Движение маятника

Российскому фонду культуры 30 лет

Здание Российского фонда культурыТри десятилетия назад, когда Советский фонд культуры только начинал свой путь, Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал главным стержнем его работы духовность. Он говорил: «Дела в фонде нужно повести так, чтобы привлечь к ним как можно больше людей, чтобы это стало для тысяч и миллионов школой гражданственности» (из стенограммы заседания правления СФК, 1 июля 1987 года). Позади серьезный отрезок жизни этой некоммерческой организации, пережиты события радостные и не очень, но по-прежнему фонд культуры, теперь уже Российский, в числе наиболее значимых институтов гражданского общества в сфере сохранения и развития отечественной культуры.

Д.С. Лихачев, Р.М. Горбачева, Г.В. Мясников. 1988Многое, очень многое удалось сделать, следуя одной из основных целей, которую обозначил главный идеолог фонда, председатель его правления с 1986 по 1993 год академик Лихачев: «Фонд культуры — это сохранение старой культуры и созидание новой культуры, как единый процесс». Более 130 тысяч памятников истории и культуры вернулись в Россию, и значительная часть из них передана в государственные музеи, библиотеки и архивы. Создан депозитарий русской и советской живописи, графики и скульптуры, где хранится 2 500 музейных предметов и живописных полотен Коровина, Маковского, Сурикова, Шемякина, Добужинского и других известных мастеров живописи. Сформирована первая в стране библиотека-архив «Зарубежная Россия» с собранием сочинений русской эмиграции первой волны — коллекцией общества «Родина» (США), архивом писателя Ивана Шмелева, а также письмами Ивана Бунина, Льва Толстого и других классиков русской литературы. Увидели свет более 20 томов уникального научно-исторического альманаха «Российский архив», а судьбы представителей русского зарубежья прозвучали в цикле документальных телевизионных фильмов «Русские без России», отмеченном премией Правительства Российской Федерации. И все так же актуален девиз, под которым в 1986 году начал действовать Советский фонд культуры: «Сохранять, осваивать и приумножать культурные ценности».

Лариса Владимировна НазароваО прошлом, настоящем и будущем Российского фонда культуры — беседа с Ларисой Владимировной Назаровой, вице-президентом РФК, советником генерального директора Национального фонда поддержки правообладателей.

— История Российского фонда культуры во многом уникальна, она связана с нашими выдающимися современниками. Как все начиналось?

— В 1986 году Дмитрий Сергеевич Лихачев, будучи в Париже, беседовал с послом Советского Союза Сергеевым о том, как поддерживается культура за рубежом, какие там существуют фонды, как решаются вопросы меценатства. Тогда и возникла идея создания фонда культуры в Советском Союзе. Вернувшись домой, они направили М. С. Горбачеву депешу, предложив возглавить фонд Раисе Максимовне Горбачевой, и уже на следующий день пришел положительный ответ. Так все и началось.

Советский фонд культуры инициировал многие благотворительные программы. Художественная благотворительная ярмарка.  Ленинград, 1987. Фото М.А. ШирманаВ итоге 12 ноября 1996 года при поддержке более 50 общесоюзных и республиканских творческих союзов, общественных организаций и учреждений культуры было создано общественное объединение «Советский фонд культуры». Фонд стал первым в Советском Союзе. Все остальные общественные организации — Детский фонд, Российский фонд мира, Российский детский фонд — возникли позднее.

Если говорить о советском периоде, в тот момент фонд объединил единомышленников. У Дмитрия Сергеевича Лихачева были прекрасные помощники, и среди них Георг Васильевич Мясников. Именно этим тандемом очень многое сделано. Удалось вернуть на российскую землю сотни тысяч бесценных исторических реликвий и документов, создана обширная сеть республиканских и региональных филиалов фонда, что позволило проводить культурную и просветительскую деятельность фонда в самых отдаленных уголках нашей страны. Когда в стране произошли политические перемены, республики стали самостоятельными государствами, эти структуры перестали существовать, хотя мы очень долго поддерживали связь с украинским и белорусским филиалами.

XXII Крымские Международные Шмелевские чтения в Алуште. 2015На рубеже 1990-х годов в фонде произошли значительные организационные изменения, он стал называться Российским фондом культуры (РФК). Конечно, это был непростой период, но главные направления культурной и просветительской деятельности остались неизменными. Неслучайно многолетняя и многогранная деятельность фонда отмечена благодарностью Президента Российской Федерации В. В. Путина «За большие заслуги в сохранении и приумножение культурного наследия России».

Как любой живой организм, фонд развивается, достигает расцвета и угасает. Это как движение маятника. Фонд переживает не самые лучшие времена, государственная поддержка иссякла, а помощь меценатов чаще всего точечная. В настоящее время российский кинорежиссер и общественный деятель Никита Сергеевич Михалков, возглавивший РФК в 1993 году, проводит работу по сохранению Российского фонда культуры и добивается того, чтобы перевести его в статус государственно-общественной организации. Хотя, конечно, это совсем непросто и потребует времени и сил.

— А какова ситуация с региональными филиалами Российского фонда культуры?

Часовня святой Ольги. Хабаровский филиал РФК— Она разная. Учитывая мизерное финансирование, какие-то из них просто не выдержали и прекратили существование. Когда мы по каким-то причинам закрываем филиал, это очень больно. Тем не менее сегодня у нас сохранилось 29 филиалов. Самые дальние — в Благовещенске и Хабаровске. В любом деле важен лидер. Когда он есть, все работает — программы, направления. Вот в Южно-Сахалинске ушел из жизни директор фонда, и все затихло. В Пскове был очень сильный филиал, но не стало директора, и работа приостановилась.

Конечно же, не все фонды равнозначны по уровню, где-то мелкотемье, а где-то настоящая глубина. Среди ныне существующих филиалов есть такие, которые размениваются на точечные мероприятия, вместо того чтобы взять одну-две крупные программы. И в этом смысле Хабаровский фонд — прекрасный пример очень сильного филиала, с серьезной программой. В числе успешно работающих филиалов Благовещенский, Ивановский, Дагестанский, Краснодарский, Иркутский. Они находят возможность вести серьезные направления. Например, Ивановский филиал успешно работает по историческим программам, привлекая к сотрудничеству крупных ученых. Благовещенск очень серьезно занимается поддержкой творческой молодежи, при содействии постоянного мецената выплачивает стипендии, проводит конкурсы. Каждый филиал занимает какую-то свою нишу. Светлана Юрьевна Черепанова, председатель Хабаровского филиала Российского фонда культуры, построила православную часовню, и мы отчасти помогли ей финансово. Она уделяет серьезное внимание работе с детьми, поддерживает ветеранов сцены.

— Несмотря на то что сегодняшняя ситуация в Российском фонде культуры не самая простая, в ней есть главное — движение вперед. Какие направления, программы подтверждают, что он жив?

Т. П. Скоробогатова, Л.В. Назарова, Е.И. Маргина  на презентации международного проекта «А музы не молчали», посвященного Дмитрию Шостаковичу. 2015 — У нас есть издательская программа — альманах «Российский архив», которую ведут Алексей Леонидович Налепин и Татьяна Владимировна Померанская. Работает программа российского журналиста, режиссера и сценариста Елены Николаевны Чавчавадзе, которая с помощью грантовой поддержки создает фильмы о русском зарубежье. Еще одна интересная программа — Шмелевская. 20 лет назад мы подписали соглашение с домом-музеем Ивана Сергеевича Шмелева в Алуште и уже много лет совместно с Национальным фондом поддержки правообладателей и Алуштинским музеем писателя И. С. Шмелева проводим Крымские международные Шмелевские чтения. Елене Николаевне Чавчавадзе удалось договориться с племянником Шмелева, который живет в Париже, и он передал в Российский фонд культуры архив писателя. Мы в свою очередь передали бесценные материалы в Дом русского зарубежья.

Ученики московской школы № 279 им. А.Т. Твардовского – участники международного проекта, посвященного  Дмитрию Шостаковичу. 2015 Важную роль в сохранении памяти о наших выдающихся соотечественниках играет и Бальмонтовская программа. Память об этом поэте в Советском Союзе по понятным причинам не могла быть увековечена, и мы сделали все, чтобы это изменить. На родине поэта, в городе Шуя Ивановской области, проходят Бальмонтовские чтения, по итогам которых издаются сборники материалов. Выходит в свет научно-популярный альманах «Солнечная пряжа» (названием послужили слова поэта), и в этом году специально к Бальмонтовским чтениям подготовлен уже десятый номер. А в 2013 году, к 145-летию К. Д. Бальмонта, мы установили памятную доску в Москве, на доме в Большом Николо-Песковском переулке, где он жил последние пять лет перед отъездом на чужбину. Сейчас здесь находится режиссерский факультет Щукинского училища. Важно отметить, что и скульптор, и архитектор работали над этим проектом совершенно бескорыстно, сделав подарок и для потомков поэта, и для всех россиян.

После присоединения Крыма к России РФК провел большую благотворительную акцию, передав несколько тысяч книг для библиотек и большое число фонохрестоматий для музыкальных школ и училищ, наборы дисков с записями классических произведений в исполнении лучших музыкантов. В год 70-летия Великой Победы совместно с министерством культуры Самарской области, Самарским филиалом РФК, Самарской областной научной библиотекой, региональным Союзом художников России и рядом других организаций осуществлен международный проект «А музы не молчали», посвященный Д. Шостаковичу. Он объединил десять российских регионов, а также город-побратим Самары Штутгарт, и включал выставку рисунков и концертную программу.

Форум литературных музеев. Ульяновск, 2012Интересна выставочная деятельность фонда. Масштабный проект «Отражение» представляет сокровища русского искусства. Это конкурс-фестиваль пейзажной живописи, который охватывает мастеров из самых разных городов, а заключительный этап с участием победителей проходит в Москве. И в этой программе, и в других для нас существует только один критерий — талант. В июне 2016 года мы организовали и провели в музее-усадьбе Ф. И. Шаляпина персональную выставку севастопольского художника Владимира Николаевича Ольхова.

— Судя по тому, что вы рассказываете, фонд находится в постоянном творческом движении. Если какие-то программы приостанавливаются, появляются новые?

— Сейчас возникло новое направление, связанное с региональными краеведческими исследованиями и направленное на поддержку музейного сообщества. Программа «Новое краеведение» начала свою работу с Приморья и Хабаровского края, а возглавила ее Анна Михалкова.

Ветераны искусства и культуры в «Русской деревне» Хабаровского филиала РФК— Жизнь продолжается, и это самое главное! Мне кажется, что Российский фонд культуры сохраняет свою активность еще и потому, что он опирается на прочный духовный фундамент.

— Безусловно. Фонд культуры — это собрание личностей. За 30 лет он сформировал круг соратников, единомышленников, людей, болеющих за культуру и делающих все возможное для ее сохранения. Кроме того, наш фонд всегда был защитником культурных проектов, идей, людей культуры. И если сегодня нет денег на какую-то программу, мы находим человеческие, интеллектуальные ресурсы. Жизнь действительно продолжается.

Елена ГЛЕБОВА