- Сказки: лабораторная работа
- Сказочные истории
- Единое пространство культуры
- Солнечный гемоглобин
- Лед растает – построим замок из песка
- Формула песочных часов
- Краски изменчивого мира
- Среда обитания. Самое главное о художнике Владимире Хрустове
- Предчувствие серебряных колокольчиков
- Разговор человека с собакой. Новая встреча с монооперой Александра Новикова
- «Три песнопения из Екклесиаста». К 60-летию композитора Александра Новикова
- Кубок страстей. «Маленькие трагедии» в гравюрах Фаворского
- А на камбузе закипает чайник…
- Сказки об Испании
- Театральный сезон
- Литература
- Дом народного творчества
- ЗИМИН Сергей Константинович
Любая премьера сочинения Новикова в Хабаровске всегда была событием, которого ждали с интересом и любопытством. Мастер умел удивлять, поэтому первое исполнение в Хабаровске монооперы по рассказу А. П. Чехова в 2006 году для многих стало откровением. Композитор был очень разборчив, выбирая исполнителей своей музыки, и когда писал ее, точно знал, в чьи руки она попадет. Так оказалось и с новой оперой по Чехову. Новиков всегда с благодарностью отмечал ее первых и пока единственных исполнителей — пианиста Владимира Будникова и певца Владимира Жибоедова. Их совместную работу вполне можно назвать сотворчеством. В первой редакции опера имела только одну строчку для солиста и сокращенную запись гармонии для аккомпаниатора. После премьеры в Японии композитор записал клавир. 29 января 2012 года зрители знакомились с третьим вариантом оперы. Инструментовку сделал Владимир Будников, оттолкнувшись от идей, которые в свое время проговаривал автор, и руководствуясь своим пониманием произведения. В итоге в партитуре объединены струнный оркестр, джаз-трио (ударник, контрабас, рояль) и сольные инструменты (тромбон, труба, кларнет, бас-кларнет). В таком красочном оркестровом варианте смысловые подтексты становятся более выпуклыми, а сюжетная интрига раскрывается более динамично.
Слушая оперу Новикова, невольно думаешь о родстве душ двух авторов. «Главное, будьте веселы, — советовал Чехов в одном из писем, — смотрите на жизнь не так замысловато; вероятно, на самом деле она гораздо проще. Да и заслуживает ли она, жизнь, которой мы не знаем, всех мучительных размышлений, которыми изнашиваются наши российские умы, — это еще вопрос». Натуре Новикова были чужды пессимизм и уныние. В отношении ко многим псевдоглубокомысленным лозунгам сегодняшнего дня просвечивали ирония, сарказм. Сфера трагикомического, блистательно воплощенная в музыкальном слове, спасала композитора и была его способом выразить отношение к тому, что волновало в окружающей жизни. Интеллектуальная игра окрашивала пронзительную музыкальную речь. Рассказ Чехова о «царе природы» коллежском секретаре Алексее Ивановиче Романсове исключительно музыкален, и эта музыкальность подхватывается композитором. Я написала имя чиновника и поймала себя на мысли, что оно поется, звучит внутри фразой композитора. Возникает иллюзия, что слово изначально пришло к нам с музыкальным сопровождением. Кстати, в то время, когда Чехов работал над этим рассказом, он купил пианино и устраивал «маленькие музыкальные вечерки, на которых поют и играют».
XX и XXI век поставили производство композиторов на поток. Музыки пишется много, но не всякую хочется слушать и не всякое сочинение можно назвать музыкой. В произведениях дальневосточного автора всегда есть нерв, живая пульсация, яркость материала, смысл. Музыка Новикова общительна, к ней хочется возвращаться еще и еще. А разве не этого хотел композитор, когда говорил, что сочиняет музыку для людей, потому что писать для себя — дело скучное. Лариса МИХАЙЛЕНКО |
|||
|