Николай Акишкин и Юрий Быков учились в одной группе хабаровского худграфа и всегда были очень разные по творческим интересам и способам выражения экспериментальных идей в материале. Когда смотришь произведения хороших мастеров, кажется, что их творческий процесс протекает легко и гладко. Качественные технические приемы, за которыми скрыт от зрителя многолетний труд, создают ощущение полной гармонии и безошибочности художественного мышления авторов. За уже завершенными произведениями зрителю незаметна бесконечная череда поисков и мучительных сомнений, которыми так щедро устлан путь тех, кто ступил на тропу творчества.
Успех породил идею поступать на хабаровский худграф. Первое, что увидел Николай на факультете, была выставка лучших студенческих работ группы СТО (Студенческое творческое общество). И он испытал настоящий культурный шок. Представленные станковые композиции И. Захарова (Игорь Росс), А. Лепетухина, В. Сахатова и других были выполнены на свободном варьировании форм, ритма и цвета. Формальные по своему характеру работы студентов оказались далекими от того, что рисовал тогда Николай Акашкин.
Познакомились Юрий и Николай на худграфе. Многочисленные спецкурсы, практикумы, факультативы в рамках разнообразных программ позволяли тогда студентам нащупать свою творческую нишу, найти «свои» виды и жанры искусства. Даже начинающий художник имеет свои творческие предпочтения. Кто-то, однажды найдя себя, активно работает в одной технике, одном или двух жанрах, или продуктивно разворачивая одну тему. Участники этой выставки совсем другие. Юрий Быков сразу же погрузился в тонкости изучения техник станковой графики. В его творческом становлении большую роль сыграли преподаватели. Интерес к освоению техники офорта привил А. В. Гуриков. Е. В. Бурлов развил интерес к прикладной графике, умение мыслить в композиции лаконично и ассоциативно. Тогда, в 1970-е годы, они были совсем молодыми педагогами. Беседы с Е. М. Фентисовым способствовали развитию творческого мышления и освоению теоретических аспектов композиции.
Если к пятому курсу Юрий Быков целенаправленно совершенствовался в технике офорта и тема его дипломной работы определилась сама собой, то Николай Акишкин стоял перед выбором. Он мог взять тему по созданию мультипликационного фильма, написать станковую картину или поработать над графической серией. Круг его интересов был связан не только с изобразительным искусством. Николаю казалось интересным многое, и сейчас самому уже трудно вспомнить, почему он все же обратился к декоративно-прикладному искусству. Впрочем, за годы охотничьих сезонов у него скопились фрагменты переливчатых шкурок птиц и животных. Заметим, художественные средства Николая Акишкина не купишь ни в одном магазине или художественном салоне. Его «материалы» всегда живут вольной жизнью. Они летают или проворно бегают по тайге, а то и плавают в протоках и горных реках. Чтобы их добыть, надо походить таежными тропами, сидеть, замерев в укрытии, наблюдая на рассвете, как токуют глухари, или в струях горных рек и тихих заводей ловить рыбу. Охотничьи рассказы Акишкина — бесконечная тема, в которой он раскрывается как понимающий мир живой природы человек.
Поиски композиции — это главное, что обычно заставляет «кипеть» мозг художника. Многочисленные эскизы, в которых он стремился нащупать подходы к стилизации, пробы в материале, сопряженные с бесчисленными микротравмами и порезами распухших пальцев, и в довершение уход научного руководителя, посчитавшего работу своего студента тупиковой. Все это прошел тогда Николай. Но в своем убеждении остался незыблемым и доказал это всем, создав три авторских декоративных композиции, в которых достигнут синтез фактуры, цвета и выявлено ритмическое начало. Созданные им панно рождали у нас, тогда еще студентов, ассоциации с необычайной красотой и богатством дальневосточной природы.
Если произведения Акишкина работают на восприятие зрителя живописностью и эффектностью синтезирования природных материалов, то художники-графики оперируют минимумом цвета. Только непросвещенным может показаться, что они видят мир как-то обедненно и воссоздают его черно-белым. Офорты Быкова как раз отчетливо показывают его склонность к живописному видению и отражению мира. Впрочем, на выставке была представлена и его живопись разных лет. Богатство тональных градаций графических листов, свободное владение офортным инструментарием, точность и выразительность штриха свидетельствуют о тонкости его цветовосприятия. Сочетая травленую линию и акватинту, Быков достигает мягкости светотени, а применение сухой иглы сообщает нанесенным штрихам бархатистость. Акватинта и мягкий лак — технико-художественные разновидности офорта, освоенные Быковым. Профессионализм художника проявляется и в ассоциативном строе образов и их музыкальности. За этим и долгие раздумья, годы экспериментов, упорство в достижении поставленных творческих задач. На выставке работы Ю. Быкова были представлены начиная с 1970-х годов. Они показывают его постепенный рост в технико-художественном плане. Офорты дипломной работы уже говорят о владении техническими приемами и стремлении мыслить нестандартно («Музыка», «Монумент». 1972). Ретроспективность и современность произведений помогают увидеть экспериментальное начало, свободу мышления и широкий творческий диапазон Быкова.
Тема единения человека и природы проходит через все произведения Ю. Быкова независимо от того, создано произведение в классической технике станковой графики или посредством новых технологий. В камерном по звучанию офорте «Натура» (1984, мягкий лак) фрагментируется вечный природный ковер — причудливое переплетение трав, листьев и полевых цветов. Мотив настолько приближен к зрителю и тонально проработан, что создает эффект своеобразной «перспективы детства», когда полевые цветы и травы были выше нас ростом и все то, что было близко, казалось невероятно занимательным. Пауза созерцания помогает нам открыть давно незамечаемое — как прост и прекрасен нерукотворный «мотив травы», мягко ложащийся под наши ноги. В композиции «Макушка лета» (2016), созданной в смешанной технике, горячий вихрь цвета из листьев и бабочек наполнен мелодией лета. Как бы ни был сложен строй размышлений, отраженных художником в произведении, они вопреки его сомнению все равно находят путь к сердцу другого человека. Конечно, часто интерпретируясь уже по-другому. В произведениях Юрия Ивановича Быкова всегда за видимым постепенно раскрывается сложное культурное содержание. Художник, осознавая себя частью мира и его культурной истории, порой цитирует образы из художественного наследия прошлого. Они помогают развертыванию сюжетных параллелей, развитию представления о тождестве явлений мира культуры и мира внутреннего. В композиции «Хокусай» (2016) Быков цитирует прекрасную, гигантскую волну известного японского графика, в ярости своей способную смести на своем пути все живое, вознести или обрушить в бездну. Под ее гребнем у штурвала почти скрытого в воде судна фигура человека, не убоявшегося могущества стихии, можно сказать, автопортрет Юрия Быкова. Фрагмент из графического листа художника Хокусая не просто эффектный композиционный ход, но и возможность смыслового наполнения композиции. Здесь прочитывается дань уважения великому японскому графику эпохи Эдо, своеобразный поэтический диалог со своим восточным предшественником и понимание творчества, как безбрежной могучей стихии. Содержательная сторона композиции «Хокусай» многомерна, отмечена печатью творческой индивидуальности Быкова и, конечно, не исчерпывается приведенными здесь беглыми соображениями.
Последние годы художник, глубоко овладевший техниками станковой графики, начал экспериментировать с цифровыми технологиями. Предшествовали этому томительные годы сомнений. Но мир движется вперед, новый, уже цифровой инструментарий компьютерной графики также является способом художественного познания, осмысления реальности, развития новой стилистики. И Быков начинает все сначала, с чистого листа, как в далекие 1970-е. Часть экспозиции отражает этот новый поворот в его творчестве, снова сопряженный с поисками, сомнениями и экспериментами. Показать изменчивость физических и временных границ мира через меняющуюся призму личностного, духовного видения — одна из задач мастера.
Вынашивание идеи художником, озарение в поиске оптимальных средств ее художественного воплощения с помощью цифровых технологий — это нескончаемый творческий поиск. Цветовая гамма последних произведений Быкова, в которых он часто использует комбинаторику фотографического материала и фиксирует внимание на передаче фактуры изображаемого, построена преимущественно на богатстве оттенков перехода от серого к глубокому черному. Это не вызывает ощущения однообразия, так как словно отсылает нас к серебристости классической гравюры и строгости черно-белой фотографии, которая здесь также играет не последнюю роль. Композиции образуют емкие развернутые циклы, содержат сдержанные авторские комментарии очень важные для ввода зрителя в незнакомое для него творческое пространство и замысел мастера. Полиптих «Созвездие улитки» (2007) создан под впечатлением приезда в Хабаровск родной сестры и совместных воспоминаний о детстве. Он, постепенно разворачиваясь гигантской пространственно-временной спиралью, включает в себя то, что близко и дорого художнику. В одной из композиций цикла — сгоревший и уже полуразрушенный дом детства на Красной Речке, где в траве водят хороводы крохотные фигурки бесплотных детей-теней, словно прерывистые воспоминания. «Поцелуй сфер» (2013) также из этого цикла, включает два совмещенных холста с расходящимися лестничными пролетами и фигурами двух мальчиков. Они свидетели космического спектакля, созданного художником, поцелуя земли и воздуха. Своеобразная точка взросления, когда душе, привыкшей к беззаботному детству, вдруг открываются бескрайние горизонты вселенной. Работа над этим циклом продолжалась не один год.
Выставка художников-однокурсников Николая Акишкина и Юрия Быкова показывает, насколько по-разному художники видят и отражают в творчестве окружающий нас мир. Творения Николая Сергеевича органично сочетаются с современным интерьером, будь это жилье или конференц-зал. Они создают мощное поле эстетического воздействия на зрителя в современной урбанистической среде, гармонизируя ее и намечая скрытый диалог между человеком и природой. Время показало, что произведения Акишкина долговечны, некоторые из них, созданные более тридцати лет назад, сохранили свое первоначальное качество. Произведения Юрия Быкова о многомерности путей отражения мира реального и внутренней свободе творца. Они побуждают работать нашу память и интеллект, позволяя хоть на время отстраниться от обыденности. По большому счету, выставка о красоте и неисчерпаемости реального пространства и творческой фантазии мастеров. Каждый, не повторяясь, говорит об этом авторским языком, используя и развивая возможности своих видов искусства. Объединяет выпускников худграфа постоянное стремление к свободе, поиску и эксперименту, без которых художник состояться не может. Реализованные ими творческие идеи по природе своей не ограничены рамками частного бытия мастеров, так как одухотворяют и преображают мир. Виктория ШИШКИНА
|
|||
|