Мы — цель созданья, смысл его отменный! Удивительно пышно и точно определил поэт Востока смысл человеческой жизни, призванной в этот мир, в первую очередь, для духовного возрастания. Наделенный божественной искрой человек идет по пути познания, созидая свою особую среду обитания — культуру. Именно дух, закаляя волю, дает силы разуму совершать открытия, зажигать огонь творчества в другой душе. Бывают такие встречи, которые помогают человеку по-новому осознать себя и в результате создать нечто важное для других людей. Для меня это встреча с Натальей Семеновной Пошиной — журналистом телерадиокомпании «Дальневосточная». В творческих кругах города можно услышать весьма лестные оценки ее работы. Достаточно вспомнить, что именно ей было поручено подготовить программу, открывшую вещание второго Всесоюзного канала, так называемую «Орбиту-2», нынешний канал РТР. С того момента информация о важнейших культурных, экономических событиях в жизни Хабаровского края стала доступной зрителям западной части России. С ее приходом на Хабаровское телевидение на наших экранах стали появляться умные, обаятельные собеседники особых, редких профессий. Это и патриарх дальневосточной музыки композитор Николай Менцер, дирижеры Виктор Тиц, Евгений Иоанесян, режиссер-новатор Юлий Гриншпун, джазмен Вячеслав Захаров, пианист Вячеслав Соболевский. Гастроли известных музыкантов, артистов, оперных, драматических театров, дальневосточные премьеры в интерпретации Натальи Пошиной и ее коллег Лидии Геммы, Лилии Славутской, Ларисы Трапезниковой привлекали внимание, становились темой обсуждения и дома, и в кругу коллег. Мир искусства, проблемы культуры становились ближе и понятнее землякам. Несомненно, что создание «экранного продукта» дело коллективное. Технические службы, осветители, режиссеры, операторы, звукорежиссеры и даже водители задействованы в сложном процессе подготовки очередного экранного проекта. Однако именно в условиях коллективного творчества роль лидера, его гражданская позиция, готовность откликнуться, поддержать свежие идеи неоценимы. Именно таких людей — энтузиастов своего дела открыли нам телевизионные программы Натальи Пошиной. Преподаватель народного пения Хабаровского государственного института культуры Светлана Попова после передачи была представлена к званию заслуженного работника культуры РФ. Руководитель Хабаровского отделения Российского фонда культуры Светлана Черепанова после очередного эфира получила прекрасное помещение в центре Хабаровска под выставочный зал «Тайны ремесла». Не прошло без отклика горожан и выступление в телевизионной программе талантливого педагога-скрипача Олега Петровича Кудина. В хоровой школе-студии «Тополек» стихийно возник клуб любителей скрипичной музыки, а потом на его основе педагоги-подвижники Олег и Татьяна Кудины создали детский ансамбль скрипачей «Виолино», ставший на многие годы постоянным участником знаковых городских праздничных концертов. Одна из участниц ансамбля, Юлия Николаева, получила высшее образование, вернулась в Хабаровск и сегодня возглавляет филармонический камерный ансамбль «Глория». Казалось бы, кому тогда, в трудные 1990-е годы могли быть интересны первые шаги начинающих музыкантов? В придуманной Пошиной телевизионной десятиминутке «Высший балл» спасительной чистой нотой прозвучал рассказ о терпеливом труде педагога и ученика, формирующем смысл и цель будущего. А что может быть важнее правильного жизненного выбора? Спросите об этом нынешнего художественного руководителя Хабаровской филармонии аккордеониста-виртуоза Александра Веретенникова. Для него, как и для большинства героев этой программы, те давние записи в Хабаровской телестудии стали началом будущей блестящей профессиональной карьеры. Нельзя не вспомнить и духовно-просветительский цикл «Встреча», в котором Наталья Пошина вместе с режиссером Тамарой Повидайко последовательно и целеустремленно отслеживали путь возрождения православных духовных традиций на Дальнем Востоке. Телевизионная летопись событий начала нового века сохранила память о строительстве православных храмов, паломнических поездках к российским святыням, массовых крестных ходах. Просветительский труд автора был отмечен наградой Русской православной церкви — орденом Святой равноапостольной княгини Ольги. Одиннадцатилетняя история этого цикла достойно завершилась победой во Всероссийском конкурсе средств массовой информации и присуждением хабаровским телевизионщикам золотой медали с символической формулировкой «За веру и верность». Что же помогало героине этих заметок в течение нескольких десятилетий оставаться нужной и востребованной в стремительно меняющемся мире медиа-культуры? Базовое музыковедческое образование, широкий диапазон жизненных интересов, педагогический опыт, с которым Наталья Пошина пришла в журналистику, позволили ей с первых шагов четко определиться в выборе главных ориентиров своей работы. Примером для подражания в этой сфере стали маститые коллеги — режиссеры Галина Завода-Долгова, Аркадий Коротков, журналисты Валерий Ильин, Марина Ливертовская, поэтесса Людмила Миланич. По тем временам телерадиокомпания была одним из центров притяжения творческой элиты города. Тогда профессиональное реноме хабаровских поэтов, артистов, музыкантов во многом складывалось из творческого общения с журналистами, единства взглядов, не исключающих, впрочем, споров об искусстве, его значимости в жизни общества. В то время и речи быть не могло об оплаченном эфире, денежных подношениях за появление на экране. До позднего вечера горели окна редакционных кабинетов. Шла обычная работа, в которой через трансляции, репортажи, разовые сюжеты и многолетние циклы в каждый дом, в каждую семью входили волнующие вопросы бытия. Острые дискуссии, познавательные беседы, интервью дальневосточных и столичных мастеров формировали живое, пульсирующее пространство дальневосточной культуры. Хабаровчане любили свое телевидение, оно и развлекало, и обучало и приобщало к тому, что можно обозначить словами «Высокое и Вечное». Кстати, так называлась одна из программ Натальи Пошиной. В основу первой передачи цикла легла трансляция концерта гастролировавшей у нас Ленинградской академической хоровой капеллы. Именно тогда, впервые за многие годы забвения, в хабаровском эфире обрела свой неповторимый голос русская духовная музыка. В лице хормейстера Лидии Гладкой и ее камерного хора это направление нашло достойное воплощение. Совместные концерты с лекторским комментарием Натальи Пошиной, а затем уже и ее телевизионные репортажи успешных выступлений хабаровского коллектива в международных певческих состязаниях в Эстонии, Греции сыграли свою роль. А вскоре интерес хабаровских хоровиков к русской духовной музыке оформился в фестивальное движение «Россия, Русь, храни себя!». Свой десятилетний юбилей фестиваль отметил масштабным концертом на площади Славы, объединив светские и церковные структуры, школьные хоры, ветеранские коллективы. Трудно забыть ощущение восторга и радости от мощи взлетающих к небу сотен голосов: «Славься, славься, ты Русь моя!». Колокольным звоном Спасо-Преображенского собора завершился тот музыкальный праздник. Это не единичный пример, когда замысел журналиста разворачивался в сотворчестве с множеством людей. Так было с фестивалем православной и патриотической поэзии и песни «Благовест», собиравшем в Хабаровске участников из Приморья, Камчатки, Сахалина. Поддержку муниципального отдела культуры получила идея фестиваля «Рождество глазами детей», предложенного Натальей Пошиной и Иваном Стремским. Более десяти тысяч участников от 5 до 17 лет ежегодно, в канун Рождества, участвовали в конкурсах живописи и художественного слова, исполняли колядки, играли в театральных постановках. Вот и мне выпали честь и счастье стать героиней передачи «Наедине со всеми» в знаковом 2000 году. Наталья Семеновна пригласила меня как артистку Дальневосточного симфонического оркестра и доцента кафедры философии Дальневосточного государственного университета путей сообщения. И то, что для меня казалось естественным, обыденным — трудиться по профилям своих дипломов, она подняла до высокого социального звучания. Для передачи мы с пианисткой краевого колледжа искусств Тамарой Куракиной записали несколько виолончельных пьес, и после этого выхода в эфир коллеги и студенты окрестили меня «Музой университета», а коллеги-симфонисты — популяризатором виолончели. Наталья Семеновна сумела увидеть в этом уникальном совмещении теоретика и практика дальнейшую перспективу и подчеркнуть социальную значимость моей работы со студенческой молодежью. Наше знакомство переросло в многолетнее сотрудничество. Телевизионные экскурсии, концертные просветительские выступления в Дальневосточном художественном музее, хабаровском Доме творческой интеллигенции закономерно привели к рождению новой культурной инициативы: с 2003 года при активной поддержке теперь уже моей соратницы и единомышленницы — журналиста Натальи Пошиной появился уникальный просветительский проект — межвузовский фестиваль классической музыки «Золотая лира». В течение 15 лет, до 2018 года, каждую весну в стенах Дальневосточного государственного университета путей сообщения звучала классическая музыка. Наталья Семеновна была бессменным председателем жюри фестиваля. После одного из ее репортажей в университете появился белый рояль! Вот она, сила публичного слова. Как мы тогда радовались, что железнодорожные чиновники подарили к юбилею вуза этот прекрасный инструмент! Статус фестиваля сразу поднялся с городского до краевого, а с 2009 года и до международного. В 2018 году прошел XV фестиваль, посвященный 160-летию основания Хабаровска. Этой дате была посвящена и третья городская конференция «Идеи просветительства на Дальнем Востоке России», подготовленная Натальей Семеновной Пошиной вместе с активистами возрожденной в 2001 году, самой первой в истории нашего города общественной организации «Хабаровское общественное собрание». Перемены в общественном климате последних десятилетий не повлияли на убежденность Натальи Пошиной в необходимости приобщения молодежи к традициям отечественной культуры. Теперь уже в качестве преподавателя Хабаровского колледжа искусств в разработанном ею курсе «Дальневосточная культура» она знакомит студентов с историей продвижения русских «встречь солнца» к берегам Тихого океана. Открывает юным землякам имена предшественников, замечательных певцов Приамурья: поэта Петра Комарова, писателя Николая Задорнова, композиторов Владимира Румянцева, Юрия Владимирова, художника Николая Долбилкина. К этому начинанию Пошина привлекла талантливых кинематографистов Анну и Альберта Самойловых, Владимира Василиненко. В их фильмах об исторических деяниях Геннадия Невельского, графа Николая Муравьева-Амурского, защитника Камчатки Василия Завойко, дипломата Евфимия Путятина возникает атмосфера подвижнического служения во благо Отечества. Стоит ли объяснять, почему Наталья Пошина вошла в число первых лауреатов премии имени Якова Дьяченко, учрежденной администрацией Хабаровска. Вот так и возникает вопрос: 75 — это много или мало? Для страны, конечно, миг, а для человека — жизнь, наполненная радостью божественной искры. Валентина КОСТАНДИ |
|||
|