- Народное творчество. Сюжеты о любви
- Сюжеты о народном творчестве
- Грани духовности
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Единое пространство культуры
- Под звездой Марины Цветаевой
- Наши «Новые имена»
- Музей Амура
- «Салют Победы» над Россией
- Сказание о людях Амура
- Немного художники
- Дальневосточный бенефис. Театральная исповедь
- Играйте – если можете!
- Свадебный ципао в дар от Тифонтая
- Посвящение морской стихии. К 190-летию со дня рождения И.К. Айвазовского
- Родник творчества
- Ожерелье из калины
- Мир, открытый для добра
- Встречи в Дали
- Илья Дмитриевич ЛИХАНОВ
Два детских коллектива, театральную студию «Диалог» и кукольный театр «Сюрприз», объединяет не только центр детского и юношеского творчества «Восхождение» Железнодорожного округа, в котором они существуют уже двадцать лет, но и любовь к театру, игре. Ибо театр позволяет ребенку ощутить себя творцом собственной вселенной по имени Детство. Они играют и через игру постигают окружающую жизнь, в которой очень скоро им предстоит решать многие сложные вопросы. Хорошо, если и во взрослом человеке останется жить частичка детства, которое вдруг подмигнет озорной улыбкой, и окружающий мир, даже в самый пасмурный день, на мгновение станет похожим на праздник. Сюрприз из чемоданаЧто происходит с человеком, когда он берет в руки куклу и она начинает оживать – двигаться, задумываться, говорить?Маленький человек, размышляет художественный руководитель и режиссер кукольного театра «Сюрприз» Людмила Зинкина, однозначно верит в чудо. Потому что самое главное чудо кукольного театра – это оживление неживого предмета, когда артист и кукла сначала вглядываются друг в друга, потом начинают взаимодействовать, и вот кукла сначала робко, потом уверенней обретает самостоятельную жизнь – со своей историей, характером, привычками. Тут и начинается игра. – Мы с моими ребятами сколько раз наблюдали: приезжаем в загородный лагерь, там музыка, гомон, беготня. Кажется, никакими силами невозможно привлечь внимание аудитории. Но стоит взять в руки пару картофелин и на тарабарском языке начать диалог, как зал мгновенно замирает. Удивление, радость, восторг! Я не знаю, что происходит и как это называется. Чудо… Людмила хорошо помнит из детства, как бабушка, взяв платочек, сделала в нем узелок, надела на пальцы и из ничего, из ниоткуда, возникло что-то одушевленное, забавное, неожиданное – кукла. С тех пор девочка стала заниматься куклами, сооружая их из тряпочек, из бумаги, из всего, что попадало под руку. В первом классе самостоятельно сочинила свою первую куклу, она получилась смешная, без головы. –Я настолько была помешана на куклах, – смеется Людмила, – что к пятому классу маме все это порядком надоело, и она отвела меня в Дом культуры судостроителей, там работал кукольный кружок, которым руководил студент института культуры. Девочка с головой погрузилась в желанный мир, где ребята ставили спектакли, играли. Вскоре выяснилось, что Люда единственная, кто стремился создавать кукол. Уже ко второму спектаклю (это был «Теремок») она работала как художник, самостоятельно разрабатывала всех персонажей. И пошло – вырезание, выкраивание, конструирование. С подружками дома устраивала кукольный театр, в котором была и режиссером, и художником, и артисткой. Так что к моменту окончания школы вопрос о профессии для нее не стоял. Театр, только театр! После школы Людмила поехала в Питер поступать в институт театра, музыки и кино на отделение кукольного театра. Но там на девушку посмотрели с удивлением. Дело в том, что тогда в Хабаровске не было кукольного театра, а в институт набирали тех, кто приехал по направлению от театра, так что шансов поступить не было. – А доказать, что я смогу учиться, я тогда не сумела, увы, – комментирует Людмила Викторовна. – Вернулась домой, поступила в институт культуры на отделение режиссуры, курс набирал Станислав Таюшев, потом училась у Виктора Сорвина… Диплом после окончания института Людмила защищала кукольным спектаклем. По распределению попала в Дом культуры железнодорожников, там работал Валентин Дмитриевич Куликов, который когда-то был директором кукольного театра в Саратове и понимал в этом деле от и до. Когда он узнал, что Люда занимается куклами, сразу позвал к себе работать, несмотря на то, что она еще в школе училась. Когда Дом культуры закрыли на реконструкцию, она пришла в центр детского и юношеского творчества «Восхождение» и там организовала кукольный театр «Сюрприз». Официально театр ведет свою историю с 1988 года, то есть в этом году ему исполняется двадцать лет, а на самом деле он возник гораздо раньше, когда появилась Зинкина. Она шутит: «Там, где я, сразу возникают театр и куклы, это уже автоматически». За годы своего существования (а это гастроли, учеба, выступления перед различной аудиторией, фестивали) «Сюрприз» получил звание образцового детского коллектива, у театра масса всевозможных дипломов, призов и благодарностей. К ним приезжают люди из других городов и поселков, расспрашивают про кукольный театр. Поскольку «Сюрприз» единственный детский кукольный коллектив в крае, так долго работающий в этом жанре, Людмила Викторовна щедро делится опытом со всеми желающими, показывает, рассказывает, объясняет. Так возникли контакты с Амурском, Бикином, Биробиджаном, Ванино, Владивостоком. – Потом я тоже обращаюсь к коллегам с просьбой: а не могли бы вы принять коллектив на гастроли? То есть разместить детей, собрать зрителей. Они откликаются охотно. Так последние десять лет театр стал выезжать. Но это дело очень хлопотное, так что в основном положиться я могу только на самое себя.
Поездки, гастроли – это для детей что-то вроде игры, но в то же время именно в поездке, в общем быте, проявляются черты их характера, самостоятельность, чувство товарищества, дружбы. – Далее я отрабатываю с ними технологию. Всех кукол, которых вы здесь видите, сделали сами ребята. Материал, из которого они изготовлены, простой: бумага, ткань, перчатка. К концу первого года обучения ребенок мастерит своего любимого персонажа – кто удава, кто слоненка. На втором году он делает голову куклы в технике тяп-ляп (это мое ноу-хау, я даже выпустила брошюру по этой теме). Это просто: берется старый чулок, нитки, газеты, кусок картона и за полчаса голова готова. На третий год ребенок мастерит из папье-маше голову, оклеивает ее бумагой, разрезает, прибивает палочку, прибивает плечики и так далее. К четвертому классу он в состоянии самостоятельно сделать целиком всю куклу. Когда «Сюрприз» начинал свою деятельность, ребята делали разных кукол – перчаточных и планшетных, играли на ширме, на столе, на кубиках. Были чисто эстрадные номера с большими куклами, которые пользовались наибольшим успехом. Но такие куклы трудно хранить, неудобно возить. Поэтому со временем кукольники ограничились рамками тростевых кукол. Два чемодана, 6–8 человек участников, магнитофон, ширма, и можно спокойно играть на любой площадке. Детские садики, загородные лагеря, дома культуры – благодатная аудитория. Стоит открыть чемодан, включить музыку – и вот он, театр. Наверное, некоторые вещи только посредством куклы и можно выразить. Потому что есть образы, которые трудно, а то и невозможно, сыграть актеру. Попробуйте сыграть то, что требует обобщения – некий символ. А кукле это подвластно. Дети в театре сразу разделяются на две категории, размышляет Людмила Викторовна, дети-актеры и те, кто делает кукол. Игра начинается сразу, стоит взять пьесу в работу и прочитать ее. Тут фантазии нет предела, дети начинают сочинять героев, придумывать им характеры, привычки. И сразу за дело. Тигрята, зайцы, принцессы, солнышко в полоску, обезьяны – кто только не обитает в этой светлой мастерской, среди ширм и афиш. Веселый цветной мир детства! Есть куклы, переходящие из спектакля в спектакль, а есть уникальные, эксклюзивные. Репертуар Людмила Викторовна строит в основном на старой доброй проверенной классике. Также привлекает к сотрудничеству местных авторов: Елену Добровенскую, Марину Савченко, Веру Лебедь, Всеволода Лебедевича. – Я литературный материал сразу вижу на сцене и говорю, если что не так. Не все это принимают, у авторов свои амбиции. Поэтому у нас в репертуаре есть пьеса, которую я сама написала. «Принцесса и Свинопас» по мотивам сказки Андерсена. Захотелось сделать спектакль для конкретных детей, семиклассников, а им уже о любви интересно. Вот я и придумала на основе сказки Андерсена сочинить современную притчу. Спектакль «Принцесса и Свинопас» показали на краевом театральном фестивале. Говорят, что народный артист России Игорь Евгеньевич Желтоухов, который был в жюри, очень хвалил коллектив, отмечал динамику спектакля, занимательность сюжета. Сказал, настоящий сюрприз получился! В планах театра поставить национальную сказку – японскую или китайскую. Однако, несмотря на интенсивность жизни, существуют и проблемы, сетует Людмила Викторовна. Главная – ощущение некоего вакуума вокруг. Отсюда растерянность, пустота. А так хочется жить в контексте культуры, знать современные тенденции и направления кукольного дела. – Когда появился у нас в городе профессиональный кукольный театр, я думала, что вот теперь-то начнется новая жизнь, ведь кукольники – профессия редкая, на Дальнем Востоке этому ремеслу не обучают, поэтому если мы, те, кто занимается куклами, объединимся, то можно горы свернуть. Но когда театр открылся, единения не вышло, хотя я целый год проработала в нем – с Юрием Уткиным, он настоящий кукольник, с Леонидом Лехнером… До сих пор хожу на все премьеры театра, но последнее время меня настораживает тенденция играть все спектакли не на ширме, а на планшете. Осенью 2008 года в Хабаровске состоялся Третий Всероссийский театральный форум «Театр – время перемен». В этом масштабном проекте приняли участие ведущие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных российских городов. Для актеров драматического, музыкального и кукольного театров, а также режиссеров, хореографов, театральных художников и критиков в столице Дальневосточного федерального округа проводились семинары и мастер-классы. Это был глоток свежего воздуха для тех, кто занимается театральным делом! В рамках форума в краевом кукольном театре экспонировалась выставка «Сто кукол мира», которую представляла главный хранитель музея Государственного центрального театра кукол имени Сергея Образцова заслуженный работник культуры РФ Наталья Андреевна Кострова, она же куратор выставки. Собственно, это была не просто выставка, а путешествие в мир кукольных персонажей, знакомых нам всем с детства. По приглашению Людмилы Наталья Андреевна Кострова побывала в гостях у «Сюрприза», где с пристрастием и дотошностью профессионала вникала в их проблемы – рассматривала, расспрашивала, советовала. Похвалила за то, что ребята не изменяют традиции играть спектакли на ширме, сейчас этот жанр почти утрачен кукольниками. А главное, Кострова отобрала для своего музея Кота в сапогах – куклу, которую ребята соорудили в «Сюрпризе» под руководством своего преподавателя Людмилы Зинкиной. Хочется надеяться, что дружба эта будет продолжаться. – Спектакль – дело коллективное, это результат большой и сложной работы, – размышляет Людмила Викторовна. – В процессе его создания дети учатся общаться, фантазировать, учатся притираться друг к другу. Мне кажется, что театр – это больше чем просто выступления перед зрителями. Это путь к самому себе. Иногда кажется, что и спектаклей показывать никаких не надо, настолько мы, погруженные в свой мир, самодостаточны и счастливы. А потом понимаешь: нет, хочется, чтобы услышали, помогли разомкнуть привычный круг, поддержали. Все-таки двадцать лет уже. Продолжение диалога«Диалог – это разговор между двумя или несколькими людьми. Кто и когда впервые произнес это слово, послужившее названием нашему коллективу, никто не помнит. Но из множества предложенных мы выбрали это, ибо любой артист всегда мечтает о том, чтобы зритель понял его, поверил в искренность игры и сопереживал его герою. И хотя мы еще не артисты, только учимся, нам приятно, когда зрители не отпускают нас со сцены и долго аплодируют. И когда нам есть о чем говорить с ними после спектакля, значит, наш диалог состоялся». Так сформулировали свое творческое кредо участники театральной студии «Диалог» еще 20 лет назад. И все двадцать лет ее бессменным художественным руководителем является Наталья Васильевна Куклева. Закончив музыкальное отделение Хабаровского педагогического училища, Наталья по распределению попала в село Троицкое, работала там в школе, участвовала в агитбригаде при Доме культуры. Спустя год руководитель агитбригады посоветовала Наталье поступать в Хабаровский институт культуры на факультет режиссуры массовых представлений, там ее опыт выступлений на публике, сочинение сценариев будут как нельзя кстати. Но судьба распорядилась иначе. – Я поехала за компанию с подругой. Но в тот год набора на этот факультет не было, и мы подали заявление на отделение театральной режиссуры. Вышло так, что подруга отсеялась сразу, тогда я решила, что тоже не буду поступать. Пришла забирать документы, а мне в приемной комиссии говорят: «Когда получите двойку, тогда и приходите за документами». Пришлось идти сдавать экзамены. В результате Наталья набрала нужную сумму баллов и была зачислена на заочное отделение режиссуры института культуры на курс, которым руководил Валерий Громовиков. По окончании курса защитила диплом спектаклем «Два клена» по пьесе Евгения Шварца, который поставила на сцене школы № 78. Кстати, когда-то к этому спектаклю в народном театре Наталья сочиняла музыку. Наверное, это и было ее театральным крещением. Вообще вопрос «Театр или музыка?» то и дело возникал перед молодым специалистом. Наталья Васильевна вспоминает, что ей хотелось заниматься то одним, то другим. Но поскольку театр искусство синтетическое, включает в себя и музыку, и хореографию, то она выбрала театр. Хотя до сих пор благодарна педагогам музыкального училища за все, чему они научили, музыкальное образование помогает ей подобрать нужную мелодию к спектаклю или, если не устраивает подбор, написать музыку самой. В ее песнях до сих пор живет что-то неистребимо детское, до краев переполняющее радостью. – Я себя ощущаю в первую очередь педагогом, а потом уже режиссером, – признается Наталья Васильевна.– В 2008 году, когда системе дополнительного образования исполнилось 90 лет, я была удостоена диплома в номинации «Легенда дополнительного образования». И хотя легендой себя не ощущаю, но проработать в этой сфере двадцать лет – стаж солидный.
Студия «Диалог» возникала с чистого листа. Наталья ходила по школам, рассказывала ребятам о театре, агитировала, приглашала. Так, по крупицам, потихоньку, складывался коллектив, в котором сегодня насчитывается 90 человек. Теперь никого приглашать не надо, ребята сами находят дорогу в театральную студию. Помогают педагоги и родители школ, где учатся студийцы, два раза в неделю кто-нибудь из взрослых сопровождает самых маленьких из школы в студию. В студии работают педагоги по речи, вокалу, пластике. За двадцать лет «Диалог» трижды подтверждал звание образцового детского коллектива, участвовал во всех проходящих в городе театральных фестивалях, кроме того, юные артисты выезжали в другие регионы. В 2000 году «Диалог» принял участие в фестивале, который состоялся во всероссийском центре «Океан», где спектакль «Подснежники» был отмечен дипломом за высокий художественный уровень. А в 2005 году, участвуя в международном фестивале в городе Ольхон, что на Байкале, спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» победил в семи номинациях, в том числе за лучшую режиссуру. За последние пятнадцать лет ребята из студии «Диалог» объездили более 50 точек на карте края, и не только края – доехали со своими спектаклями до Иркутска. В студии сложились свои традиции. Первая – посвящение в студийцы, когда раз в год в марте, в день рождения студии, собираются ребята из всех групп вместе с родителями, веселятся, показывают друг другу свое умение и мастерство. Это своеобразный день открытых дверей. Также в начале года Наталья Васильевна проводит открытый урок для родителей, чтобы не только познакомить их с праздничной стороной студийной жизни, но и привлечь к проблемам. Спектакль – дорогое удовольствие. Кстати, о проблемах. – Я считаю, что главная проблема – это ты сам, – убеждена Куклева. – Если у меня есть проблема, значит, я хочу не того, что могу сделать. Надо реально смотреть на вещи и надеяться только на себя и своих ребят. Рассчитывать на собственные силы и возможности. Второй праздник в студии, не менее любимый, – бенефис выпускников. Он состоит из нескольких этапов – капустник, выступления родителей и спектакль, в котором принимают участие все выпускники. В прошлом году студийцы подготовили спектакль «Дикий» по сказке Андерсена «Гадкий утенок». А в этом году на прощание весело зацокал своими копытцами ершовский «Конек-Горбунок». Вообще к своему 20-летию студийцы готовились заранее, у организаторов была задача собрать всех выпускников, разбросанных по разным городам, а это Анапа, Санкт-Петербург, Владивосток… Хочется верить, что элемент творчества присутствует во всех начинаниях выпускников. Замечу, что самостоятельные творческие инициативы в «Диалоге» всегда приветствуются. Например, вместе с преподавателем Натальей Васильевной ребята написали пьесу по стихотворению Эдуарда Успенского «Разноцветная семейка». Спектакль получился веселый, фантазийный, яркий. На фестивале театральных коллективов, который проходил во Владивостоке летом 2008 года, жюри отметило высокий уровень и культуру спектакля. Студийцы надеются, что «Разноцветная семейка» – это тот спектакль, который будет передаваться из поколения в поколение и останется жить в студии. Сотрудничают студийцы и с местными авторами. Спектакль по пьесе Марины Савченко «Как заяц дракона победил», написанной по мотивам амурских сказок, принимал участие в краевом фестивале «Бубен дружбы» и получил диплом лауреата краевого смотра-конкурса творческих коллективов коренных малочисленных народов Севера в номинации «За лучшую режиссерскую работу». – Вообще, мне всегда интересен региональный компонент, который присутствует в драматургическом материале, – призналась Наталья, – он требует особого подхода, знания традиций и эпоса коренных народов. Для постановки танцев в студию специально была приглашена хореограф Лариса Саулова, ее танцы стали украшением спектакля. Каждый год студийцы выпускают не менее шести спектаклей. Самые последние работы, которые отмечает Наталья Куклева, – «Конек-Горбунок», «Сестра моя Русалочка»… На вопрос «А как же музыка?» Наталья ответила, что музыка продолжается, она по-прежнему пишет песни к спектаклям, сочинила «Фестивальную», «Студийный гимн»; кстати, она с удовольствием поет сама. Замечу, что деятельность студии не ограничивается рамками работы. Путешествия – еще одна грань жизни коллектива. В этом тоже проявились организаторские способности руководителя студии «Диалог» Натальи Куклевой, которая, по мнению коллег, умеет создать общий праздник, где все участники – артисты и зрители одновременно. Студийцы и их родители за годы существования студии были в Швеции, Финляндии, Париже, Голландии, Бельгии, Германии. Побывали также в Сочи, Москве, Санкт-Петербурге. Последние годы ребята открыли для себя бухту Окуневую под Находкой и вот уже семь лет выезжают туда отдыхать, это стало традицией. – Десять дней дети и их родители живут как одна большая семья. Вместе отдыхают, ходят в походы, строят планы на будущее. Это здорово – каждый день придумывать что-то новое, неожиданное, устраивать праздники. Студия – это мой четвертый ребенок после моих детей, которые уже выросли. В ней я нашла смысл и счастье. Светлана ФУРСОВА |
|||
|