Краски изменчивого мира

Андрей Павленкович. Утренний луч.  2009. Холст, маслоУмением запечатлевать изменчивые состояния природы, наполняя их открытостью чувств, остротой и свежестью переживаний, обладают не все художники. Есть живописцы, восприятие картин которых сопоставимо с внезапно раскрытым настежь запыленным окном. Мир, шумный и яркий, вдруг обрушивается, ошеломляет, заставляя нас замереть. Таковы холсты Андрея Павленковича, увлекающие за собой зрителя в условное распахнутое окно, создающие эффект, подобный совместному прыжку с невидимого трамплина.

В живописи Павленковича ощутим шум утреннего ветра и подвижная воздушная среда, пронизанная скольжением солнечных лучей. Краски кажутся чуть влажными, словно их только что быстро проложили по холсту. Имея собственное видение, мы в какой-то непредсказуемый момент попадаем под обаяние исполнительской манеры этюда или картины этого художника, и наши восприятия пересекаются. Точка встречи не только обогащает нас новым впечатлением, но и пробуждает в памяти воспоминания, освежая чувства, заставляет внимательно посмотреть вокруг.

Андрей Павленкович. Подсолнухи. 2005. Холст, маслоРабота художника-пейзажиста предполагает уединение. Только ты и природа, один на один с избранным мотивом, даже если рядом на пленэре с этюдниками стоят друзья. Искусство, требующее умения концентрировать чувства, запоминать и замечать то, что ускользает от обычного человека. Способность пережить и изобразить это так, чтобы и зритель смог почувствовать настроение природы. Но и от зрителя требуется непростое умение — быть чутким созерцателем, «видеть сердцем». С давних пор в практике изобразительного искусства известно, что пейзаж выполняет функцию просветления души, ее омовения. Об этом знали средневековые художники Китая, написавшие свои теоретические трактаты — гимны «горам и водам», воспевая изумительным образным языком, часто в стихотворной форме, красоту дальневосточных просторов.

Когда смотришь картины и этюды Андрея Павленковича в выставочном пространстве, возникает ощущение полноты чувств, эмоциональной яркости восприятия окружающего мира, его постоянной изменчивости. Словно перед нами мастерская самой природы с быстро сменяющимися состояниями. Мир прекрасен, он изменчив сиюминутно, когда стремительно бегут облака («Осенний вечер в Новокаменке», 2008), торжественно уходит на покой солнце («Вечер в Сарапульском», 2010), или в букете колокольчиков живет свет луга («Колокольчики», 2011). Запечатленные состояния дальневосточной природы поддержаны импровизационной манерой Андрея Алексеевича с характерным легким, скользящим мазком, в котором угадывается знание и переосмысление традиций импрессионизма в отечественном изобразительном искусстве, особенно дорогим художнику творчеством Константина Коровина. Дарование и постоянная творческая работа Андрея Павленковича подготовили ту естественность, с которой он использовал импровизационный способ изображения пейзажного мотива, наделяя его авторским отношением, открытостью и свободой чувств.

Андрей Павленкович. Серебряное утро. 2009. Холст, маслоДальневосточные пейзажи имеют свои особенности: пластичный, почти лепной рельеф местности с голубыми сопками на дальнем плане, проблесками ветвящихся проток в низинах и порывистых горных речек, размывающих каменистые берега. Даже освещение у нас особенное, необычайно яркое, с резкими контрастными тенями. Андрей Павленкович мастерски выстраивает композиционное решение холстов, подчеркивая характерные черты: простор и бескрайние дали Сихотэ-Алиня и камерные, отмеченные лирическим настроением мотивы («Осенний вечер в Новокаменке», 2008; «Серебряное утро», 2009). Художник постоянно, в любое время года работает с натурой. Наблюдение и познание для него жизненно необходимы — это творческий принцип. Он живет, постоянно впитывая все новые впечатления. Пройдены и увидены многие места, отдаленные села Приамурья и Приморья. Поэтому дальневосточные мотивы всегда узнаваемы, как узнаваем Хабаровск на холстах Андрея Павленковича («Село Новокаменка», 2001; «Пригород», 2009). Наш город в произведениях Андрея Алексеевича наполнен свежим дыханием Амура, часто омыт дождем («По улице Муравьева-Амурского», 2004). В картинах есть стремление и к обобщению и связанной с этим некоторой недосказанности, обусловленной изменчивостью освещения. В композиции «Февраль. Вечер» (2008) уходящие лучи зимнего солнца, вызолотившие обнаженные кроны деревьев и стены старинного особняка, предвещают скорое приближение весны. Скользящие солнечные лучи — устойчивый мотив в творчестве художника, проявляющийся и в письме натюрмортов. Достижение цельности и цветности в передаче переливающегося красками подвижного мира — это не только особенность исполнительной манеры Павленковича, но и проявление характера мастера, уверенного в ценности переживаемых состояний, мгновений, которыми наполняется жизнь.

Андрей Павленкович. Старая прялка. 2009. Холст, маслоПленэры Андрея Алексеевича всегда передают остроту восприятия нового культурного пространства, будь это Приморье или экзотические виды провинций Китая. В этюдах и картинах старых русских городов (Великий Новгород, Старица, Торжок) живет многовековая история. Горят на солнце купола старинных храмов, массивная кладка вековых стен хранит легенды, а в уютных зеленых двориках остановилось время («Звонница Софийского собора. Новгород», 2005; «Старицкий Свято-Успенский монастырь», 2005). Колористическая гамма этих произведений наполнена солнечным теплом.

В натюрмортах для художника важен не только объект в пространстве, но и само пространство, наполненное светом и воздухом как предмет художественного осмысления («Букет», 1997; «Подсолнухи», 2005). Солнечный свет серебрит и размывает лепестки цветов, превращая скромный букет в сияющее мерцание («Утренний луч», 2009). В большом натюрморте «Старая прялка» (2009) она как магнит притягивает к себе плотное окружение постаревших, ушедших из быта рукодельных вещей наших бабушек, давно утративших свою значимость. Композиция из скромных предметов, словно ностальгический портрет ровесников, соединенных невидимыми нитями времени и судьбы. Они осторожно «поддерживают» друг друга, создавая ощущение родства и уюта. Глубокий, плотный колорит холста, набранный уверенными мазками, ассоциативен. Словно ушедшее поколение отдает нам тепло своих рук и образ исчезнувшего с ними мира.

На персональной выставке Андрея Павленковича в Картинной галерее им. А. М. Федотова постоянно возникало ощущение, что художник предопределил самые главные впечатления зрителя, которые возникали от погружения в художественное пространство произведений, передающее светлое самоощущение самого мастера.

Виктория ШИШКИНА


Андрей ПавленковичПАВЛЕНКОВИЧ Андрей Алексеевич в 1993 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института. Еще в студенчестве стал участвовать в выставках. Член Союза художников России с 1998 года. Андрей Павленкович участник всероссийских, региональных выставок «Дальний Восток»: в августе 1997-го, сентябре 2003-го, октябре 2008-го (Хабаровск) и международных. В 2008 году он стал лауреатом премии администрации Хабаровска в области изобразительного искусства (серия «Городские пейзажи»).

Живописные произведения А. А. Павленковича находятся в собраниях Дальневосточного художественного музея, Картинной галереи им. А. М. Федотова, в частных коллекциях за рубежом. Он мастер пейзажа, натюрморта и портрета, владеет техникой масляной и гуашевой живописи. В 2005 году преподавал живопись и рисунок в северокитайском университете искусств Бейхуа в Цзилине (КНР). В настоящее время А. А. Павленкович доцент кафедры изобразительного искусства Тихоокеанского государственного университета, является автором цикла научных статей.