Главное — понимание, или Миры Жеки Ярцевой

«Золушка». Евгения Ярцева в роли МачехиНа счету у актрисы Евгении Ярцевой около 200 ролей в родном Комсомольском-на-Амуре театре драмы. А сезон-2014 у театра юбилейный: 80 лет назад, 1 января 1934 года сыгран первый спектакль на его сцене, в клубе «Ударник». Юбилейные торжества были приурочены к всемирному Дню театра — 27 марта. Именно в этот день состоялся торжественный концерт, потом юбилейная премьера, а 28 марта — открытие мемориальной доски народной артистке России Нине Николаевне Ярцевой — мамы Евгении.

Предопределенность

Да-да, на сцену Евгения выходила еще до своего рождения: мать играла до самого декретного отпуска. Все детство Жени прошло в театре, она — то, что называют «дитя кулис». Лицедействовала с пяти лет — ей доставались все детские персонажи — в «Парусиновом портфеле» Арбузова, в «Дженни Герхард», в «Ночи лунного затмения». Поэтому подмостков никогда не боялась, момента преодоления страха сцены, через который приходится проходить многим актерам, у нее не было. Сцена изначально была родным и близким местом, как нечто обычное, как дом. Как своя кухня. Великолепно чувствуя себя под прицелом тысяч глаз, Евгения Ярцева всегда свободно и органично творит заданный образ... Кстати, на кухне у Евгении тоже все в порядке. Кто пробовал ее фирменное варенье из тыквы с лимоном, охотно подтвердит.

Мама звала ее «Жека»

«Мою жену зовут Морис».  Е. Ярцева в роли Терезы Труабаль,  А. Саранчин в роли Хьюго ТруабаляИ сегодня друзья зовут ее так же, не «Женя», а «Жека». Действительно, вслушайтесь: энергичное, активное «ка» гораздо больше подходит Евгении Борисовне, чем смягченное, размытое «ня». Решительная, иногда резкая, смешливая, рыжая, большеглазая — неудержимая и смелая Жека-заводила.

— Мама никогда не давала мне повода усомниться в себе, я никогда не боялась, что она подумает, что я не справлюсь с ролью, какой бы сложной она ни казалась, — рассказывает Евгения Борисовна, — надо только понимать, что делаешь и зачем, и все получится. Она говорила: «Не бойся, что не получится... Бойся, что не попробуешь». Вот я всю жизнь и пробую...

Она очень много трудится, и она энтузиаст. Всегда готова к работе и нацелена исключительно на исполнение своей роли. А какие организаторские способности! Ни один капустник в театре не проходил без ее активнейшего участия. А сколько команд КВН она вывела на сцену, сколько молодых талантов открыла...

— А вдруг нет настроения? Вдруг одолел сплин?

— Надо ущипнуть себя за одно место и идти работать. Иначе никак, человек от безделья дуреет. Почаще предъявляйте себе претензии, требуйте от себя большего. Так меня мама учила, так я стараюсь поступать и теперь...

— Что вы делаете, Женечка, когда вам хочется на кого-нибудь с досады накричать или устроить страшный скандал?

— Считаю до пяти.

Жека и 200 ее ролей

«Что? Развод?» Е. Ярцева – Джесси, А. Саранчин – РальфА вот тут сосчитать только до пяти не получится. Да и количество не показатель в актерском труде. Королевы и трактирщицы, лошадки и лисички, принцессы и злые волшебницы, томные красавицы и разбитные свахи — кого только не приходилось играть заслуженной артистке России Евгении Ярцевой. Конечно же, особенно удаются ей образы наших современниц, заставляющие зрителей то расплакаться, то рассмеяться, а главное — задуматься о собственной жизни, что, согласитесь, по плечу далеко не каждой актрисе. Все свои роли она помнит... И не может назвать любимую, они все одинаково дороги ей. Каждую она бережно нанизывает, как жемчужину за жемчужиной, на длинную-длинную нить судьбы. И нет такой силы, что заставила бы ее отказаться от этой великой работы. Она убеждена: все в жизни нужно зарабатывать трудом. Даже везение.

Особенности текущего сезона

«Большая Зебра».  Е. Ярцева роли Жизели— В этом сезоне мне очень повезло, — продолжает Евгения, подливая мне в кружку горячего чая, — в конце августа у нас в театре проходил творческий семинар-лаборатория, организованный Государственным Театром Наций и Министерством культуры России. Я участвовала в постановке драмы «В тени виноградника» вместе с Федором Кушнаревым. А ставила спектакль, вернее эскиз спектакля, молодая, но уже известная режиссер из Москвы Анна Гусарова. Это было такое счастье! Это была проверка на прочность, испытание, профессиональный экстрим. Именно в такие моменты приходит актерское счастье — оно такое эфемерное, такое мимолетное. И никогда не приходит в нашу жизнь с громом аплодисментов. Обычно то, что дарит ощущение счастья, приходит в тишине, с пониманием. Вот пережили этой осенью наводнение, театр подмыло, опасная была очень ситуация... Но мы все равно репетировали «Женитьбу», готовились к открытию сезона. И сейчас вспоминается это время как что-то хорошее, несмотря на то, что и холодно было, и страшновато... Но работать было очень интересно.

Жека и ее мужчины

«Неугомонный дух».  Е. Ярцева и А. Евдокимов — Есть ли у вас, Евгения Борисовна, предпочитаемый мужской тип? Кто ближе всего к нему — Балуев, Бероев или Башаров?

— Жан Рено. Ну, шучу, конечно, это глупость — искать свой мужской «типаж». Мужчина должен быть умен, обязательно с чувством юмора, и желательно, чтобы понимал тебя. А вообще-то главные мужчины в жизни актрисы — это режиссеры. Существуя внутри спектакля, трудно судить о нем. Но если режиссер стоящий, то можно быть спокойной — все получится.

— То есть вы относитесь к той категории актрис, которые убеждены, что успех спектакля целиком и полностью зависит от режиссера?

— Конечно. Если он понимает, чего хочет и как этого добиться, то работа получится интересной. А если не понимает и надеется, что актеры вытянут, — хорошего не жди.

— И кого бы вы могли упомянуть в числе особенных?

— Режиссеров у меня было много... Начинала еще с Валерием Александровичем Барским, он мой «театральный папа», очень памятное с ним было время взросления. Полезно было поработать с Александром Ильиным — «О, женщины», «Вишневый сад» он у нас ставил, «Колдунью» — помните?

— Это незабываемо. А еще многие комсомольчане, думаю, хорошо помнят вашу работу в спектакле «Свободная пара», когда вы — одна (!!!) — сорок минут на сцене — и фонтан эмоций! Андрей Лапиков, московский режиссер, тогда приезжал на постановку. А что сейчас?

— Сейчас у нас, как мне кажется, удачный творческий тандем с Сашей Саранчиным, он как никто чувствует время, у него удивительный слух, вкус... Много положительных отзывов получает спектакль «Ночь святого Валентина» — замечательно, что мне удалось поработать с понимающим режиссером и с этим глубоким материалом.

Особое отношение к лошадям

«№ 13».  Е. Ярцева – сестра Гледис Фостер,  Д. Баркевич – ПигденМы познакомились с Женечкой в далеком 1992 году, когда она у себя в гримерке примеряла костюм... Лошадки для детского утренника. К участию в сказках Евгения Борисовна относится с особенным трепетом. Здесь всегда можно что-нибудь новое, необычное попробовать, для детей играть — одно удовольствие. И та Лошадка запомнилась почему-то особенно. И вообще, с лошадьми у Жеки отношения особые... Маяковского и его «Хорошее отношение к лошадям» не раз читала со сцены, прочувствовала до самых костей.

— А еще есть такая старая индейская поговорка: «Лошадь сдохла — слезь». Это что касается расставания с прошлым. Казалось бы, все ясно, но... Часто мы начинаем уговаривать себя, что есть еще надежда... Организовываем мероприятие по оживлению дохлой лошади, сидим возле нее, уговариваем ее не быть дохлой... Но надо признаться: если она сдохла — слезь. И забудь, не таскай за собой прошлые обиды, неприятности и привязанности.

В этом вся Жека, ее решительный характер, фантастический оптимизм, открытость новому — ощущениям, впечатлениям, занятиям. Верхом на лошади Ярцева впервые скакала не где-нибудь, а по бескрайним степям Казахстана. Со смехом она рассказала и о том, как в Тунисе оседлала уже не лошадь, а верблюда, который тоже оказался норовистым и на всей скорости помчал ее в пустыню... Вот пустыни ей только не хватало...

Жека и весь остальной мир

«Волшебная ночь». Е. Ярцева в роли Бабы ЯгиПекин и Канары, Вена и Прага, Кипр и Мальта, Братислава и Барселона... Сувенирные тарелочки из этих мест украшают целый простенок в квартире Евгении. А как начнет рассказывать — заслушаешься. Про водопады и пещеры на Плитвицких озерах в Хорватии, про фантастичный лунный вулканический ландшафт острова Лансерот, про каменные узорчатые орнаменты храмового комплекса Анкор Ватт в Камбодже, про то, как это прекрасно — стоять на мосту Риальто и слушать песни венецианских гондольеров.

— И вот что мне непонятно еще, — горячо продолжает Евгения, — ну приехал ты по турпутевке в Венецию. Может, один раз в жизни! И вот предлагают прогулку на гондоле. И что же денег-то жалеть?! Вернешься домой с зажатыми в кулачке купюрами, а красоту небесную этого города так и не познаешь, это же впечатления на всю жизнь! Мы с подругой в Испании и на корриду ходили. Очень волнующе, просто до слез, интересно — жуть!!!

«Неугомонный дух». Е. Ярцева в роли РутЖекины метаморфозы

В галерее современного искусства «Метаморфоза» Евгения Ярцева — свой человек. Еще бы, ведь именно здесь состоялось уже несколько выставок ее работ — рукодельных, живописных, графических. Макраме, аппликация из кожи, беглые зарисовки, наброски образов, посетивших ее во сне или во время размышлений над очередной ролью.... Никогда она не сидит без дела, с жадностью познавая новое. И всегда, когда иду на вернисаж в «Метаморфозу», я знаю, что встречу там Евгению Ярцеву.

— Зачем я хожу сюда? — она удивлена моим вопросом. — А для самообразования. Чтобы пообщаться с умными людьми. Это то место в городе, где художники, поэты, музыканты делятся с нами зрелищами, восхитившими и потрясшими их в разных полушариях планеты. Искусство — это же так огромно и так многогранно! Когда вижу что-то, что непонятно мне, я никогда не говорю: «Что за ерунда, я такого не понимаю и не принимаю». Я пытаюсь понять, спрашиваю, и мне объясняют. И открывается новый мир, и это так здорово, когда приходит понимание!

Татьяна ЧАНОВА
Фото из архива Евгении ЯРЦЕВОЙ