Голубь-легенда над куполами

Купола Юрьева монастыряЯ бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола...
               Марина Цветаева

Почему-то именно эти строки приходят на память, когда я думаю о Великом Новгороде, о его зеленых улицах, солнечными лучами протянутых к Кремлю-детинцу, о белых храмах-кораблях под серебряными парусами куполов. Марина Цветаева много лет мечтала о тихом маленьком городе, где по вечерам «из какой-нибудь мансарды — флейта», но так и не нашла его. Нить жизни поэта оборвалась в августе 1941 года в унылой Елабуге с обезглавленными церквами и не слишком отзывчивым людом. В это же время в судьбе Новгорода и его «вечных колоколов» трагичный поворот: в августе 1941-го древнейший русский город оккупирован фашистскими войсками и практически три года находится на линии фронта.

Древние стены новгородских храмовНемцы стояли в Кремле и Юрьевом монастыре, а свои наблюдательные и корректировочные пункты устраивали в древних храмах. Они знали, что советские войска на противоположном берегу Волхова не станут стрелять по уникальным архитектурным памятникам, но сами безбожно обстреливали сторону противника. Церкви, расположенные там, превратились в руины. Город-мечта тоже стал руинами, обезлюдел и к моменту освобождения практически был стерт с лица земли.

Пронзительны по эмоциональной окраске воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева, который хорошо знал Новгород, бывал в нем несколько раз еще до войны и сделал серию замечательных карандашных зарисовок храмов и монастырей новгородской земли, которые позднее были объединены в «Новгородский альбом» и изданы в 1999 году «Русско-Балтийским информационным центром БЛИЦ». В мае 1944-го, как только была восстановлена дорога, Лихачев поехал в освобожденный город. «В Новгород я приехал утром. Поезд остановился в поле. Поле это и был Новгород. Потом я разглядел Софию и некоторые церкви... При мне прибыл состав с другими семьями. Это были семьи бывших новгородцев. Боже, какой поднялся плач, когда люди увидели, что долго мечтаемый ими Новгород не существует. Это был плач, который надо было записать фольклористу. „Новгород ты наш распрекрасный, что же с тобой сделали...“ Плакал весь поезд красных товарных вагонов, плакали дети, женщины ничком бросались на землю...»

Город с крылами птицы Феникс

Юрьев монастырь. Рисунок из книги Д. Лихачеава «Новгородский альбом»Архитектурный портрет Новгорода довольно необычен. Практически все постройки относятся к 1950–1960-м годам: город отстраивали заново, потому что после оккупации, по официальным данным, из 2 345 домов частично уцелело лишь 40. И вот среди зданий середины и второй половины XX столетия рассыпаны белые жемчужины древних церквей, чудом уцелевших в жерновах войны. Город взмахнул крылами и возродился из пепла, как легендарная птица Феникс.

Впрочем, в истории Великого Новгорода было немало тяжелых моментов, и всякий раз он возрождался, поднимался с колен. Многие исторические события переплетены с древними легендами и преданиями. Одна из них, наиболее яркая, связана с сердцем Новгорода — шестиглавым Софийским собором, расположенным в Кремле. Это самое древнее в России каменное сооружение, своего рода тайный шифр к пониманию Руси, было возведено в 1045–1050 годах князем Владимиром — сыном Ярослава Мудрого. Храм получил имя Святой Софии — Премудрости Божией. Софийский собор был сердцем Новгорода. Здесь хранилась городская казна, велась новгородская летопись, здесь оглашались указы и происходили многие важные события. В XII веке Новгород представлял собой вольную республику, и в лихие годины новгородцы шли воевать «за Святую Софию».

Знаменский собор. Рисунок из книги Д. Лихачеава «Новгородский альбом»На кресте одного из куполов Софии — голубь, символизирующий в христианстве Святой Дух. Согласно легенде, он появился здесь после того, как в 1570 году Иваном Грозным вместе с опричным войском в Новгороде был учинен страшный разгром, погублено несколько тысяч жителей, и воды Волхова стали багровыми. Как рассказывает легенда, летел голубь над городом, увидел зверства опричников и мучения новгородцев и окаменел. Но если он слетит с креста, «так и Новгороду конец».

Софийский собор служил усыпальницей: здесь погребались высшие лица Новгорода. Конечно, не все захоронения сохранились, и тем не менее сегодня здесь находятся раки с нетленными мощами святой благоверной княгини Анны, жены Ярослава Мудрого, ее сына Владимира, построившего этот собор, новгородского архиепископа святителя Иоанна, который спас город от суздальских войск с чудесной помощью иконы «Знамение». И это еще одна удивительная легенда.

Рюриково городище. Рисунок из книги Д. Лихачеава «Новгородский альбом»Икона Божией Матери «Знамение» — поясное изображение Богородицы, благословляющей мир, с Младенцем в центре. Такое название чудотворная икона получила в 1170 году, когда помогла новгородцам одержать победу над суздальским войском. По легенде, положение было уже критическим, враг одолевал, и тогда святитель Иоанн поднялся на стену крепости с образом Богородицы, горожане с молитвами обратились к заступнице, и произошло чудо. Одна из суздальских стрел попала в святой образ, и внезапно из глаз Божией Матери потекли слезы. В тот же миг во вражеском войске началась паника, и суздальцы в страхе бежали. С тех пор икона Богородицы «Знамение» — защитница Новгорода. Специально для этого святого образа воздвигли Знаменский собор. В 1566 году новгородцам было явлено еще одно чудо: в городе разбушевался страшный пожар, и прекратился он лишь после того, как икону Божией Матери «Знамение» с молитвами пронесли вдоль Волхова.

Сегодня новгородская святыня находится в Софийском соборе перед главным иконостасом. Справа от Царских врат расположена главная икона этого храма — «София — Премудрость Божия», относящаяся к XV веку.

Новгород на бересте

Берестяные грамоты –  находки археологического сезона 2006 годаМожно сказать, что многие важнейшие страницы истории Великого Новгорода — берестяные. Речь идет об уникальных археологических находках — берестяных грамотах (письма и документы XI–XV веков). Причем эти живые отпечатки истории на бересте, названные впоследствии мировой археологической сенсацией XX столетия, впервые были обнаружены именно в Новгороде в 1951 году научной экспедицией под руководством А. В. Арциховского. Так что в 2006-м исполнилось ровно 55 лет со дня той знаковой находки, обозначенной номером 1. По этому случаю в городе установили два памятных знака. Один на фасаде жилого дома по улице Десятинной, где жила Нина Федоровна Акулова. По сути, она не имела к археологии никакого отношения (находясь в декретном отпуске, женщина решила немного подработать), но оказалась счастливицей, обнаружившей берестяную грамоту № 1. К слову, она до сих пор является самым большим берестяным письмом, где перечисляются села, платившие повинность в пользу какого-то Фомы. Второй памятный знак расположен на улице Великой как раз на том месте, где чуть больше столетия назад была найдена первая берестяная грамота.

Результат полувека археологических поисков в Великом Новгороде и его окрестностях — 959 писем и документов на бересте, из них в сезоне 2006 года — три новые грамоты. О них и других интересных находках ученые рассказывали на «Археологической пятнице», которая традиционно проходит в Новгороде в последнюю пятницу августа.

Берестяные грамоты –  находки археологического сезона 2006 годаТема берестяных грамот удивительно интересна. Когда читаешь переведенные и адаптированные к современному языку послания из прошлого, возникает ощущение, что столетия перемещаются и образуют единое историческое пространство.

«Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо сказал «И кланяюсь тебе, братец мой!» Ты бы хотя бы сказал: «Ты — мой, а я — твой!» (Берестяная грамота № 605).

«Поклонение от попа к Гречине. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на две иконки на верх Деисуса. И целую (приветствую) тебя. А Бог (не постоит) за наградой, или же уговоримся между собой». (Берестяная грамота № 549).

«От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев». (Берестяная грамота № 377).

Письма на бересте в Новгороде называли «берёсто». Свои сообщения новгородцы наносили на гладкую и чуть бархатистую поверхность березовой коры при помощи писала — костяного или металлического стержня. Судя по содержанию найденных берестяных посланий, население древнего Новгорода было грамотным от мала до велика, и писать письма, а иногда и обычные записки с какими-то повседневными просьбами или короткими репликами, считалось делом самым обычным. Что-то вроде сегодняшних sms. Ну вот, к примеру, одна из них: «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцицю забыло. (Борис просит прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл.) (Берестяная грамота № 43).

«Древнерусский  кентавр» из XI векаОдной из самых ярких находок считаются рисунки мальчика Онфима. Этот берестяной «альбом для рисования» можно увидеть в экспозиции Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. Лично меня поразило то, что забавные человечки и лошадки напоминали рисунки моего сына, когда ему было года четыре. Видимо, дети всех столетий похожи.

Ученые предполагают, что культурные слои в Новгороде могут хранить не менее 20 тысяч берестяных грамот. Причем «берёсто» отлично сохраняются благодаря уникальной новгородской почве: она состоит из глины, обильно смоченной водой, и является превосходным консервантом.

Каждый археологический сезон приносит те или иные открытия, которые становятся очередным шагом в мир древнего Новгорода. Руководитель Новгородской археологической экспедиции, академик Валентин Лаврентьевич Янин, посвятивший «берёсто» многие годы своей научной деятельности, сравнивает их «с разбитым на сотни кусков громадным зеркалом, каждый осколок которого запечатлел небольшую, случайно отразившуюся в нем частицу давно исчезнувшего мира».

На «Археологической пятнице» 2006 года академик Янин, к слову, почетный гражданин Великого Новгорода, рассказывал о найденных берестяных грамотах. Среди них, например, письмо № 957, датированное XII веком. Причем это днище берестяного лукошка, на котором начертано следующее: «Воибудено луконце. Иже е уклодет да проклят будет. А Шевко писал». Вот как ученый комментирует эту надпись: «Воибуда — это имя, состоящее из двух слов: „воин“ и „будешь“. То есть „будешь воином“. Далее текст понятен кроме слова „уклодет“. Такого глагола нет. Его можно прочесть как „украдет“, „уложит“. Или второе значение: „уклодет“ — положит сюда (в данном случае в лукошко) что-то без разрешения хозяина». Что касается автора столь устрашающего послания из XII столетия, имя «Шевко» происходит, по словам академика Янина, от слова «швец» — то есть портной, сапожник и т. п. В общем, этот Шевко сделал надпись на луконце своего знакомого (или друга) Воибуды. Чтобы боялись и чужого не трогали.

Жемчужины деревянного народного зоодчества, собранные в музее под открытым небом «Витославлицы» на берегу озера МячиноАрхеологический сезон 2006 года подарил около 2 тысяч находок: монеты, гребни, стеклянные бусы, ключи различной формы, счетные бирки, обломок гуслей, фрагменты кольчуги, перстни и нательные крестики, а также тележную ось, которую археологи относят к редким артефактам. На Рюриковом городище под Великим Новгородом найдены две амфоры, изготовленные в I–II тысячелетиях до н. э., а на Посольском раскопе в самом Новгороде обнаружена редчайшая каменная икона, где хранили реликвии. Этот реликварий, по оценке ученых, был изготовлен в Византии в XII веке. Но, пожалуй, самой удивительной находкой стал «Древнерусский кентавр». На Троицком раскопе, который расположен в самом центре Новгорода в районе Кремля, в слоях XI века найдена резная фигурка мужчины с копытами на ногах и луком за плечами. Древний мир послал ученым очередной «зеркальный осколок», в котором отражена Русь — загадочная и прекрасная.

Елена ГЛЕБОВА
Фото автора
Командировка в Великий Новгород состоялась при поддержке АНО «Единство журналистики и культуры» и фонда Форда


Источники:

  1. Великий Новгород и его окрестности. — М.. Аякс-Пресс, 2002.
  2. Янин, В. Л. Я послал тебе бересту... / В. Л. Янин. — Изд. 2-е, испр. и доп. новыми находками. — М.. Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 238 с.
  3. Янин, В. Л. Новгородские грамоты на бересте: ( из раскопок 1977-1983 гг.) / В. Л. Янин, А. А. Зализняк. — М.. Наука, 1986. — 309 с.. ил.
  4. Владимиров, М. Прото-Новгород / М. Владимиров. — Новгор. ведомости. — 2006. — 25 авг.
  5. Культура Новгородской области: информ. портал.