Сказание о людях Амура

В Дальневосточном художественном музее состоялась ретроспективная выставка  «Люди Амура».

Дальний Восток на протяжении всего ХХ века восхищал российских мастеров кисти своей энергетикой, мощью, неповторимостью природы. Здесь, среди сиреневых сопок и высокого неба, даже на улицах дальневосточных городов и поселков, продуваемых ветрами, ты ощущаешь близость Космоса, который, кажется, что-то шепчет тебе на ухо, дышит в затылок. Во все времена языком изобразительного искусства московские, питерские, дальневосточные художники старались передать природу и самобытность людей, населяющих этот край, а также уникальную древнюю культуру коренных народов Приамурья – нанайцев, ульчей, нивхов, удэгейцев. Как отмечает искусствовед, зав. отделом народного искусства ДВХМ и куратор выставки «Люди Амура» Татьяна Лементович, попытка понять и осмыслить культуру другого народа, живущего рядом, – исконное свойство русской интеллигенции. А обычаи и национальные обряды – это те особенные признаки культуры, которые наглядно отражают этническую специфику народа.

Беляев В.П. Комсомолка-гилячка Анна Павловна Чочик. 1928. Бумага, карандашГусак Г.В. Нюра Килендзюга – художница. 1935. Холст, маслоВысоцкий В.Н. Удэгейская мать. 1941.  Холст, масло

Судя по датам, коллекция Дальневосточного художественного музея, ставшая основой экспозиции «Люди Амура», формировалась с 1928 года.

– Мы продолжили и продолжаем эту тему, – рассказывает Татьяна Лементович. – Года три назад в нашем музее уже экспонировались графические работы из этой коллекции, объединенные названием «Человек Земли». И тогда же возникла идея устроить подобную выставку более расширенного плана, ведь в фондах хранится много прекрасных живописных полотен на эту тему. К счастью, на открытии экспозиции «Человек Земли» присутствовала консультант отдела по делам КМНС министерства природных ресурсов Валентина Григорьевна Шабельникова, у которой мы сразу нашли понимание. Собственно, благодаря помощи министерства природных ресурсов выставка «Люди Амура» вообще состоялась. Работы охватывают период в два века и готовились к экспозиции около трех лет. Каждую картину наши сотрудники придирчиво осматривали, одевали в раму, некоторые из работ требовали тщательной реставрации, и их вывозили в мастерские имени Игоря Грабаря. Но основной критерий, по которому отбирались картины, это художественность. Министерство природных ресурсов профинансировало также издание каталога-альбома.

Вообще этой выставке, главная задача которой показать культуру коренных народов через лучшие произведения художников, работавших в этой теме в разное время, успех был предопределен  изначально. Потому что время, в которое создавались эти работы, можно назвать классическим. Кроме того, есть картины, которые по прошествии времени звучат глубже и ярче, чем в то время, когда создавались, ибо начинают представлять культурно-историческую ценность. Время – хороший цензор… Ощущение быстротечного времени выражено в произведениях Григория Гусака, Евгения Короленко, Василия Беляева. А как мощно прозвучали прекрасные картины Евгения Фентисова!

Бельды А.И. Портрет проводника Арсеньева Гейкера-Комбоки. 1973. Холст, маслоСахатов В.Т. Рыбачки. 1982. Холст, маслоФентисов Е.М. Посадка сети. 1989. Картон, пастель

В процессе подготовки у организаторов возникла мысль опубликовать автопортреты или портреты художников, чьи работы представлены на выставке. Неоценимую помощь в этом оказали коллеги – сотрудники Комсомольского-на-Амуре музея изобразительного искусства, Комсомольского-на-Амуре городского краеведческого музея, Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, картинной галереи им. А.М. Федотова. Татьяна Лементович говорит о том, что экспозиция собиралась по крохам, но крохи эти очень яркие. Портреты Георгия Цивилева, Георгия Ли Гирсу, которые они предоставили, значительно украсили и обогатили альбом «Люди Амура».

Кстати, поиск архивных материалов, сведения об авторах, которые удалось узнать и опубликовать, тоже способствовали более углубленному восприятию выставки. В результате получился сказ о народе. Свое-образный памятник, но не помпезный, а очень теплый, искренний и красивый.

– Я оцениваю выставку как большой яркий проект, который в художественной жизни края можно назвать крупным событием, – размышляет куратор проекта. –  Когда я пригласила на открытие священника отца Ефрема, он заметил, что для него, человека, неплохо знакомого с эпосом амурских аборигенов, она прозвучала откровением, через выставку ему открылась душа народа.

Еще один интересный штрих. Во время работы над столь масштабным проектом стали пополняться фонды музея. Художница Галина Кабанова подарила картину своего мужа Михаила Сергиенко «По ягоды», свой этюд к работе «Вышивальщицы», передала в архивно-мемориальный фонд музея личную переписку с Сергиенко. В дар музею передал свою работу Александр Лепетухин, Антон Вольгушев подарил работу своего отца Евгения Вольгушева – прекрасный портрет художника Анатолия Плахова.

– Когда работаешь над большим проектом, то многое приходит как бы само собой, откуда и не ждешь, а что-то знакомое открывается с неожиданной стороны, – рассказывает Т. Лементович. – Я до сих продолжаю делать запросы в различные города по поводу той или иной работы или художника, получаю ответы. Выставка – как круги на воде, которые долго еще будут расходиться.

Экспозиция включила 90 произведений живописи и графики из собраний музеев Хабаровского края и ДВХМ. Это работы разных жанров и техник: портрет и пейзаж, сюжетная картина, графитный рисунок с натуры, пастель, тушь, акварель. Кроме того, по разделам были представлены меховая мозаика, моржовый клык, гравировка, шитье и вышивка по меху и коже.

Став частью программы Первого Дальневосточного международного фестиваля художественных ремесел коренных народов «Живая нить времен», выставочный проект «Люди Амура» прозвучал мощно и красиво, что было отмечено гостями фестиваля, перед которыми открылось все богатство и многообразие замечательной коллекции ДВХМ. По выставленным работам, уверена Татьяна Лементович, можно судить о научном и художественном потенциале музея в целом. А для коренных народов Приамурья это событие – поддержка и признание.

Светлана ФУРСОВА
Иллюстрации работ из коллекции Дальневосточного художественного музея