Театральная культура Дальнего Востока России второй половины XIX – начала ХХ века, являясь неотъемлемой частью общероссийской провинциальной культуры, отличалась исключительным своеобразием, которое обусловлено отдаленностью края, более поздним его включением в общероссийскую провинциальную театральную систему и спецификой регионального зрителя. Одна из ярких особенностей театральной культуры Дальнего Востока – прочное укрепление к началу ХХ в. целого ряда актеров и антрепренеров, десятилетиями работавших только в этом регионе: И.М. Арнольдов, А.А. Иванов, В.П. Варина, М.Н. Кисель-Загорянский, М.Ф. Кнауф-Каминская, В.В. Кумельский, К.П. Мирославский, М.Н. Нинина-Петипа, И.Н. Перестиани, А.М. Северская-Сигулина, П.С. Станиславская, А.А. Иванов, Е.И. Чалеева-Бельская и др. Для российских театральных деятелей понятие «провинция» было лишено конкретных географических границ. Им обозначался любой город или городишко от Архангельска до Владикавказа, от Витебска до Сахалина. Как правило, они работали в одном городе не более одного театрального сезона. Поэтому, когда сталкиваемся со столь долгими сроками службы в одном регионе, мы судим об этом явлении как об одной из уникальных, присущих только дальневосточной творческой интеллигенции особенностей. Работая на Дальнем Востоке, названные выше театральные деятели, сознательно посвящали себя служению одному из самых отдаленных уголков провинциальной России. Впервые собственными театральными деятелями обзавелся Благовещенск, бывший в конце ХIХ века театральной столицей края. С середины 1890-х годов в Благовещенске стали проходить постоянные театральные сезоны. В газете часто упоминалось имя актрисы и певицы (сопрано) П.С. Станиславской. До приезда на Дальний Восток Станиславская работала в петербургском театре «Аркадия», обладала хорошей вокальной школой, в оперных и опереточных спектаклях пела партии героинь, также выступала и как драматическая героиня. В 1896–1899 годах Станиславская работает в Благовещенске в качестве антрепренера и актрисы. Станиславская покинула Дальний Восток в конце XIX в. и продолжила свою артистическую карьеру в Москве, где стала талантливой каскадной певицей в театрах оперетты. Именно в труппе П.С. Станиславской в 1897 г. впервые появилась актриса Мария Николаевна Нинина-Петипа. Скоро она имела прочное положение актрисы, весомый авторитет в артистическом мире. Хабаровский рецензент писал: «Впечатление, которое мы получили от ее игры, ...вполне оправдало лестные отзывы, которые мы читали о ней, и нам стали понятны те симпатии, которые г-жа Нинина-Петипа заслужила как во Владивостоке, так и в Благовещенске. Добросовестное, вдумчивое отношение к ролям, прекрасная, выигрышная для сцены наружность и талантливое, умелое исполнение делают ее игру привлекательной»1. Амплуа Марии Николаевны – драматическая героиня, ею сыграны многие роли этого артистического диапазона: Катерина в «Грозе» А. Островского, Татьяна в «Татьяне Репиной» А. Суворина, Симбирцева в «Даме из Торжка» Ю. Беляева. Очевидно, что уже первые годы службы принесли ей и материальный достаток, к 1899 г. относятся первые упоминания об ее антрепренерской деятельности. Судя по газетным объявлениям, можно полагать, что в 1902 г. она прочно перешла к антрепренерской деятельности (не оставляя актерской службы). Обладала М.Н. Нинина-Петипа и выдающимися личностными качествами: предприимчивая, энергичная, она заботилась не только о собственной выгоде. Не раз бывала Мария Николаевна зачинателем целого ряда благотворительных спектаклей, любительских объединений2. Из раздела «Сдача театров и ангажемент» санкт-петербургского журнала «Театр и искусство» очевидно, что во Владивосток труппу на летний сезон 1902 г. набирала сама антрепренерша М.Н. Нинина-Петипа, то есть приехала лично в столицу для отбора актеров. Есть основания считать, что в столицах М.Н. Нинина-Петипа бывала чаще рядовых дальневосточных театральных деятелей. Ведь происходила Мария Николаевна из знаменитой династии Петипа. Великий балетмейстер Мариус Петипа приходился ей дедом, а отцом ее был знаменитый драматический актер Мариус Мариусович Петипа. Нинина-Петипа была его незаконнорожденной дочерью3. В генеалогическом древе Петипа нет ее имени, и на сегодняшний момент нет сведений об общении Марии Николаевны с огромным семейством деда, но известно, что существуют (пока не найденные автором) ее воспоминания о Петипа обработанные А. Плещеевым. Сведения эти почерпнуты автором из вступительной статьи к книге о Мариусе Петипа и некоторое время оставались под сомнением… Пока в книге воспоминаний Александра Вертинского я не прочла: «В одно лето мы с нашим театриком, который держала добрейшая Марья Николаевна Нинина-Петипа – бывшая актриса, происходившая из славной театральной династии Петипа…»4. Наверняка это может служить уже более весомым подтверждением. Тщательное чтение названных воспоминаний привело еще к целому ряду упоминаний о М.Н. Нининой-Петипа и ее театральной деятельности, на которых мы остановимся позже. Пока тот факт, что М.Н. Нинина-Петипа происходила из артистической семьи и, очевидно, вращалась в московских театральных кругах, подтверждает мысль, что она обязательно должна была видеть последние столичные новинки, в том числе и спектакли Московского Художественного театра, совершившие переворот в театральном мире. Как тонкий и чувствующий художник, она чутко уловила новизну этого явления. Коротко оговоримся, что далеко не все театральные деятели в 1902 г. понимали будущность и перспективу нового театра, а антрепренер с далекой окраины смогла ухватить новые веяния. К сожалению, в рамках данной статьи нет возможности останавливаться на результатах деятельности Общедоступного театра Нининой-Петипа во Владивостоке. Многие газетные и журнальные рецензенты высоко оценили деятельность местного реформатора: «И во Владивостоке нашелся человек, который, сам истинно любя и зная сцену, сам будучи опытным и хорошим артистом, рискнул вступить в борьбу с местными нравами, желая поднять начинающее падать здесь значение драмы. ... г-жа Нинина-Петипа, пользующаяся, как артистка, уже несколько лет симпатиями владивостокской публики, решила взяться за создание «общедоступного» театра»5. Также заметка в «Театре и искусстве» сообщала, что Нинина-Петипа пригласила на одно и то же с нею амплуа (драматическая героиня) вторую актрису – О.В. Рахманову. Подчеркнем это как явление нового порядка. Во-первых, надо обладать достаточной смелостью, чтобы делить лавры первой героини еще с кем-либо, во-вторых, в этом сказываются новые веяния и действительное влияние МХТ: отсутствие в труппе примы, неизменно исполняющей главную роль, подчеркивало возраставшую роль актерского ансамбля, что являлось непременным признаком влияния МХТ на искусство провинции. В 1910–1917 гг. в русском театральном искусстве появилась новая ниша – театр фарсов, миниатюр и кабаре. В начале века в провинцию хлынули театры фарсов, а позднее в огромном количестве появились театры миниатюр, кабаре. Почти все они основывались на сексуально-фарсовой интриге. Фарсы или одноактные русские и переводные комедии всегда были в репертуаре как столичных, так и провинциальных театров. Обычно они являлись «довеском» к основной – драматической части театрального вечера. «Нелегким для меня был этот сезон (1907–1908 гг., Владивосток. – А.Ш.), так как сегодня я играла сильную драматическую роль, вроде «Юдифи» в «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, а завтра бегала по сцене в трико и кружевной сорочке в «раздевальном» фарсе. Улих (режиссер труппы – А.Ш.) требовал, чтобы и к фарсам актеры относились серьезно и безукоризненно знали текст. Требовал стремительного темпа и внушил нам, что чем больше раздеваний, тем больше скромности должна проявлять исполнительница. Фарсы послужили для меня хорошей школой»6. То, что к фарсам относились обстоятельно, и что они были непременным явлением русской театральной культуры начала ХХ века, подтверждают сведения о том, что и наша героиня, предприимчивая М.Н. Нинина-Петипа, уже в сезоне 1905/06 г., выписала из Петербурга отдельного режиссера для постановки только фарсов, поскольку, по свидетельству Е. Чалеевой-Бельской, «во Владивостоке существовала традиция, – летом давать зрителям (главным образом – морякам) что-нибудь легкое, оперетку или фарс»7. Именно Мария Николаевна Нинина-Петипа одной из первых остро восприняла новые запросы современного общества. Она держала театры фарсов и миниатюр во Владивостоке и в Хабаровске, по-прежнему вела дела в драматических труппах. Уже в 1906 г. у нее был уполномоченный драматической труппы во Владивостоке8. Зимние сезоны, проведенные ею в 1913–1915 гг. в Хабаровске, прошли успешно в коммерческом смысле. Утверждать это позволяют сведения, что на летний сезон Нинина-Петипа решила выстроить новое здание! 31 июля 1915 г. на Поповской улице был открыт Новый летний театр9. В нем она выступала до середины сентября 1915 г., а вскоре из Хабаровска уехала, еще какое-то время труппы под ее руководством появлялись в Харбине, Никольске-Уссурийском, но сама антрепренерша, видимо, вела дела по открытию театра в Москве. В 1914–1917 гг. Нинина-Петипа держала театр миниатюр в Москве, в Петровских линиях. В Москве Нинина-Петипа не потерялась, ее театр стал известен, прежде всего, потому, что именно она открыла миру новое театральное имя – Александра Вертинского. Его первые выступления состоялись в Мамоновском театре Арцыбушевой10, но предприимчивой антрепренерше с Дальнего Востока удалось перетянуть его в свой театр для сольных выступлений, и там к исполнителю пришла широчайшая известность. «Однажды, проснувшись утром, я выяснил, что я уже несомненная знаменитость. Действительно, билеты в Петровском театре на мои выступления были раскуплены на всю неделю вперед, получал я уже сто рублей в месяц»11. Есть сведения, что Нинина-Петипа выступала также в качестве зарубежного импресарио популярного исполнителя. Эти сведения мы находим в воспоминаниях Е. Чалеевой-Бельской12, но, вероятно, в них содержится ошибка, поскольку актриса относит зарубежные гастроли Вертинского к 1906 г., а он еще не начал своей карьеры в это время. Но и сам Вертинский пишет о М.Н. Нининой-Петипа как об организаторе его сольных гастролей, но уже в период 1917–1919 гг.13. В 1918 г. М.Н. Нинина-Петипа и А.Н. Вертинский уехали в Киев. Вот как пишет об этих драматических событиях Александр Николаевич: «Между тем контрреволюция поднимала голову. В Москве все труднее становилось жить. Марья Николаевна стала подумывать о том, чтобы закрыть театр и куда-нибудь уехать… Ее выбор остановился на Киеве. Везти туда весь театр, то есть всю труппу, было рискованно. Гораздо проще взять одного меня и со мной работать, что она и сделала. Советская власть никого не удерживала, и мы решили направиться в Киев. Уложив свои личные вещи, подарки, серебряные венки, ленты с золотыми надписями и прочее в легкий парусиновый сундук, я, по совету Марьи Николаевны, оставил его на хранение какой-то даме, ее приятельнице, и покинул Москву. Думал ли я, что покидаю Москву на 25 лет?..»14 По сведениям Л.И. Тихвинской, автора книги «Кабаре и театры миниатюр в России. 1908–1917», достаточно места уделившей деятельности М.Н. Нининой-Петипа в Москве, она покинула Россию вместе с первой волной театральных эмигрантов, не нашедших себя в новой, советской России15, но более точных сведений, когда и куда выехала Мария Николаевна, выяснить не удалось. К сожалению, многого о нашей героине мы еще не знаем – ее фото в журнале «Театр и искусство» весьма низкого качества, неизвестны даты жизни, мало сведений для собственного творческого анализа ее ролей, требуют подтверждения некоторые факты биографии. Но ее судьба в полной мере подтверждает мысль о том, что провинциальная творческая интеллигенция посильно выполняла свое предназначение – быть властителем дум хотя бы в пределах небольшого города, сплачивать жителей далекого края на благо служения новой родине, нести культуру в самые отдаленные уголки региона. М.Н. Нинина-Петипа, с ее способностью почувствовать свежесть новых явлений в театральном искусстве, тягой к коммерческому и артистическому риску, несомненно, выходит в ряд ключевых фигур творческой интеллигенции Дальнего Востока конца XIX – начала ХХ столетия. Анна ШАВГАРОВА, Источники:
|
|||
|