Известный японский скрипач, обладатель драгоценной скрипки Carlo Ferdinando Landolfi (Милан, 1756) Джюн Танимото на Дальнем Востоке России не впервые. В июне 2012 года по приглашению Министерства культуры Хабаровского края и Хабаровской краевой филармонии состоялся его концерт. Наряду с золотой классикой — музыкой П. И. Чайковского — прозвучали новые для слушателей произведения русского композитора Иосифа Ахрона и японского композитора Икума Дана. Джюн Танимото — настоящий первооткрыватель новых имен и новых сочинений. Серьезный, вдумчивый и глубокий артист, для которого виртуозная игра органично вплетается в интерпретацию произведения. Японский скрипач держит скрипку в руках с четырехлетнего возраста. Музыка для него не просто синоним жизни, но даже больше чем жизнь: своего рода вечный поиск. Когда Джюн Танимото стажировался в Москве у профессора Э. Грача, он бесповоротно влюбился в русскую музыку. Впрочем, не только в музыку. Великая русская литература подвигла его выучить русский язык, чтобы иметь возможность прикасаться к творчеству Толстого, Тургенева, Чехова, Бунина, Куприна. Судьбоносное переплетениеВ одну из гастрольных поездок хабаровского пианиста Владимира Будникова по Японии состоялось поистине судьбоносное пересечение творческих путей двух музыкантов. Игра Будникова с его сдержанным благородством, виртуозностью, стилистическим попаданием покорила японского скрипача. С 2001 года начался плодотворный альянс, который длится и по сей день. МетнерСамое поразительное в обоих музыкантах то, что они возвращают России ее драгоценное наследие, а именно творчество композиторов-эмигрантов. Николай Метнер в этом ряду в приоритете. Проект Владимира Будникова «Метнер. Возвращение музыкального наследия России» (действует с 2006 года) позволил не только Хабаровску, но и другим городам России — Нижнему Новгороду и Петрозаводску — познакомиться с этим истинным гением русской музыки. Эпическая, сказочная, заповедная, внутренне тонкая музыка Метнера явилась, наверное, самым большим открытием и откровением на фортепианном пути Владимира Будникова. «Заболел» Метнером и Джюн Танимото. Надо сказать, что творчество композиторов-эмигрантов особенно драгоценно тем, что оно бережно переняло золотую нить традиции. В их сочинениях видна преемственность, угадываются глубокие корни. Творчество их исходит от могучего национального корня — М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского. К слову сказать, советская музыка как таковая, словно началась с пустого места, и никаких живых связей с веком истинного Возрождения, а именно таким был для России XIX век, в ней не прослеживается. CDАльянс Танимото — Будников поразителен еще тем, что музыканты уже записали в Японии два диска («Catoire. Violin sonatas» 2007 г., «Medtner Violin Sonata № 3» 2011 г.) и готовятся писать третий («Medtner Sonata № 1, Achron Sonata № 2» 2013 г.). Музыка композиторов, представленная на этих дисках, уникальна. Композитора Георгия Катуара, например, и профессионалы не знают, не говоря уже об Ахроне. Джюн Танимото живет в своем измерении, это редкостный и удивительный музыкант. Много гастролирует, дает концерты как в Японии, так и в России. Держит руку на пульсе музыкальной жизни. Когда Владимир Будников в апреле 2012 года поехал на гастроли в Карелию, чтобы сыграть там с Карельским симфоническим оркестром Третий концерт Метнера, Джюн попросил привезти ноты какой-нибудь скрипичной сонаты известного ему (!) карельского композитора Геннадия Вавилова. Поистине удивительная осведомленность о творчестве современных композиторов! Владимир посетил гостеприимный дом маститого композитора (в мае ему исполнилось 80 лет), большого друга Т. Хренникова и однокашника А. Шнитке по Ленинградской консерватории. Общение длилось бесконечно: слушали его фортепианные сочинения, симфонические и, разумеется, скрипичные. Особенно поразила В. Будникова музыка Второй скрипичной сонаты Г. Вавилова. Выбрали ее. Эти ноты и подарил композитор японскому скрипачу с искренним пожеланием исполнить сонату в Японии и, может быть, записать. Преданность Джюна Танимото музыке безгранична. Его не остановило даже землетрясение в Японии в марте 2011 года, когда он в конце апреля того же года готовил концерт в Токио (столица находится в 300 км от Фукусимы) совместно с пианистом из Хабаровска. Эпическая соната ор. 57 русского композитора Николая Метнера на японской земле прозвучала тогда как проявление непоколебимости человеческого духа. ПравославиеБудучи этим летом в Хабаровске Джюн Танимото посетил духовную семинарию. Как он признался, это его давняя мечта. Владыка Ефрем, епископ Бикинский и проректор семинарии, любезно принял японского скрипача. Поскольку было воскресенье, Джюн получил неожиданную и радостную возможность позвонить в колокола. Поднялись на колокольню. Освоить премудрости колокольного звона скрипачу помогал звонарь Андрей. Потом посетили домовой храм семинарии, где владыка подарил скрипачу икону. Признание Танимото о том, что он раздумывает о приходе в лоно православной церкви, владыку не удивило. Этим естественно венчается глубокое проникновение в русскую культуру, христианскую по своей сакральной сути. Знаменательно, что в короткой беседе говорили о судьбах искусства вообще и русского в частности, о потерянной традиции, об истинно русском, которое сохранилось в творчестве эмигрантов первой волны. Говорили о Платоне, о том, что в его воображаемом государстве запрещена была музыка в определенных ладах. И это правильно. В теперешнее время, к сожалению, есть место всякой музыке, в том числе и той, которая разлагает людские души. Благодарность музыканта была закономерна — он исполнил элегию И. Стравинского для скрипки соло, произведение, выбранное специально для знаменательной встречи с живой православной традицией в Хабаровске. СаёнораУезжая на родину, Джюн Танимото подарил Владимиру Будникову сборник материалов и статей о Н. Метнере с международной научной конференции (Москва, 2002). На русском языке. Он-то уже прочел! Владимир еще нет. Впереди новая встреча с японским скрипачом. Впервые в Хабаровске и на Дальнем Востоке прозвучит Вторая скрипичная соната русского композитора Иосифа Ахрона, посвященная Б. Асафьеву. Монументальное четырехчастное полотно повествует об апокалипсических чувствованиях творческой души, зажатой в тиски страшного противостояния. Все части написаны в Петрограде летом 1918 года. В 1921 году Ахрон вынужденно покинул родину. Марина ЦВЕТНИКОВА |
|||
|