Немного художники

В коллекции Дальневосточного художественного музея появился необычный арт-объект – «Детский музей». Но прежде чем стать частью музейного собрания, он был представлен на выставке «Немного художники», состоявшейся во время XI международного фестиваля «Дни немецко-российской культуры в Хабаровске» (сентябрь, 2008). Этот дом, сколоченный из деревянных реек и фанеры и населенный фантазиями и сказками, – итог творческого проекта художника Мартина Хёрдума, журналиста Биргитты Хёрдум (Кёльн, Германия) и воспитанников хабаровского специализированного интерната для детей с ограниченными возможностями.

Мартин Хёрдум (творческий псевдоним Хингстмартин) – личность многогранная. Художник, скульптор, дизайнер, создатель арт-объектов, организатор многочисленных художественных акций в Европе, США, Африке, автор концепции самой крупной в мире художественной голограммы «Трезубец», которая в 1996 году увенчала крышу одного из зданий МедиаПарка в Кёльне. Он изобретает всякую всячину (мебель-трансформеры, самодвижущиеся объекты, автоматические складные колеса), экспериментирует с различными материалами, дает второй шанс уже, казалось бы, отжившим предметам, превращая их в объекты искусства. Что, к слову, и произошло в Хабаровске, где Хингстмартин представил арт-проект «Квартира художника. Внутренняя жизнь», используя для своего произведения старую мебель из мастерских хабаровских художников.

И все же, по признанию Мартина Хёрдума, на Дальний Восток он приехал главным образом для того, чтобы поработать с детьми, причем из социально незащищенных слоев, провести мастер-классы и придумать вместе с ними что-нибудь интересное. Такое желание абсолютно не случайно, поскольку в творческой жизни Хингстмартина серьезное место занимает музейная педагогика.

Итак, ровно неделю во дворе Хабаровского военно-исторического музея пилили, строгали, красили. Мартин Хёрдум и его супруга Биргитта создавали вместе с ребятами модель первого на Дальнем Востоке детского музея. Придерживаясь главного правила – никогда и ничего не диктовать и не навязывать детям, Хингстмартин дал им полную свободу творчества. На деревянной поверхности, покрытой белилами, появлялись образы животных, птиц, обитателей глубоких морей, выделывали сальто смешные клоуны, светило солнце и яркой россыпью падали звезды. Детские фантазии рождались в окружении достаточно грозных экспонатов – орудий и танков, но, по меткому замечанию Хингстмартина, в абсолютно мирной обстановке и под мирным небом.

Этот проект не потребовал больших финансовых затрат (Мартин говорит, что материалом для подобных идей может служить что угодно), но его духовное наполнение оказалось максимально насыщенным. По словам художника, он хотел прежде всего привлечь внимание взрослых, чтобы они увидели, как нестандартно и образно мыслят дети, как важно услышать их точку зрения и не мешать им проявлять собственные чувства. «Дети – это объект особого внимания, это то, чем нужно дорожить по-настоящему, – размышляет художник. – Но если взрослые останутся глухи к их проблемам и будут заняты только собой, лет через пятьдесят детей вообще может не быть…»

Хингстмартин убежден: пробудить художественные способности ребенка поможет обращение к собственному прошлому, настоящему, будущему. «Что я пережил?» «Что я видел?» «Где я здесь, в настоящем?» «Чего я боюсь и какие у меня желания?» Из этого личного спектра каждого ребенка выбирается какое-то событие, желание или эмоция (радость, беспокойство, страх) и на мастер-классе в непосредственном контакте с художником находит выражение в форме фигуры, объекта, картины.

Мартин и Биргитта отметили, что им было очень интересно работать с хабаровскими детьми, которые оказались творчески очень свободными. На память о совместной работе Хингстмартин подарил своим коллегам «волшебные» молотки и кисти и сказал, что теперь с их помощью каждый из ребят может вносить в свой мир новые краски и формы, воплощать мечты.

Елена ГЛЕБОВА
Фото Доротее ЛОГЕН (Берлин, Германия)