Краевая выставка, посвященная 75-летию Хабаровского края, стала заметным событием художественной жизни. Она дала представление о творческих поисках и находках современных художников, предварив открытие XI региональной художественной выставки в Комсомольске-на-Амуре. В картинной галерее им. А. М. Федотова были представлены преимущественно новые, не экспонировавшиеся ранее зрителю работы художников. Хабаровское отделение Союза художников России прошло сравнительно недолгий, с исторической перспективы, но наполненный важными знаками путь развития. Если мысленно развернуть ретроспективу произведений живописцев и графиков, то в ней отразится непростая, богатая свершениями жизнь региона, мгновенно схваченная карандашом и углем, написанная кистью и закрепленная в произведениях монументального искусства. В залах галереи можно было видеть композиции именитых и опытных авторов, среди которых заслуженные художники России В. Смирнов, В. Торгашин, В. Хрустов, а также А. Авдеев, В. Н. Антонов, Г. Арапов, А. Блажнов, А. Болгарин, Е. Болгарина, Н. Вагин, Ю. Дунский, А. Карташов, А. Левашов, А. Лепетухин, А. Нежинский, Н. Огнева, В. Романова, Н. Холодок, В. Хрустов, С. Шаронов и другие, познакомиться с произведениями тех, чей творческий путь постепенно развивается, с поколением художников 1980–90-х годов, среди которых В. С. Антонов, А. Анюхина, Н. Вагина, С. Герлах, А. Горовой, Т. Димитрюк, И. Заславская, В. Лыпка, Е. Саморядова, М. Тарасенко, И. Федотов и др. На выставке доминировала станковая живопись: картины и этюды, различные по жанрам и сюжетам, технике и манере исполнения. Широко представлены пейзаж и натюрморт — жанры, получившие развитие в творчестве многих художников. Большинство композиций отражают дальневосточную тематику — это натурные этюды. Дебри и дары уссурийской тайги, цветы с лесных полян, разливы Амура и голубые сопки на горизонте, написанные цветно и сочно. Мгновения жизни, остановленные карандашом или кистью художником, — это тоже все о нашем крае, о его красоте и буднях. Порой фантазия художника реконструирует, воссоздает какие-либо исторические события или же его память упорно хранит прошлое, переливая его в современное пространство в художественных образах. К далекой истории освоения нашего края, ее истокам обращено полотно В. Торгашина «Мы пришли с миром. Ерофей Хабаров» (2013). Трагические страницы Второй мировой войны, пережитые лично, живут в камерном произведении В. Фомина («Когда отцы на фронте», 2013). В исторической памяти — оплоте глубинных связей человека с миром — творческое сознание ищет новые альтернативы понимания современности, а порой открывает пути для прозрения будущего. Для живописца всегда важно отразить мир в своем видении. В холстах, созданных буквально на одном дыхании, зритель видит привычное окружение по-особенному, глазами самого художника, просто купаясь в цвете (А. Павленкович и О. Павленкович). Хотя большинство холстов и графических листов рождено на натурном видении окружающего мира, но есть и такие произведения, где зритель стоит перед задачей обязательного ассоциативного проникновения в художественный образ, испытывая порой чувство неуверенности в прочтении насыщенного символами авторского замысла. Таковы композиции библейского цикла А. Михалевича («Пять хлебов и две рыбы», 2010) и метафорические холсты И. Шабалина («Изобретение синей бумаги», 2012; «Краски весны», 2013). Всегда долгожданны встречи с теми, кого уже нет рядом, но свет творческого горения этих людей не тускнеет, а продолжает жить в нас, пробуждая чувства (А. Чайка «Памяти художника Н. П. Долбилкина, 2012»; В. Романова «Портрет Вячеслава Соболевского», 2007). Мир особенный, посвященный духовному просветлению человека, отражен В. Евтушенко в «Портрете иеромонаха Никона» (2013). Образ хрупкого старца подобен могучему древу, невидимые корни которого, кажется, пронизывают время, создавая ощущение целостности и нерушимости истинной веры. К сожалению, в экспозиции мало произведений скульптуры. По сути, это единичные произведения (В. Бабуров, В. Медведев, Е. Соломенцев). Очень свежая по художественно-образному решению камерная пластика Р. Босова («Лето», 2013). Маленькая девочка с интересом и удивлением рассматривает готовую вспорхнуть с кончиков пальцев бабочку. Незатейливая сценка неожиданно ассоциируется со стремлением каждого человека к постижению нового и неизведанного. Графика — это зарисовки с натуры или по памяти, мгновенная фиксация разнообразных проявлений жизни или фантазий художника. Часто, оперируя с ограниченным цветовым набором, опытный мастер может передавать и солнечный день, и зимнюю стужу и освещение ночных фонарей. Графика — невероятно кропотливая, порой многодневная работа резцом или иглой по созданию авторской печатной формы. Ее технический диапазон — от наброска до современных цифровых обработок — постоянно открывает какие-то новые, порой спорные возможности. В залах галереи широко представлены произведения художников-графиков (В. Артеменко, А. Вольгушев, М. Гусельников, В. Пичуев, В. Соловов и др.). Украшением выставки стали карандашные иллюстрации к произведениям В. К. Арсеньева художника Г. Палкина. Динамика композиции, занимательность в отборе деталей поддержаны естественностью классического сочетания уверенных серебристых штрихов и белизны бумаги. Трогательные, уже ставшие такими родными герои листов А. Тена («Оркестр»; «Идущий по канату», 2013) соседствуют с лаконичными офортами М. Гусельникова («Ночь на море», 2011). Тщательная цветовая и тонкая фактурная проработка помогает звучанию «живописной легенды» фантазийных образов В. Соловова («Стрела», 2012; «Сквозь холода», 2012). Один материал по-разному говорит в творчестве графиков. Если в листах В. Трача достигается определенность и узнаваемость в изображении мотива («Ранняя осень в Нелькане», 2013), то в акварелях Б. Тамулевича краска просто струится, создавая эффект остановленного мгновения в изменчивом состоянии природы («Март. Озеро», 2013). Стремление художника выразить новый исторический опыт в экспериментальном поиске форм и средств выражения, использовании цифровых технологий проявлено в композиции В. Гладкого («Космический турист», 2013). Выставку можно сравнить с музыкальным произведением, и разные ее зоны, как части музыкальной композиции, звучат по-разному. Станковое изобразительное искусство обычно настраивает на созерцание, постепенно погружая в мир чувств художника. Характерно, что декоративно-прикладное искусство обычно вбрасывает мощный эмоциональный импульс во внешнюю среду, создавая вокруг интенсивное поле воздействия. Произведения мастеров, словно звуки бравурной музыки, сразу притягивают, настраивая на особый праздничный лад. Буквально окрашивают световоздушное пространство вокруг себя, вторгаясь в него, как например, флорентийские мозаики Л. Федоровской или эмали А. Муранова. Декоративное искусство, конечно, выглядит как особый мир со своими предметными и пространственными связями. Оно ведь тоже очень непросто создается по своим законам, которые в теории каждым быстро запоминаются, но вот в творческой практике оказываются очень сложными в применении. Направляя все средства художественной выразительности на «поддержку» декоративной функции, мастера, стилизуя формы, часто на ассоциативном уровне передают гармонию окружающего нас мира (В. Овсянников, Н. Хрустова). Работы художников-керамистов: пространственные композиции, светильники и декоративные покрытые глазурью сосуды, вазы и расписные тарелки органично дополнили экспозицию (К. Гречанов, В. Карикаш, И. Оркина, Ш. Шахназаров). Обаяние этих произведений в красоте выявленных естественных свойств материала, его пластичности и выразительности декора. Выставка показала некоторые устойчивые тенденции в современном декоративно-прикладном искусстве: одна связана с созданием произведений для сакрального пространства храма (Н. Новиков, А. Оркин), вторая — закрепление наметившейся в последние годы линии развития ювелирного искусства. Ее начало было положено опытными ювелирами (В. Бабуров, Л. Бердникова, Н. Новиков) и мастерами — победителями престижных выставок (А. Бабуров, В. Волошенко, Н. Ковалевская). Для молодых художников была возможность видеть и высокий исполнительский уровень, и творческое воплощение художественно-эстетических задач в материале. Они успешны на пути создания авторских, узнаваемых по почерку произведений (А. Номар, И. Ткачева, В. Широкова). Совсем небольшой раздел выставки был посвящен народному искусству Приамурья. Берестяные коробки и туеса, традиционные предметы быта, украшенные сложным криволинейным орнаментом, выполнены мастерицей Р. Барановой. Они отражают нерасторжимую связь с древними культурно-художественными традициями коренных народов Приамурья. Виктория ШИШКИНА |
|||
|