Формула песочных часов

Плакат из серии «К юбилею Дальнего Востока»Песочные часы неумолимо отсчитывают песчинки забот, повседневной необходимости. И в то же время рассеивают в окружающее пространство драгоценные откровения души, озарения мыслей, возможно, не подозревая, что они являются естественным продолжением всеобъемлющих космических идей. Автопортрет Владимира Хромова представлен в эстетике образа ученого среди геометрических форм, с жестом анализа и отстраненным взглядом из глубины графического листа. Динамичная волна экспрессии соединяет руку и голову. Мыслитель — вот, пожалуй, верное слово для контекста творчества этого художника.

Не случайно большую часть творческого времени Владимир Хромов отдал художественному дизайну, поиску лаконичной и емкой формулы целостного отражения времени, границы которого подвижны и устремлены к станковой графике, стремясь выразить, показать вечное — в происходящем настоящем. Его плакаты советского времени сегодня еще более актуальны, поскольку отражают суть ментальности человека России. В них размышления о том, как происходит освобождение от иллюзий, обращение к настоящей реальности, о мужестве этого человека.

АвтопортретВ мастерской художник Владимир Хромов в большей степени позиционирует себя как искусного мастера, который из любого материала изобретает различные интересные вещи. Но есть у него большие папки, где хранятся графические работы, и это поистине драгоценная шкатулка. Фирменные знаки, серии плакатов, иллюстрации — невообразимая сложная семантически-пластическая структура Формы, а не строчка из учебника, где перечислены виды прикладной графики.

Елабуга. Смешанная техникаЕго промграфика — это мир совершенных графических форм, прекрасных в своей лаконичности, емкой пластической содержательности, отражающей суть данного реального явления. В этих работах художник терпеливо создает удивительную форму представленной конструкции, композицию этого странного мироздания, которое он, словно сквозь сито, пытается увидеть, отобрать, удержать в себе эту драгоценность озарений, чувствований и отложить в копилку души. Но пользуется ли вообще человек этой драгоценной копилкой? И, может быть, только художнику-мыслителю удается перевернуть песчаные часы, чтобы отсчет времени обратился вспять: от земной единицы измерения к вселенскому масштабу вечности? И представляется, что откровение мы прозреваем благодаря именно художественной форме — философской формуле красоты, проявленной в единении земной частицы с открытиями свыше. И тем самым мы возвращаемся в общее пространство Духа. Например, поражает удивительная емкая графическая красота плакатов Владимира Хромова, посвященная Дальневосточному симфоническому оркестру.

Домский собор. Из серии «Рига». ЛиногравюраХудожественная формула Красоты в душе художника рождается самым загадочным образом, и она каждый раз является уникальной, потому что небесные крупинки бесконечны в земном воплощении. Блистательная снежинка, падая на землю, становится сугробом, который со временем почернеет от сверкающих лучей и станет предвестником Весны. Объятия и расставания возвращаются прозрачными слезами души, и земной мир вновь и вновь радужные лужи эмоций дарит Вселенной, чтобы вновь почувствовать очищающий дождь, — «каша небесная» варится и в земном котле. Кто расположился на небесном подоконнике за кружевной занавеской, наблюдая заселение людей из индивидуальных гномиков-домиков в обезличенные громадные новостройки «Новый микрорайон»? Почему не улыбаются люди, работая на кондитерской фабрике, перебирая яркие конфеты? Вкусный продукт создан тревожным «думаньем». Такое ощущение, что художник как режиссер, который или по внутреннему наитию, или вслушиваясь и соединяясь с музыкой высших сфер, добавляет, перемешивает, отсекает эмоции, мысли, изобретая новые вкусы с пряностью земных впечатлений.

Из серии «Звезды над городом».  ЛиногравюраПервоначальный импульс его творчества — прием оксюморона. В чем тайна скрепления кажущегося существенного и сущностного, рождающего со-Бытие: шагающие толпой люди? Но ведь они создали бессмертные творения архитектуры — Кремль, храмы. Действительно, как в сердце обнаружить семя розы и засеять мир вокруг себя? А звонок из телефонной будки в линогравюре с подчеркнутой фактурой дерева: обращение к природному началу или обыгрывание эпитета «деревянный», или что-то другое. Но как глубока и щемяще пронзительна лирика этой композиции!

Ю. Лотман определяет композицию как видение, чувствование художником истины, а не соединение определенных художественных частей. Порой кажется, что Владимир Хромов пишет мысль, облагороженную лирикой. В графических композициях, в частности выполненных в пастельной технике, художник показывает объемный пейзаж с бесконечной высоты — гармония человека в природе И все в этом единении несет ощущение безграничного живого сознания, но имеющего внутренние границы как первоначальную основу отражения микрокосма и макрокосма в общий Дух. Видимо, это и есть Космос.

Телефонный разговор. ГравюраХудожник Владимир Хромов порой конструирует композицию как формулу загадки: как и зачем человек цепляется за строительный кран, что за люди слушают концерт в Домском соборе. Графическая серия «Фауст» представляет зримо именно мускульную, духовную энергию человека как силу, обретенную и закаленную в противостоянии Злу. Возникает чувство, что его графика есть поиск чего-то главного и значимого в жизни, что пытается ускользнуть от дотошного взгляда художника. Его творчество совсем не является камерным, по крайней мере, явственно чувствуется, как малое душевное метафорически испытывает взор Высшего начала.

Так получилось, что подготовка персональной выставки Владимира Хромова в галерее «Метаморфоза» очень сильно затянулась. А потом пришло понимание: это потому, что бессознательно хотелось отодвинуть время расставания с работами художника после ее окончания. Желание постоянно мысленно возвращаться к философским лабиринтам, красоте его творческой пластической идеи, понять его художественное Время, которое свободно в путешествии пространства прошлого и будущего.

Но так и не удается понять странную закономерность жизненных судеб в искусстве настоящего: почему художники оригинального таланта, уникальной пластической мысли известны только в узком кругу, не стремятся широко показывать свое творчество. Более того, они порой буквально озадачены рефлексией. Зритель как будто ускользает от настоящего Прекрасного, и лишь некоторая закономерность случайного все же из Бытия являет Имена. А может, неслучайно на Востоке мудрецы погружались в тайное уединение, и только избранные знали о них, набираясь мудрости в редких встречах.

Ольга ПРИВАЛОВА


Владимир ХромовХРОМОВ Владимир Алексеевич — дальневосточный художник.
Область творческих интересов — графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Родился 3 октября 1940 года в деревне Быково Ивановской области. В 1959 году окончил профтех-училище лаковой миниатюры в селе Холуй и в этом же году поступил в Московское художественно-промышленное училище им. Калинина. С 1962 по 1965 год служил в армии. В 1972 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института (ХГПИ).

С 1972 по 1978 год работал ассистентом кафедры труда и прикладного искусства ХГПИ. Начиная с 1972 года участвует в городских, краевых и зональных художественных выставках. В 1989 году принят в Союз дизайнеров СССР, в 2008 году — в Союз художников России.

Персональная выставка Владимира Хромова состоялась в 2012 году в галерее современного искусства «Метаморфоза» (Комсомольск-на-Амуре).