- Народное творчество. Сюжеты о любви
- Сюжеты о народном творчестве
- Грани духовности
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Единое пространство культуры
- Под звездой Марины Цветаевой
- Наши «Новые имена»
- Музей Амура
- «Салют Победы» над Россией
- Сказание о людях Амура
- Немного художники
- Дальневосточный бенефис. Театральная исповедь
- Играйте – если можете!
- Свадебный ципао в дар от Тифонтая
- Посвящение морской стихии. К 190-летию со дня рождения И.К. Айвазовского
- Родник творчества
- Ожерелье из калины
- Мир, открытый для добра
- Встречи в Дали
- Илья Дмитриевич ЛИХАНОВ
Внешне эти дети ничем не отличаются от других таких же озорных и непоседливых, веселых и громкоголосых мальчишек и девчонок. Но есть у них одна общая черта – любовь к искусству. Эти ребята учатся в Хабаровской детской художественной школе, которой в 2009 году исполнилось 40 лет. За четыре десятилетия из ее стен вышло около двух тысяч выпускников. Не все посвятили себя изобразительному искусству, не все стали профессиональными художниками, но несомненно, что, приобщаясь к прекрасному, наполнили этим чувством свою жизнь. Школа обогатила их душевно, помогла постичь тайны красоты, научила по-своему видеть мир и этим сделала счастливее. И все же для многих своих учеников художественная школа стала первой ступенькой в большую жизнь искусства, помогла им сделать правильный выбор профессии. Вот что говорит о художественной школе и своем педагоге выпускник 1982 года, а сегодня главный художник хабаровского театра пантомимы «Триада» Павел Оглуздин: «Четыре года учебы в детской художественной школе стали жизнеопределяющими в моей судьбе и, наверное, самыми яркими воспоминаниями детства. В.К. Резниченко и тогда, и сейчас остается для меня первым учителем и главным авторитетом в жизни. Он сформировал во мне эстетическую позицию, вкус. На третьем году обучения Резниченко повел нас в Театр юного зрителя на спектакль С. Таюшева «Ричард III». Этот культпоход и определил мою дальнейшую профессию. После работы в художественном музее учеником реставратора судьба все-таки привела меня в театр, и я стал театральным художником». А вот слова выпускницы самого первого набора Елены Коробко: «Вспоминаю художественную школу – и на душе светло, радостно, тепло… Нас научили творчески видеть, понимать, думать о мире, в котором мы живем. Эта атмосфера творчества, добра и радости осталась на всю жизнь». Хабаровская детская художественная школа была открыта 15 сентября 1969 года с расчетом на 50 учащихся. Сейчас на дневном отделении здесь занимаются 300 детей и около 200 на подготовительном. С 1984 года здесь открыли вечернее отделение для взрослых. За годы существования художественная школа несколько раз меняла местожительство и лишь в 1979 году наконец-то обрела постоянную прописку в старинном двухэтажном особняке из красного кирпича по ул. Запарина, 26. Конечно, классные комнаты не отвечают всем требованиям художественной школы, но коллектив преподавателей постарался создать все условия для плодотворных занятий рисунком, живописью, композицией, скульптурой и декоративно-прикладным искусством. 40 лет – достаточно серьезный отрезок времени. За эти годы сложились определенные традиции, направления. А вот состав педагогов меняется редко, и многие работают здесь по 25 лет и более. Первым директором школы был Борис Павлович Шутый, первыми преподавателями стали Дарья Тихоновна Чижикова, Анатолий Викторович Макашин, Наталья Владимировна Хандожко. Позже сюда пришли В.Г. Старикова, В.И. Амельянчик, Л.Н. Блажнова, Г.Ф. Арапов, А.П. Лепетухин, Г.Н. Исаева, В.И. Федоров. За эти годы сменилось несколько директоров школы. После Б.П. Шутого ее возглавил П.П. Трач, затем на несколько лет его сменил Л.И. Вайсерман, а с 1982 по 1987 год школой руководил Ю.Ф. Ефименков, и вот уже больше двадцати лет на этом посту А.В. Киселев, вложивший немало сил в развитие школы. Но в первую очередь Александр Васильевич педагог, искренне любящий детей и передающий им свои знания. Много лет посвятили работе в школе преподаватели В.К. Резниченко, Н.Г. Бирюкова, И.М. Карташова, А.С. Сошин, Е.П. Полкуева, Л.Я. Нигай, Т.С. Лысова, Е.Т. Дунская, В.М. Овсянников, В.Д. Краснер, З.С. Амерханова. Приходят и молодые педагоги, среди которых Т.А. Димитрюк, Л.Ю. Грищенко (к слову, она одна из первых выпускников школы), Е.Н. Кошелева. Трудно говорить о ком-то в отдельности, потому что каждый преподаватель – художник, личность, опытный педагог. По окончании института они пришли сюда работать и всю жизнь посвятили детям. Не случайно бывшие выпускники даже спустя много лет с благодарностью вспоминают своих учителей. Более тридцати лет работает в школе Вячеслав Константинович Резниченко, преподает рисунок, живопись, композицию и параллельно занимается творчеством, создавая живописные пейзажи, натюрморты, работы в стиле ню. В 1998 году в Арт-подвальчике Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры был представлен совместный проект В.К. Резниченко и В.Д. Краснера «Цветы и женщины – что может быть прекрасней». После этого Резниченко стал постоянным участником многих городских выставок, осуществил несколько персональных проектов. С 1986 года, когда в школу пришел Виктор Михайлович Овсянников, окончивший Абрамцевское художественно-промышленное училище, в расписании появились уроки декоративно-прикладного искусства, на которых ребята знакомятся с художественном обработкой самых разных материалов. На уроках этого педагога дети изучают народные ремесла, традиции славянских народов и аборигенов Приамурья, пробуют свои силы в работе с деревом, берестой. Почти все дети любят заниматься лепкой. На занятиях по скульптуре под руководством опытного преподавателя Ирины Михайловны Карташовой ребята познают пластические свойства глины, делают первые шаги в скульптуре малых форм и декоративной росписи. Сама Ирина Михайловна как художник-скульптор участвует во многих выставках, которые проводятся в Хабаровске. На уроках преподавателей Е.Т. Дунской и Т.С. Лысовой ребята знакомятся с историей развития изобразительного искусства и архитектуры от древних наскальных рисунков до произведений современных художников. За четыре года обучения в детской художественной школе они узнают имена великих мастеров эпохи Возрождения, знакомятся с полотнами известных русских и зарубежных живописцев, с направлениями современного искусства. Александр Семенович Сошин работает в школе с 1985 года. Прекрасный живописец, он тонко чувствует натуру как в состоянии природы в любом пейзаже, так и в состоянии души человека в портрете. Обладая тонким чувством юмора, Александр Семенович создает замечательные дружеские шаржи. Причем в его коллекции есть настоящие раритеты – шаржи с автографами на знаменитых писателей с мировыми именами, таких как А.И. Солженицын, Астрид Линдгрен, Джеймс Олдридж и др. Лично для меня художественная школа тоже стала важной частью жизни, ведь работаю я здесь уже около двадцати лет. За это время многие мои ученики окончили высшие и средние специальные учебные заведения, стали художниками, дизайнерами, архитекторами, модельерами, стилистами. А кто-то пошел по пути своего преподавателя и работает в хабаровских школах. Как живописец я участвую во многих городских выставках, провел несколько своих персональных выставок, неоднократно выставлялся вместе со своими учениками. Основные предметы, которые преподаются в школе, – рисунок, живопись и композиция. Учащиеся пробуют свои силы в различных видах графики, познают законы цветоведения и работу с различными материалами живописи. Но жизнь многообразнее школьных уроков. В конце учебного года наступает летняя практика – две недели работы на пленэре. Когда-то это были выезды на базу отдыха художников в село Сикачи-Алян, на Петропавловское озеро, на Воронеж. Вот как вспоминает об этом выпускница 1974 года Т.С. Лысова, которая сегодня преподает в художественной школе историю искусств: «Помню, как вывозили нас на пленэр на берег Уссури. Мы удивились: «А что здесь рисовать? Полоска берега (песок с галькой) и линия горизонта, делящая небо и воду». И слышим в ответ: «Пишем этюды акварелью. Посмотрите, какие большие белые облака, как их отражения медленно плывут по воде…» Нам словно открыли глаза и ввели в святилище Храма Природы. Мы стояли притихшие и завороженные. Это было потрясающее зрелище: вечная красота природы и почти остановленное, растянутое на доли секунды время. Облака и их отражения, взаимно перетекая, растворяли и смещали границы неба и воды. Они плыли очень медленно и плавно, как в замедленной съемке. Мы молча и сосредоточенно писали свои этюды…» В наше время такие выезды на природу стало проводить все сложнее, и поэтому летняя практика проходит в основном в городе. Наши дети по-настоящему влюблены в свой город, в свой край, они с удовольствием делают зарисовки городских пейзажей, очень любят ходить на этюды на берег Амура. Жаль, что школа не располагает своим выставочным залом и пока что его роль выполняет небольшой вестибюль, в котором постоянно экспонируются работы детей. Однако это не мешает проводить выставки за пределами школы: в кинотеатрах, домах культуры, общеобразовательных школах, в Дальневосточном художественном музее, в картинной галереи им. А.М. Федотова. Традиционными стали совместные выставки преподавателей и учеников, а также участие наших ребят в международных конкурсах детских рисунков в Японии, где они неоднократно отмечались призами и медалями. Каждый год 1 сентября школа наполняется звонкими голосами. Ребята вновь окунутся в мир красок и цвета, забьют родники творчества юных художников. Двери школы открыты для всех детей, желающих научиться рисовать и видеть красоту мира, в котором мы живем.
Виталий КРАСНЕР, |
|||
|