор не знаю, что я больше люблю – театр или музыку.

Его «Дон Жуан» живет на сценах уже 40 лет, «Небесного тихохода» ставят в течение 15 лет… Сорок один спектакль, музыка к драматическим спектаклям: БДТ, театр им. Ленсовета. А в молодости еще и музыка к фильмам. И блестящие аранжировки музыки своего друга, учителя, второго отца (родного отца не стало, когда Марку Самойловичу было шестнадцать) –  народного композитора СССР Василия Соловьева-Седого, который сформировал его и дал профессию.

– Сорок третий год, блокада еще, стреляют, есть нечего. Передо мной картинка: бомбят страшно,  работает радио и звучит песня «Прощай, любимый город», мой отец бреется (он всегда брился, когда бомбили), и у него текут слезы… Через 13 лет я уже работал с Соловьевым-Седым.  Он мой учитель и не только в музыке, но и в жизни. Я всем обязан Василию Павловичу. Формально он не преподавал нигде. Я ученик его в том смысле, что был все время рядом. Как подмастерье, смотрел, запоминал, учился.  Образованный, начитанный, с очень живым умом, Василий Павлович вовсе не был «сыном дворника», как писали в советских биографиях. Он меня научил относиться к музыке, как к математике. «Гармония алгеброй проверяется». Это ни в одной консерватории не преподают.

Марк Самойлович категорически запрещает ставить свои звания на афишу спектакля.

– Мое звание – композитор.

Этому его тоже научил Василий Павлович Соловьев-Седой. Однажды на афише одного Ленинградского театра он увидел все свои перечисленные регалии, зашел в театр и сказал то же самое, что говорит сейчас Марк Самойлов. Наверное, именно поэтому его имя стоит двенадцатым в списке популярности  композиторов, опубликованном в «Театральном справочнике-2010», где Моцарт на тринадцатом месте. По результатам же исследования популярности постановок в музыкальных театрах произведения Марка Самойловича  занимают второе место после Кальмана, за ними, на третьем месте, произведения  Легара.

– Мне уже много лет, не знаю, сколько осталось, – говорит с грустью композитор, – но хочу еще поработать.

Не разубеждаю, не кокетничаю – передо мной все прекрасно понимающий человек с мудрыми лукавыми глазами. Да и лесть, и ложь его чуткое музыкальное ухо сразу же услышит. Русскую речь с недавних пор он воспринимает как музыку.
– Вероятно, надо было уехать в Америку, чтобы понять, какой ты патриот своей Родины, – я не боюсь этого слова.  Когда после десяти лет жизни в Атланте, уже в Берлине, в самолете стали объявлять что-то по-русски, я замер. А когда самолет подлетал к Ленинграду, так сердце билось! Дома… не мог наесться черного хлеба,  пил кефир, специально выходил на улицу и слушал. Мне сам язык, даже вместе с матерными словами, музыкой казался. Это непередаваемо…

И снова возвращаемся к премьере.

– Я бы хотел, чтобы Хабаровский спектакль «Два бойца» показали в городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе, Одессе, Минске… Для этого нужна поддержка правительства, конечно, – размышляет Марк Самойлович. – После премьеры мы говорили об этом с губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом. Он, кстати, сказал, что «Ленинград» станет вторым гимном Северной столицы. Как ни странно, это моя первая песня о любимом городе…

Хабаровский спектакль «Два бойца» – это первая постановка нового произведения, идея которого родилась три года назад во время личной встречи Николая Ивановича Евсеенко, в тот момент директора – художественного руководителя Хабаровского театра музыкальной комедии, и композитора Марка Самойловича Самойлова. Потом «Двух бойцов» будут ставить в других театрах другие режиссеры, будут играть другие актеры. Даже название может измениться. Неизменным останется  самое главное имя.  Имя композитора.

Людмила КОХАН
Фото Степана КИЯНОВА


 

Марк СамойловСАМОЙЛОВ  Марк Самойлович
(Санкт-Петербург)

Заслуженный деятель искусств России, лауреат международных и всероссийских конкурсов («Вселенная,  отзовись!» и др.), член Союза композиторов России.

Закончил Ленинградскую консерваторию, класс народного артиста РСФСР профессора Вадима Николаевича Салманова. Друг, единственный ученик и постоянный аранжировщик произведений народного артиста Советского Союза Василия Павловича Соловьева-Седого.

Автор музыки к телеспектаклям, музыки к фильмам: «Если есть паруса» (режиссер Валентин Козачков, Одесская киностудия),  «Лапа» (режиссер Юлий Колтун, «Ленфильм»), «Валерка, Рэмка +», «Мы сказали клятву», «Тигры на льду» (режиссеры Валентин Козачков, Альберт Осипов, Одесская киностудия), а также музыки к спектаклям драматических театров, песен (исполнители Эдуард Хиль, Лев Барашков, Иосиф Кобзон и др.)

Композитор оперетт, музыкальных комедий, мюзиклов,  водевилей и других произведений, которые давно уже стали классикой жанра. Автор музыкальной партитуры 41 (на сегодняшний день)  спектакля,   выдающийся российский маэстро «легкого жанра».  Самый востребованный композитор в России.

В Хабаровском музыкальном театре на музыку Марка Самойлова поставлены спектакли «Ограбление в полночь» (1976), «Легкая жизнь» (1985), «Дон Жуан в Севилье» (1988), «Звезда по имени Мона» (2005), «Прелести измены» (2007), «Два бойца» (2010).