- Дорогие читатели, братья и сестры!
- Вера – основа любви
- Вера. Надежда. Любовь
- Литература
- Единое пространство культуры
- Художественно-эстетическое образование: главные акценты
- В сказочном теремке живет доброта
- Во имя Ольги
- Ковчег таланта и богемы
- Жизнь актрисы
- Все грани Амурского театра
- А Баба-яга не возражала
- Услышать друг друга, понять и принять
- Третье лицо на любовном свидании
- Ты, Ангел мой, не покидай меня…
- Путешествие художника по Японии, Швейцарии и «Миллионке»
- Александр ЛЕПЕТУХИН
Но в большинстве своем мы все-таки представляем ту искреннюю, чуткую, готовую к сопереживанию часть человечества, которая именуется «благодарной публикой». О театре написано столько, что, кажется, мы знаем о нем все. Но, несмотря на это, он каждый раз удивляет нас заново. Потому что театр невозможен без тайны, иллюзии, мистики, не объяснимой никакими умными теориями. Театр без чуда — тело без души, холоден и мертв. Суть театра — игра, фантазия, вымысел. Но воплощается она на сцене усилиями людей, таких же реальных, как мы с вами, разве что в чем-то более талантливых и одаренных. Артист после спектакля, сняв грим с усталого лица и вернув костюмеру царские одежды, превращается в простого смертного со всеми повседневными проблемами. И тут оказывается, что он сам порой нуждается в помощи. Именно для этих нужд 9 января 1877 года в Петербурге было создано «Общество взаимного вспоможения русских артистов», которое возглавил актер, режиссер, драматург А. Ф. Федотов. Это было первое в России объединение людей, посвятивших свою жизнь сцене.
Пренебрежение к профессии актера имело в России давние истоки. И к концу ХIХ века актер все еще воспринимался как человек низшего сословия. Особенно трудным было положение провинциального русского актера. По словам А. И. Южина, «русские провинциальные актеры делают свое большое культурное дело — голодают, холодают, отчаиваются, мрут, на место умерших идут новые, занимают места павших, сталкиваются опять с нуждой, предрассудками и горем, но незаметно из года в год, капля по капле, совершенствуясь сами, постоянно и неуклонно продолжают дело своих предшественников». Первое объединение русских артистов создавалось как естественный отклик на условия жизни и творчества. Общество задумывалось в целях «доставления русским артистам большего удобства для распространения их произведений в публике и усовершенствования их дарований» и ставило своей задачей поддержку нуждающихся членов на началах взаимопомощи.
Русское театральное общество, оказывая значительное влияние на самосознание артистов провинциальных театров, способствовало их единению, пониманию ими общественного значения профессии. 9 марта 1897 года Общество созвало в Москве I Всероссийский съезд сценических деятелей. Это был первый профессиональный съезд в России. Общество находилось в жестких финансовых тисках, не располагая постоянным источником дохода, средства которого могли бы быть направлены на решение неотложных задач развития театрального дела. В связи с этим многое из намеченного и задуманного первым артистическим съездом РТО не имело возможности осуществить. В поисках выхода из создавшейся ситуации Совет РТО направил адрес на имя Николая II с просьбой «принять Русское театральное общество под августейшее покровительство Его Императорского Величества». После положительного ответа с 1904 года РТО стало называться Императорским Русским театральным обществом. Это повлекло за собой изменение отношения к РТО. Не все благосклонно приняли «августейшее покровительство». Не будем забывать, что страна стояла на пороге революций.
В Хабаровске региональное отделение открылось лишь в 1940 году. В одном из кабинетов краевого театра драмы Хабаровское отделение ВТО получило свою первую «прописку». К этому времени организация снова сменила название. С 1933 года она стала называться ВТО — Всероссийское театральное общество. Его первым председателем стал заслуженный артист России Николай Дмитриевич Молчанов. Впоследствии председателями отделения становились личности, популярные не только в актерском мире. Это были люди с активной гражданской позицией, натуры творческие и, как сейчас говорят, харизматичные: актер театра драмы Николай Волгин, заслуженный артист России В. А. Гримм-Кислицын, заслуженная артистка России М. П. Барашкова, народная артистка России З. П. Гримм-Кислицына, заслуженный артист России Ю. И. Тихонов, заслуженный артист России Е. И. Путивец.
Неповторимую атмосферу уюта и доброжелательности Дома вспоминают до сих пор все, кто здесь побывал когда-то. А перебывала здесь не только актерская братия. Все дороги хабаровской интеллигенции в те времена вели в Дом актера: архитекторы, художники, музыканты, врачи, журналисты... Попасть на «театральные понедельники» в Дом актера считалось большой удачей, если, конечно, ты не был членом этой замечательной организации. Здесь всегда было интересно: заезжая звезда делилась ли своими творческими планами, критики из Москвы проводили семинары, обсуждения спектаклей, или свои артисты проявляли себя в творчестве. А что творилось на капустниках!.. Маленький зальчик трещал по швам, и казалось, от хохота рухнет крыша. Все вызывало интерес, все было увлекательно, заряжало энергией, вселяло уверенность, что ты тоже сможешь многое, стоит только захотеть... Ноев ковчег таланта и богемы среди «застойного потопа». Идиллия закончилась с началом ремонта. Ремонт обернулся развалом. К потере Дома актера не были готовы. Ждали, что вопрос как-то решится, но чуда не произошло. Конечно, с закрытием Дома актера, жизнь отделения не кончилась, но стала скуднее, беднее, мельче. Рушились связи, налаженные многолетним общением, угасала привычка общего времяпрепровождения. Экономические «сюрпризы» перестроечного времени — дефолт и прочее завершили процесс. Кстати, именно тогда, в перестроечное время, организация получила свое нынешнее название — Союз театральных деятелей РФ (ВТО). Это последнее переименование произошло в апреле 1987 года и было связано с новыми условиями жизни и деятельности страны и самой организации. «Все, что не уничтожает, делает нас сильнее». Мы выжили. С потерями финансового и морального порядка, но мы есть, мы действуем и надеемся на дальнейшее развитие наших проектов. Это непросто, поскольку изменилось время, а с ним и условия жизни и творчества. А главное — изменились мы сами: те, кто когда-то был готов ночи напролет репетировать в Доме актера, нынче подустали, повзрослели, а порой и зачерствели. И тем не менее сегодня мы пытаемся возродить лучшее из того, что было, и создать что-то новое.
2007 год по традиции начался встречей Старого Нового года, который на этот раз проходил в форме фестиваля актерских капустников — «Козья морда-2007». Даже далекие от театра люди знают, что актерские капустники — это нечто исключительное. И это правда. Не зря их приветствовал в своем театре сам К. С. Станиславский. Такие фестивали хочется сделать постоянными — дело за участниками. В апреле 2007 года в четвертый раз прошел фестиваль самостоятельных актерских работ «Новые грани». Его цель — дать актерам театров Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре дополнительный шанс для творческой реализации. Если четыре года назад, проводя его впервые, мы волновались — состоится ли мероприятие вообще, то сегодня уже думаем о том, чтобы расширить его географию и на следующий раз пригласить артистов из Владивостока, Благовещенска, с Сахалина, Камчатки. А как это важно, особенно для молодых — возможность выйти на сцену и сказать свое слово, пусть в чем-то неумелое, но свое. Это непередаваемое ощущение приподнятости, праздника наполняет во время фестиваля весь зал, заряжает и участников, и зрителей. Равнодушных нет. И это вселяет надежду на то, что жажда творчества сильнее сытой успокоенности. А значит, будем жить! Татьяна КОПЫТИНА
КОПЫТИНА Татьяна Игоревна. Родилась в п. Хилок Читинской области. Детство прошло в различных городах и поселках нашей необъятной Родины — папа питал охоту к перемене мест. Наездившись в детстве, вот уже более 30 лет (со дня поступления в Хабаровский государственный институт культуры) живет в Хабаровске, где после окончания режиссерского отделения института работала помощником главного режиссера по труппе, совмещая эту деятельность с работой фонопеда в фониатрическом кабинете Несколько лет вела на радио авторские программы «Рассказы о театре», «Зеркало сцены», подготовила несколько выпусков «Театральной гостиной» на краевом телевидении под руководством режиссера Л. Я. Славутской. Автор публикаций о театре в краевой газете «ТОЗ», московском журнале «Страстной бульвар». В настоящее время заместитель председателя Хабаровского отделения СТД РФ (ВТО). |
|||
|