В настоящее время имя Мейера мало известно большинству дальневосточных историков и краеведов. И только искусствоведы, изучающие русскую пейзажную живопись середины XIX века, знают, что был такой талантливый живописец, подающий большие надежды. Большая Российская энциклопедия (1909) так писала о творчестве этого художника: «Картины Мейера отмечены бойкой кистью, приятным легким тоном, прекрасным освещением и колоритом». К сожалению, ранняя смерть перечеркнула все замыслы художника, который уже в 30 лет был и академиком, и почетным членом Российской академии художеств. Для нас, дальневосточников, его творчество важно тем, что уже через пять лет, после того как капитан Г. И. Невельской поднял русский флаг над Приамурьем, Егор Егорович Мейер по заданию Императорского Русского географического общества (ИРГО) совершает путешествие по далекой восточной окраине. Именно дальневосточной темой нам ценно и художественное, и литературное наследие Мейера. Ведь несколько лет прожил он в молодом Николаевске и был первым из признанных художников, кто на своих полотнах, рисунках и эскизах увековечил Николаевск середины XIX столетия в разных видах (панорама Николаевска, николаевский рейд, отдельные уголки города). Ну, начнем все по порядку. Егор Егорович Мейер родился 14 марта 1823 года. Разночинец по происхождению и убеждениям, с малых лет познал он горькую нужду и в полной мере испытал, что значит учиться на медные гроши. Судьба его в общем-то не баловала — она подчас заставляла бороться за существование. Уже в детские годы обратил он на себя внимание окружающих педагогов небывалым упорством, фантастической преданностью живописи, огромной трудоспособностью. Еще до поступления Мейера в Академию художеств маститые живописцы, знакомившиеся с его первыми ученическими рисунками, отмечали «хороший талант к пейзажной живописи». А в 1838 году решением совета Академии художеств 15-летнему Егору Мейеру за серию пейзажных рисунков присуждается серебряная медаль второй степени — первая награда совсем юного художника. После этого юноша решает полностью посвятить себя искусству и в 18З9 году поступает в Академию художеств в качестве «вольноприходящего учащегося», что для малоимущего разночинца было более доступно. Нелегок был путь в академию, а еще труднее — сохранить в ней независимость. Целая плеяда художников-разночинцев, среди которых был и Егор Мейер, с трудом зарабатывала средства к существованию, перебиваясь в академии с хлеба на квас, и нужда никогда не покидала их. Учеба Мейера в академии продолжалась целых шесть лет. В 1842 году молодой художник принимает участие в экспедиции камер-юнкера Чихачева по Алтаю, Саянским горам и районам, пограничным с Китаем. Результатом поездки явилась целая серия рисунков и две больших картины «Цепь гор Шобина-Ала с долиною и рекою Алаш в китайской провинции Улогай» и «Ущелье Карасу близ китайской границы». За эти картины Мейер награжден серебряной медалью первой степени. В отзыве президента Академии художеств графа Воронцова было сказано: «Путешествуя в Алтае и Саянских горах, Егор Мейер написанными там картинами достаточно уже оправдал надежды академии на его успехи». С 1844 года Мейер специализируется по специальной программе в пейзажной живописи. 1845 год для художника стал радостным: во-первых, присуждение ему золотой медали первой степени за картину «Источник, протекающий в лесу» и, во-вторых, окончание академии и получение звания художника 14-го класса. В отзыве Совета академии отмечалось: «За время учебы в Академии художеств Егор Мейер проявил большие способности в рисунке, композиции к пейзажной живописи, отлично выполняя все задания программы». Судьба как будто благосклоннее стала относиться к молодому художнику. Мейер получает ряд заказов, а в марте 1856 года даже великая княгиня Мария Николаевна приобретает у него картину «Осенний вид леса». С 1846 по 1849 год Мейер как пенсионер (т. е. стипендиат) Академии художеств стажируется за границей. Посетив Германию, Швейцарию, Францию, художник поселяется в столице Италии — Риме. Стажируясь в лучших художественных музеях у знаменитых художников, Мейер одновременно выполняет задание Совета академии — делает копию картины французского художника XVII века Клода Лоррена «Мельница». В 1844 году Мейер возвращается в Россию, отчитавшись перед Советом академии о своей поездке и получив положительные отзывы. В следующем году академия направляет его на Кавказ с сохранением пенсионерства. Результатом поездки явилась целая серия рисунков и набросков к будущим картинам. Два следующих года Мейер работает над большим полотном «Горное ущелье». Сделанная по всем канонам академической живописи картина получила одобрение Совета академии, результатом чего было присуждение 24 сентября 1853 года. Мейеру званий «Академик живописи» и почетного члена Академии художеств. А было Мейеру в это время только тридцать лет. Самым ярким временем его жизни, как впоследствии вспоминал сам художник, стал дальневосточный период (1855–1863). А все началось в 1854 году, когда Сибирское отделение ИРГО (Императорского Русского географического общества) приняло решение отправить на Дальний Восток экспедицию, названную Сибирской. Финансировал экспедицию сибирский купец Степан Федорович Соловьев, выделив для этих целей полпуда чистого золота. На должность штатного художника экспедиции приглашают Мейера, который отвечает согласием. С 1 апреля 1855 года начинается дальневосточный период его жизни. Мейер обосновывается в Николаевске. П. В. Казакевич выделяет ему под мастерскую и жилье небольшой, но теплый и уютный дом с широкими, так называемыми итальянскими окнами. Правда, молодой академик живет в нем не регулярно, а в основном наездами между постоянными командировками, экспедициями. Именно в эти годы он встречается и работает с известными исследователями Дальнего Востока — Мааком, Шренком, Шмидтом, Шварцем и другими. Мейер иллюстрирует книги Маака о его путешествиях на Амур и Уссури, украсив их прекрасными рисунками этнографических типажей, пейзажей Приамурья, утвари, оружия, средств передвижения коренных народов, населяющих эти земли. Выполняя задание Географического общества по созданию академического и весьма объемного «Альбома Амурского края», Мейер уже в первый год своей работы в экспедиции проходит на лодке по всему Амуру, от его истоков и до самого Амурского лимана, и запечатлевает его в десятках эскизов, набросков и рисунков. Только за два первых года работы в экспедиции Мейер исколесил большую часть Приамурья, прошел всю великую дальневосточную реку, описал берега Татарского пролива и западного берега острова Сахалин. Мейер стал первым художником, показавшим миру «Амур во всех видах». В 1856 году, выполняя просьбу генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева и военного губернатора П. В. Казакевича, Мейер одновременно с основной деятельностью художника экспедиции принимает активное участие в важнейшем на Дальнем Востоке мероприятии — первой ревизии, переписи населения Приамурья и Сахалина. С казаком Василием Тюшевым и гиляком-переводчиком Позвейном в конце 1856 года Мейер начал перепись с устья Уссури и в январе 1857 года закончил в районе Николаевска. 5 февраля 1857 года академик докладывал П. В. Казакевичу: «Имею честь представить Вашему превосходительству чистых ревизских сказок 95, вторых экземпляров — 8, всего 103, как пополнение к ревизской сказке приамурских инородцев от деревни Зауза на реке Уссури до деревни Кокле против Николаевска и состоящих из 191 селения в коих мужского пола 3 879 душ, женского 3 362, а всего 7 241 душа». Летом 1857 года Мейер проводит перепись населения острова Сахалин (первую в истории острова), которая составила 2 479 человек. Не остались без внимания во время переписи по всем округам и сведения о посевах, урожае, количестве скота. Опыт переписи дальневосточного населения Мейером был настолько удачен, что в феврале 1858 года генерал-губернатор Муравьев предлагает ему пост областного землемера, то есть, выражаясь современным языком, областного статистика. После недолгих раздумий Мейер дает свое согласие и, не оставляя своих занятий как художник Сибирской экспедиции, поступает, таким образом, на государственную службу, совмещая в одном лице и областного землемера, и переводчика штаба, и художника экспедиции. Летом 1859 года Мейер принимает участие в Уссурийской экспедиции (руководитель полковник К. Ф. Будогосский), организованной управлением Генерального штаба. Экспедиция произвела описания и съемки (съемки полные инструментальные, полуинструментальные и глазомерные) большинства рек и озер Приморья и побережья Японского моря (реки Уссури, Сунгари, Арсеньевка, Раздольная; озера Ханка, Дабку; заливы Ольга, Пластун, Посыта). Результатом экспедиции стало издание первой сводной карты Приморья и Приамурья. Сам же художник в период этой экспедиции создает сотни эскизов и набросков, результатом которых стали впоследствии картины и акварели «Озеро Ханка», «Вид реки Турий Рог», «Гавань Ольги», «Пост Владивосток», «Гавань Находка» и др. С апреля 1860 года Мейер принимает должность управляющего Николаевским округом, к которому потом был присоединен Удской уезд. В следующем, 1861 году военный губернатор Казакевич включает его в свою экспедицию по установлению государственной границы между Россией и Китаем (территория Приморской и Амурской областей). Экспедиция закончилась подписанием контр-адмиралом П. В. Казакевичем и представителем Китая Чен Цзы 16 июня 1861 года на реке Бэлэнхэ дополнительной статьи к Пекинскому договору о разграничении на Дальнем Востоке земель между Россией и Китаем. А творческий «портфель» Мейера пополняется несколькими десятками рисунков и набросков. Будучи членом Сибирской экспедиции и в то же время государственным служащим, Мейер часто бывал в разъездах по всему Дальнему Востоку, кроме Камчатки и Курил. Приходилось ездить и на собачьих, и на оленьих упряжках, плыть на лодках и кораблях, идти и пешком, и на лыжах, мужественно переносить холод и жару, непроходимые таежные заросли, где особенные мучения доставляли комары и таежный гнус. Тысячи километров остались за спиной Мейера за эти годы. И всегда с ним были неразлучный мольберт, карандаши, краски и кисти. С академической достоверностью Мейер запечатлел в своих картинах, этюдах и набросках строительство первых на Дальнем Востоке российских городов — Николаевска, Благовещенска, Хабаровки, Владивостока. китайского Айгуна, сибирского Сретенска и Иркутска, казачьих станиц и переселенческих поселков. Постоянным объектом его зарисовок был величавый Амур. Изучая мейеровские художественные и литературные материалы, поражаешься, сколько им сделано за 8 лет деятельности на Дальнем Востоке: несколько раз он прошел по Амуру от слияния Шилки с Аргунью до самого устья, описал и запечатлел, помимо Амура, его притоки — Амгунь, Гарин, Хунгари, Наро, Ниман, Сунгача, Уссури, Сунгари. Прошел с севера на юг весь остров Сахалин. Запечатлел приморские берега — бухты Де-Кастри, Ольга, Находка, Посьета, Императорскую гавань, все крупные озера и реки Приморья — Ханка, Дибаху, Сейфун, Лефу. Мейер был единственным художником, который запечатлел легендарный фрегат «Паллада» в Императорской гавани еще до потопления. В «Русском художественном листке», издаваемом академиком Тиммом, жители Петербурга и Москвы увидели Дальний Восток глазами Мейера — в его опубликованных рисунках. Бесценными считают современные ученые его иллюстрации к книгам Маака, его великолепные графические листы, навечно запечатлевшие облик представителей коренных народов Приамурья того времени, их орудия труда, предметы быта, типы жилищ, средств передвижения. Но не только кистью славил и пропагандировал Дальний Восток Егор Мейер. По своим творческим интересам он был ученым-историком, этнографом и географом. А ко всему этому он еще был неплохим литератором. В его отчетах, путевых очерках, письмах мы находим интересные мысли, описания мест и народов, их населяющих, быта и обычаев. Горячо ратовал автор за скорейшее освоение приамурской земли, которая, по его словам, «лучше, чем многие думают». Будущее далекой российской окраины художник-патриот видел в прочном союзе русского и коренных народов Дальнего Востока. Особенно интересны для современников его путевые заметки, относящиеся к 1855–1857 годам, на 61 листе под названием «Письмо с Амура» и его «Отчет о поездке на реку Амгунь в 1857 году» В «Письме с Амура» Мейер дает детальное описание местностей Среднего и Нижнего Амура, районов рек Зеи, Сунгари, Уссури, Татарского пролива, острова Сахалин; их местных жителей манегров, орочон, гольдов, эвенков, гиляков, айнов — их быта, пищи, языка, обрядов. В своем «Письме...» Мейер подробно описал Тырские памятники и первым из их исследователей сделал вывод, что по возрасту они не одинаковы, возводились в разное время. В «Отчете о поездке на реку Амгунь» интересно описание его трудного путешествия к верховьям реки Амгунь и далее до устья реки Гарин, когда исследователю где на лодках, а где пешком пришлось преодолеть сложный путь в 860 верст и попутно делать описания этих мест и художественные зарисовки. В отчете подробно описываются тамошние озера, горы, флора, фауна, местные села и деревни и, конечно, народы, населяющие эти места. Описывая самагиров, гольдов и негидальцев, Мейер в своем отчете подчеркивает, что эти народы издревле были свободными: «маньчжуры никогда с самагиров не брали дани, как вообще с жителей мест, мною описываемых». Много интересного можно найти в его официальных документах, когда он занимал посты областного землемера, управителя Николаевского округа и Удского края, когда участвовал в экспедициях генерального штаба и в переговорах по установлению границы с Китаем. Большие планы у Мейера были связаны с Дальним Востоком, который навсегда вошел в его сердце, но сказалось сильно пошатнувшееся здоровье — одного года не хватило ему до выслуги довольно высокой «амурской пенсии» — весной 1863 года он по болезни покидает восточную окраину. С собой он везет блестящую аттестацию, чин коллежского асессора, орден Святой Анны III степени, медаль «За войну» и огромное количество рисунков, набросков, эскизов и готовых картин. Еще в глубине души теплилась мысль, что покидает Дальний Восток он не навсегда. Письма с дальневосточными адресами довольно часто приходили в скромный мейеровский дом на окраине Северной столицы. А когда болезнь отступила и он почувствовал себя бодрее, генерал-губернатор Восточной Сибири М. Корсаков обратился в Академию художеств с просьбой откомандировать за счет академии Мейера в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Но Совет академии остался верен себе: скромных средств на оплату дороги художнику на Амур у академии не нашлось. А своих средств поехать на Дальний Восток у Мейера не было. Да и к тому же канцелярия генерал-губернатора Восточной Сибири затянула выплату положенных ему по закону «прогонных и проездных» денег за дорогу от Николаевска до Санкт-Петербурга, хотя Мейер за дорогу отчитался полностью еще в первой половине 1863 года. А причитающаяся Мейеру сумма приближалась к тысяче рублей. Волокита тянулась четыре года, пока Мейер не умер, но деньги иркутские чиновники так и не перевели. Испытывая тяжелое материальное положение, художник как почетный член академии в мае 1863 года пишет отчаянное письмо в Совет академии с просьбой о помощи. Надо сказать, что Совет не остался в стороне. «Отмечая большой талант художника и беря во внимание его стесненное положение», — так было написано в решении академии, Совет способствовал через министра императорского двора получению Мейером «высочайшего заказа» на ряд его дальневосточных картин. В Зимнем дворце была устроена для царской семьи закрытая выставка мейеровских работ из 24 наименований: готовые полотна, акварели, рисунки и наброски будущих картин. Император сразу приобрел две большие работы Мейерa — картины «Вид города Николаевска-на-Амуре» и «Улица китайского города Айгун» и сделал дополнительный заказ на написание еще четырех полотен по имеющимся на выставке эскизам. Был определен срок написания картин, предоставлено служебное помещение в Таврическом дворце, выделен необходимый исторический антураж. Казалось, судьба вновь благосклонно улыбалась художнику. В процессе работы Мейер вместо одной заказанной царем картины «Буря на озере Ханка» пишет два больших полотна «Вид озера Ханка» и «Шаманство во время поминок». В конце февраля 1866 года Мейер заканчивает очередную картину из царского заказа «Крещение амурских инородцев». В марте 1866 года художник представляет свои готовые работы на осмотр и заключение Совета академии. Отзыв маститых художников, входящих в состав Совета академии художеств, был самый благоприятный: картины приняли. Из высочайшего заказа осталось написать еще два больших полота — «Вид города Иркутска» и «Казачья станица Екатерино-Никольская». С подъемом берется Мейер за их создание. Сутками не выходит он из дворца. Но здоровье катастрофически сдает, да к тому же и холодное помещение в Таврическом дворце. Академик несколько раз обращался к министру двора с просьбой предоставить другое, не настолько холодное и продуваемое. Но все просьбы оставались без ответа. После очередной простуды и без того ослабленный организм художника не выдерживает. 29 января 1867 года коллежский асессор, кавалер, академик живописи, почетный член Российской академии художеств Егор Егорович Мейер умирает в больнице Святой Марии Магдалины, где свой последний приют находили многие петербургские неимущие и бедняки. Похоронен Мейер на Смоленском православном кладбище в Петербурге. А картины «Вид на город Иркутск» и «Станица Екатерино-Никольская» в 1867–1868 годах закончил академик живописи, друг Мейера Виктор Михайлович Резанов. Высочайший заказ был выполнен. Так сложилась судьба этого талантливого и неординарного человека. К сожалению, и в наше время сводного архива Мейера не существует. Его художественные произведения разбросаны по ряду музеев и архивов страны: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, архив Географического общества России. Его литературное наследие — отчеты, письма, путевые зарисовки — хранятся в ряде архивов и библиотек России (Центральный государственный исторический архив, архив Географического общества, архив Дальнего Востока, архив Иркутской области, Российская публичная библиотека). За последние 40–50 лет многие авторы исторических, географических, этнографических работ по Дальнему Востоку иллюстрируют свои книги рисунками и акварелями Мейера, даже не указывая, кто их автор (в лучшем случае указывается книга, откуда взята эта иллюстрация). Последнее издание, вышедшее в свет с акварелями и рисунками Мейера, — книга владивостокского историка Амира Хисамутдинова «Белые паруса на Восточном Поморье» (Владивосток, 2001 г.). К сожалению, нам не удалось найти ни в одном художественном музее или хранилище страны картину «Вид города Николаевска-на-Амуре», в свое время приобретенную у Мейера российским императором. Где сейчас хранится это большое (2?3 метра) полотно, неизвестно. Окидывая взглядом весь жизненный путь Е. Е. Мейера, и в особенности его дальневосточный период, можно сделать вывод: помимо того, что он был замечательным художником-пейзажистом, с полным правом его можно назвать ученым и литератором. Вся деятельность Егора Егоровича Мейера в Приамурье и Приморье как художника, администратора, литератора и этнографа даст нам полное основание причислить его к славной когорте русских путешественников, исследователей, географов и других ученых, внесших огромный вклад в изучение российского Дальнего Востока. Владислав ЮЗЕФОВ |
|||
|