Золотой апрель

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв на сцене московского кинотеатра «Октябрь»В начале апреля состоялась премьера фильма «Золото Умальты», первого дальневосточного экшена. Автором идеи является губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв. Он стал почетным гостем премьерного показа, который прошел в московском кинотеатре «Октябрь», и, выступая, пригласил всех в Хабаровский край, где главное золото — люди, которые живут здесь и развивают регион. И еще губернатор выразил уверенность, что «Золото Умальты» станет настоящим брендом Хабаровского края, привлечет туристов и всех, кто интересуется историей Дальнего Востока и его уникальной природой.

Сюда команда фильма приезжала поработать с натурой. Места, где происходили исторические события, сегодня совершенно преобразились: исчез поселок возле реки Умальта, изменились дороги, поэтому для съемок выбрали живописный хребет Хехцир, Медвежье озеро и Амурские столбы. Основные работы проходили в Карелии и Санкт-Петербурге. Яркая презентация фильма «Золото Умальты» прошла еще в прошлом году. Хабаровские кинолюбители встретились с китайской делегацией, специально приехавшей на праздник, узнали о планах на съемку совместного кино, представили свои проекты. Они разные — о национальной культуре, экологии северных территорий и дальневосточной истории, о железной дороге и судьбе человека в пути, о творчестве и музыке. Да, пока и людей в этом кинобизнесе немного, и российско-китайский фильм существует только в теории, но ведь все начинается с идеи. А пока жители огромной страны смотрят первый дальневосточный истерн, снятый на основе реальных событий.

История с умальтинским золотом абсолютно правдива. Разве что такие ограбления проходили не единожды, да и караваны, как правило, были побольше. В фильме обоз сопровождает немногочисленная охрана, но удивляться тут нечему: идет 1917-й, Россия несет тяжелые потери в Первой мировой. И Гражданская война будет пылать на Дальнем Востоке до осени 1922 года. Времена неспокойные, и людей на малозаселенной дальневосточной земле не хватает. В ту пору здесь насчитывалось едва ли 200 тысяч рабочих, которые по большей части трудились и жили в Хабаровске, Благовещенске и Владивостоке. И вот на фоне потрясающе красивых зимних пейзажей разворачивается начало картины — ограбление обоза.

Нападающие в деревянных или берестяных личинах впечатляют. Надо думать, абстрактность этих масок оправданна — это скорее русские обрядовые личины, в которых прежде ряженые ходили по селам и городам колядовать. Отдаленно напоминают они и буддийские маски, используемые в мистерии цам (в переводе — танец). К коренным народам Приамурья маски эти никакого отношения не имеют. Да и могли ли нани или удэхэ просто так использовать элементы священного шаманского образа? Шаманы в ту пору не утратили своего влияния, для коренных народов это были могущественные люди, говорящие с духами, владеющие особыми силами. В отличие от северных народов, где шаманизм был семейно-общинным, у приамурских этносов шаманом становился именно духовный избранник, и весь его ритуальный наряд от шапочки с металлическими рогами до громового пояса был священен. Маска была важной частью этого образа. Тем еще раз подчеркивается, что нападающие — это не местные. Но кто же тогда?

Денис Желтоухов на съемках фильма «Золото Умальты»Сюжет переносит нас в Санкт-Петербург. Золотопромышленник и миллионер Булыгин — беспринципный делец, которого не волнуют жизни людей, осознав, что в революционной смуте страховая компания не сможет вернуть ему стоимость пропавшего груза, сам отправляется в Хабаровск на поиски золота. Его спутница Софья — поначалу терпеливая, даже смиренная — вдруг раскрывается как хитрая и охочая до денег предпринимательница. Именно она организовала ограбление обоза и устроила поездку на Дальний Восток. В Хабаровске у нее не только финансовый интерес, но и самое важное личное дело — найти и вернуть сына, отданного в детский дом. Невольно начинаешь сопереживать этой женщине, предавшей собственного ребенка, предавшей мужа и готовой предать всех, но так отчаянно стремившейся исправить ошибку прошлого.

Здесь же появляются китайцы, которых в ту пору в регионе действительно было немало. Фильм, конечно, лучше смотреть, если историческая канва известна заранее, но основной узор истории читается ясно. Итак, подумалось, что в этом противостоянии китайской бандитской группы и Софьи (которое заканчивается смертью женщины) — сама идея столкновения китайских и российских интересов на Дальнем Востоке. Длившийся с XVII века конфликт, казалось, был исчерпан в 1858 году, с подписанием Айгунского договора. Но любой историк напомнит, как в скором времени (после событий, показанных в фильме) японские войска захватят Маньчжурию, создадут там марионеточное государство и посадят на престол последнего китайского императора Пу И. В 1945-м его схватят советские войска, привезут в Хабаровск, а потом именно бывший император будет давать показания против японцев на знаменитом Токийском процессе. История повторяется по кругу, меняются только декорации.

Многие заметили, что режиссер не удержался и ввел в сюжет американского охотника за сокровищами, о котором в истории с умальтинским золотом информации не было. Но Русско-американская компания была хорошо известна на Дальнем Востоке, и не всегда западные предприниматели вели честную торговлю. История этого колониального торгового объединения прекратилось в 1867 году после продажи Аляски, хотя отдельные представительства действовали в регионе и в 80-е годы XIX века.

Шаг за шагом картина проясняется — становится ясно, кто напал на обоз и как удалось провернуть это дело. Появляются и местные жители — именно они спасают чудом выжившего бывшего каторжанина Егора, сопровождавшего обоз, лечат его, следуя древнему таежному правилу — помогать друг другу. Не обошли создатели фильма и обряд лечения, хотя образ получился собирательным. Даже в этом небольшом фрагменте старые лесные охотники говорят, как щедра тайга и в ней всего вдоволь — лечебных трав, мяса, ягод. Все мудро устроено, все вокруг живое, и у каждого в жизни своя роль. Может, потому и гибнут герои, что не желают признать эту мудрость?

Непростым получился фильм. Жители Хабаровского края, ждавшие «Золото Умальты» с особым чувством еще и потому, что в кино снялся хабаровский артист Хабаровского краевого музыкального театра Денис Желтоухов, получили историческое кино с напряженным и запутанным сюжетом, которое повлекло интересную серию обсуждений. Засобирались на поиски пропавшего клада, тем более в Верхнебуреинском районе вот-вот завершится реконструкция взлетно-посадочной полосы. Вспомнили о других ограблениях, которые происходили на нашей земле за последние сто лет, в первую очередь, конечно, о золоте Колчака. Может, это сюжет следующего яркого истерна?

Анастасия МАГНУС