Опыт современных художественных практикПространство изобразительного искусства объединяет истории творчества отдельных художников, художественных объединений, групп. Этот процесс не имеет паузы, помимо той, временной и субъективной, когда современники обсуждают и осмысляют увиденное на выставках, обобщают какими-либо критериями, которые, как правило, расширяются, потому что появляется что-то непривычное, неизбежно оказывая влияние на будущее. Благодаря визуальности изобразительное искусство высвечивает духовные и ментальные энергии настоящего, выявляя взаимосвязь временной непрерывности. В разные периоды в Хабаровске также возникали объединения, начиная с авангардистской «Зеленой кошки» (1918–1920), оставляя новаторский след в истории дальневосточного искусства. Сегодня есть понимание того, что необходимо интенсивно отражать современный художественный процесс, тем самым создавая архив развития культуры и отражая определенный контекст времени. Каковы критерии современного искусства? Общепризнанно, что сегодня художник работает с идеями. Но идеи, смыслы на протяжении веков, по своей сути, относятся к рефлексии сознания: человек и его взаимодействие с миром. А вот художественные формы отражения отличны от вчерашнего дня. Например, та же абстракция, появившаяся сто лет назад, до сих пор является синонимом современного искусства, хотя визуально меняется художественное выражение. Значит, смещаются некие смысловые акценты, отличаясь от традиционного лексикона. В современных исследованиях возникает термин «метамодернизм», которым определяют пластические и философские искания художников. Но, в сущности, этот термин подчеркивает, что ирония постмодернизма уже в прошлом, а на новом витке истории возрождается тот искренний энтузиазм и романтизм начала ХХ века с верой в созидание нового человека, когда свободное выражение себя в творчестве стало доминантой. В современном мире желание найти универсальный смысл жизни человека в то же время создает контекст неопределенного состояния между оптимизмом и сомнением, рождает вопросительную интонацию: что нас на самом деле окружает, что за пределами нашего знания, между чувством и сознанием, и переводится на уровень исследования проблем художественными средствами. Поэтому экспрессия, теоретическая и практическая манифестация — явные показатели современных тенденций. И, конечно, закономерно, что на Дальнем Востоке все чаще проходят выставки, арт-перформансы, творческие акции, появляются художественные объединения, которые сегодня называют коллаборациями (в переводе — сотрудничество). Летом 2023 года неожиданно произошла встреча с коллаборационной группой MOLECULE молодых авторов из Хабаровска. Когда предстоит познакомиться с творчеством художников в их мастерской, есть некоторое сомнение: а вдруг не почувствуешь, не увидишь перспективу выставки? Искренняя приветливость Александры Хижей и Марии Погодаевой с первых минут создала особый настрой. Белый цвет их студии нарушали стоящие вдоль стен многочисленные большие картины, удивившие и необычным форматом — от 1,5 до 2,5 метра, и смелостью работы с цветом. На тот момент их коллекция, начиная с 2020 года, уже состояла из нескольких серий: по ним ощущалась динамичная энергия молодых художников, свободных от традиционного клише в творчестве и настроенных на поиск собственной художественной образности. Напряжение творческого поиска в живописи охватило и другую часть их жизни, столь же важную и неразрывно связанную с созданием картин. Стремление к познанию своего внутреннего «я» привело к изучению гуманитарно-философского направления «дизайн человека». В феврале 2021 года пути двух художниц пересеклись на семинаре. Некоторое время они обменивались мыслями, после чего стало понятно, что общих интересов гораздо больше, но главное — у них единый взгляд на развитие современного искусства. Так появилась «Арт-Молекула» — не просто творческое пространство, а проект, в основе которого люди, идеи, смыслы. Название ясно отражает концепцию взаимообмена энергиями, а совместные усилия открывают широкие перспективы. Мария вспоминает, что изначально был выбор — действовать или нет. Художницы предпочли оказаться в бурном потоке креативности: «Стали строить планы, назначать сроки, оформлять профили и прописывать цели. Самое главное в общем деле — быть заодно, чувствовать друг друга, доверять. В целом, зарождение „Молекулы“ можно назвать отвагой». «Арт-Молекула» стала формировать свой персональный круг единомышленников, создавать дискурс, основанный на «взаимоусиливающем обмене» и активном общении с публикой в поисках нестандартных форм взаимодействия. Ключевой концепт — исследование «я» как внутреннего мира личности. Началась работа над первым совместным проектом «Черно-белая абстракция», которым и планировалось открыть новое арт-пространство. В студии высвободили место и 1 августа 2021 года представили выставку при приглушенном свете, под звуки глюкофона, настраивая зрителя на вдумчивое созерцание. «Картины — инструмент самопо-знания. Исследуем новые способы погружения зрителя в атмосферу выставки», — так реализовывалась одна из целей группы. Современное искусство в целом стремится к открытости, используя синергетический принцип: сплав музыки, живописи, света, пластики движения, речи. Все это усиливает не только эффект восприятия произведения, но и позволяет создать более глубокий контекст. Следующая акция «Эмоциональная червоточина» (ноябрь 2021 года) акцентировала психологическую рефлексию как опыт проживания непонимания социумом. Историей послужил отказ заказчика принять видение художниками атмосферы интерьера бара. Собственное внутреннее состояние и понимание, как трудно человеку без эмоционального выплеска оставаться одному в трудных ситуациях, привели к идее этого необычного проекта. «Мы приглашаем тебя присоединиться и взглянуть на свое бессознательное через нас, чтобы исследовать и принять себя», — таков рефрен аннотации. Мария Вайс, Александра Хижая, Константин Лебедев написали по пять композиций разных негативных состояний, например, опустошение, ярость и т. п. Презентация выставки проходила в течение трех дней. Что видел зритель? Картины подсвечивались неоновыми прожекторами, под каждой размещался QR-код, по которому можно было прочитать название и описание личной эмоции, а наклейка с вопросом направляла внимание на проблемы. Каждый час, с 17.00 до 21.00, начиналось новое действие с погружением в эмоциональное состояние: художники помогали фокусировать внимание на ощущениях, переводя созерцание картины в психологический процесс. А еще был белый холст, на котором каждый зритель мог оставить свой след-эмоцию. Всем важно иметь возможность соприкоснуться с «живым искусством» в повседневной жизни, считают организаторы «Арт-Молекулы». Деятельность группы расширяет взаимодействие с публикой: спикерство на темы личности и современного искусства; коллаборации с другими авторами; оригинальные презентации своего творчества с подключением театрального действа; инсталляции, роспись городского экстерьера. Новаторские подходы к творческим практикам, активная и серьезная работа в соцсетях привлекали в группу увлеченных людей. Композитор Василий Браганцев из Комсомольска-на-Амуре стал писать треки к картинам. Продолжается создание живописных серий: абстракции, своеобразные психологические портреты, философски символические и знаковые композиции — «Ухи», «Гексаграммы» Марии Погодаевой, «Космос и человек», «Анимализм» Александры Хижей. «Владимир Томин присоединился к нашему коллективу, когда мы существовали уже полтора года, пробовали много вариантов развития, — рассказывает Александра Хижая. — Нужен был человек, творческий и глубоко вовлеченный в создание видеоартов. Он сам предложил стать частью команды. Это профессионал в своем деле с очень тонким чувствованием и абсолютно уникальным видением. Владимир предложил свое видение „Молекулы“ в анимационном ролике. Это, скорее, короткометражные фильмы: совмещение внешнего образа, звука, движения». При просмотре совместного видеопроекта Александры Хижей и Владимира Томина «Игры в Космос» и других видеоартов приходилось часто останавливать кадр, потому что их метафорический строй втягивал в плен трансформации собственных мыслей: по сути, видеокадр был самодостаточным рисунком. А когда в октябре 2023 года при поддержке регионального министерства культуры в Хабаровске прошел мультимедийный фестиваль света «Просвет», который привезли из Перми Андрей Михайловский и Влад Александров, видеопроекты «Арт-Молекулы» также были отобраны для участия. «Просвет» — это площадка цифрового творчества, и то, как органично вписались наши совместные работы как команды в программу фестиваля, показало возможности нашего творчества в контексте масштабного события, — отмечают участники творческого объединения. — Опыт участия еще раз подтвердил, что двигаемся в правильном направлении, совмещая разные инструменты«. Выставка живописи «Ретроспектива состояний» в арт-галерее «Метаморфоза» (2023), представившая работы Марии Погодаевой и Александры Хижей, показала зрелость творцов, создающих собственные смыслы в творчестве: коллизии и гармонии цвета в абстракции, знаки и внутренний символизм изображаемого. Это обращение к вдумчивому зрителю, который стремится познать индивидуальные образы современного искусства. В картинах молодых художниц можно отметить внерациональный подход изучения мира через бесстрашие проникновения в свое внутреннее «я». Вернисаж проходил в форме диалога художников со зрителями. Мария Погодаева: «Для меня Человек — феномен, и о многом хочу говорить исходя из того, что понимаю о его жизни, наблюдая... Идеи не рождаются, наверное, они уже есть в пространстве. Иногда какая-то из них резонирует, и я имею шанс успеть ее провести сюда, в мир материи, через цвет. „Ухи“ я писала согласно психотипам людей, как их чувствую, что о них мыслю ощущением, ведь уши — это и часть тела, и мощный сенсор, вбирающий вибрации в пространстве». Александра Хижая: «Лошади всегда были моей любовью. Именно поэтому мне на день рождения подарили большую энциклопедию, посвященную этим прекрасным животным. Там были породы, масти, отличия, и я перерисовала всю книгу. Через образы животных я могу передать проживание определенных периодов жизни. Например, „Принять свою тень“ — это ментальные искания, понимание своих теневых сторон. Тогда пришло понимание, что картины должны звучать и двигаться». Выставка «Ретроспектива состояний» показала, насколько глубоко работают молодые художники над каждым произведением. Несмотря на ограничение цветовой гаммы — черные мазки в сочетании с белым холстом, локальный красный цвет, контрасты розовых, оранжевых, синих с черным, живописные серые растушевки — такие контрастные и энергичные сочетания подчеркивают символизм образов. По просьбам комсомольчан группа привезла некоторые видеоарты Владимира Томина на открытие Восьмого фестиваля графики «Серебряная волна». Всего за три года «Арт-Молекула» провела более 27 проектов. Из последних масштабных событий дальневосточникам, конечно, запомнились фестиваль света «Просвет» и «Неоклассика. Лучшее» — первый совместный проект Краевого музыкального театра и «Арт-Молекулы». «Каждая нота, каждый звук стали частью великолепного пейзажа, над созданием которого трудились художники арт-проекта «Молекула», — так писали в прессе. На сцене театра «Триада» режиссер Михаил Васюков поставил пластический перформанс «Проявление» по мотивам картин Александры Хижей и Марии Погодаевой. Арт-пространство «Молекула» трансформируется, изобретает новые формы взаимодействия с публикой, продолжая идти по выбранному пути — сделать Хабаровск местом популяризации современного искусства. Ольга ПРИВАЛОВА |
|||
|