Рембрандт. Автопортрет

В 2006 году в крупнейших музея мира отмечается 400-летие со дня рождения Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669).

Практически вся коллекция произведений великого голландского мастера XVII века экспонируется и хранится в Европе: Амстердам, Рейксмузеум; Дрезден, Картинная галерея; Берлин, государственные музеи и другие. Большой интерес представляет немалая коллекция живописных произведений и наиболее полная коллекция офортов* Рембрандта в Эрмитаже. Офорты поступили в коллекцию Эрмитажа в 1897 году из частного собрания Ровинского. Удивительно, как сенатор Дмитрий Александрович Ровинский, помимо государственной службы, собрал самую крупную в мире частную коллекцию офортов Рембрандта. В Хабаровске в коллекции Дальневосточного художественного музея есть офорт Рембрандта «Автопортрет», который был передан Эрмитажем в 1931 году. Офорт «Автопортрет» Рембрандта — поистине одна из жемчужин коллекции Дальневосточного художественного музея. И жанр, и техника исполнения этого уникального произведения искусства вызывают несомненный исследовательский интерес. Офорты являются самостоятельной областью творчества Рембрандта, в исполнении которых он достиг великолепного мастерства. Кроме этого известно, что за свою жизнь Рембрандт создал около ста автопортретов, ставших своеобразным дневником художника в живописи.

Рембрандт — истинный создатель нового живописного языка в культуре XVII века, главную роль в котором играли до глубины тонко разработанные приемы светотени, позволявшие выразить эмоционально напряженное внутреннее содержание образа. Живописи Рембрандта стала доступна духовная жизнь человека в пространстве времени. В возрасте 35 лет Рембрандт был уже признан в Амстердаме одним из выдающихся художников. Вокруг него с самого раннего периода его творчества группировались многочисленные ученики и последователи. Их привлекали как новизна содержания, так и новаторство живописных приемов Рембрандта. Их влекло то ни с чем не сравнимое ощущение мистического, мерцающего света, исходившего как будто изнутри его полотен. В Амстердаме XVII века ходила молва о том, что в мастерской великого голландца даже посредственный ученик обретал мастерство. Ни один художник Голландии не оказал такого влияния на современное ему искусство, как Рембрандт. В одном из писем секретарю принца Оранского Константину Хейгенсу он определял свои художественные намерения стремлением выразить «наивысшую и наиестественнейшую подвижность», подразумевая под этим отнюдь не внешнюю динамику образа, а выражение малейшего движения души.

Рембрандт был исключительно внимателен к миру, человеку, к проявлениям своей собственной личности. За свою жизнь Рембрандт создал около ста автопортретов — картин, гравюр и рисунков. Для него это была своего рода автобиография, даже если потом портреты продавались. На одном из первых изображен 22-летний растрепанный юноша с пытливым лицом. Другой портрет того же года более официален. В автопортрете 1640 года Рембрандт изобразил себя в наряде XVI века, подчеркнув свою духовную близость с великими предшественниками эпохи Высокого Возрождения. Рембрандт изображал себя в самых разнообразных образах: в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой и с палитрой и кистью в скромной одежде, с простым белым беретом на голове, и в цветастом тюрбане поверх длинных седых волос. Жанр автопортрета для Рембрандта — это возможность глубокой рефлексии, внимания к своему внутреннему миру, к малейшим изменениям собственной души, возможность средствами живописи или графики выразить все богатство нюансов выражения человеческого лица, его позы, движения или покоя рук. В этой проработке нюансов изображения внутреннего мира человека через его внешность и реализован психологизм образов Рембрандта.

Офорт из коллекции Дальневосточного художественного музея, как и другие автопортреты мастера, отражает глубокое познание своей личности. Здесь нет атрибутов художника, нет одежды, характеризующей социальный статус. Отсутствие каких-либо предметов освобождает образ от ассоциации его человеческой личности с деятельностью как таковой. Мы видим только лицо — задумчивое, осунувшееся, с выражением усталости. Автопортрет, без сомнения, поздняя работа (1650-е годы). В этот период жизни Рембрандт обеднел, он потерял близких, его покинули все ученики. Выражение лица на автопортрете — это скорее обобщенный образ жизни, прожитой художником, глубоко осмысляющим и переживающим, когда проживание этапов судьбы окрашивается в одном уникальном сознании художника общечеловеческим смыслом. Лицо Рембрандта воплощает не единственное замкнутое в себе психологическое состояние, а нечто несравненно более сложное и длительное, приравненное к осмыслению целой жизни человека. По словам исследователя Лазарева, автора книги «Портрет в искусстве XVII века» — это психологический поток, переданный в портрете. Несмотря на застылость лица, в образе определенно есть динамика: в вибрации линий, в легком кажущемся колыхании прядей волос, в череде света и тени, в переплетении разнонаправленных штрихов. Нет жестко очерченных форм, но линии не округлые, а слегка надломленные. Такая надломленность в вибрации линий воспринимается как ощущение болезненности. Изображенное лицо можно поделить на правую и левую стороны по степени выразительности. Левая сторона затемненная, вялая, почти безжизненная. Правая — сильно высветлена и слегка очерчена, что делает лицо полупрозрачным и напряженным. Важным оказывается взаимоотношение белой бумаги и сгущений штрихов — белое все время просвечивает, мерцает сквозь черное, придавая офорту естественность и дыхание жизни. Гибкость, подвижность, трепетность офортного штриха — открытие Рембрандта. Офортные приемы, которые он открывает и которыми пользуется — это выражение образа в развитии. Кажущиеся быстрота и небрежность, с которыми наносятся штрихи, должны вызвать ощущение легкости работы. Во многих работах позднего периода эскизность манеры определяет всю стилистику офорта, когда ярко выраженного
контрастного разделения между светом и тенью уже нет. По определению Левитина, автора книги «Голландский офорт XVII века»: «У Рембрандта свет и тьма из элементов стиля превращаются в категории бытия...»

После Рембрандта сам термин «офорт» определяется в первую очередь исходя из его практики и его результатов. Рембрандт был исключительным художником XVII века, но остался не понятым многими современниками. Следующие поколения предали почти полному забвению его искусство. Лишь в XIX веке Рембрандт был вновь открыт. Открытие творческой манеры великого голландца, по мнению некоторых современных исследователей, стало одним из факторов влияния на возникновение таких художественных направлений, как импрессионизм и экспрессионизм.

Анастасия БЕРКОВСКАЯ,
искусствовед, зав. отделом западноевропейского искусства Дальневосточного художественного музея.


* Офортом называется как один из процессов гравирования на металлической доске, так и отпечаток, получаемый в результате этого гравирования. В основе этого способа лежит травление кислотами рисунка, который процарапывается по покрывающему доску слою лака, предварительно нанесенному на металл. Протравленные места заполняются краской, после чего с доски делается оттиск на бумаге. ?