- Народное творчество. Сюжеты о любви
- Сюжеты о народном творчестве
- Грани духовности
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Единое пространство культуры
- Под звездой Марины Цветаевой
- Наши «Новые имена»
- Музей Амура
- «Салют Победы» над Россией
- Сказание о людях Амура
- Немного художники
- Дальневосточный бенефис. Театральная исповедь
- Играйте – если можете!
- Свадебный ципао в дар от Тифонтая
- Посвящение морской стихии. К 190-летию со дня рождения И.К. Айвазовского
- Родник творчества
- Ожерелье из калины
- Мир, открытый для добра
- Встречи в Дали
- Илья Дмитриевич ЛИХАНОВ
Айвазовский… есть звезда первой величины…
Иван Константинович Айвазовский, художник с мировой известностью, стал первым из русских живописцев, посвятившим целиком свое творчество изображению моря. За долгую и плодотворную жизнь ему удалось создать около шести тысяч произведений, которые находятся почти во всех музеях России, а также в крупнейших галереях мира. Думаю, излишне вызывать интерес к творениям этого великого мастера фактами, подобными тем, что в 2003 году его картина была похищена всего за две минуты из государственного музея, а в нынешнем году аукцион Sotheby,s в надежде повысить покупательский спрос, выставил в залах Третьяковской галереи в ряду произведений искусства одну из работ Айвазовского. Однако лучшие его полотна хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Феодосийской картинной галерее. В Дальневосточном художественном музее, среди работ русских мастеров пейзажной живописи Г.Г. Чернецова, С.Ф. Щедрина, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, на отдельной стене зала русского искусства достойное место занимает уникальная картина Айвазовского «Морской вид», созданная в 1895 году и поступившая к нам из Государственного Русского музея в 1931 году. В ней с необычайным мастерством переданы и прозрачность воды бесконечного южного моря с пенистыми гребнями волн, и неотделимое от него еще более бесконечное небо. Широкий вольный размах волн создает впечатление огромной мощной стихии. Перед нами реально предстает величественное водное пространство, колеблющееся мерным ритмом. Море живет под кистью живописца. Мы неотвратимо вовлечены в мир морской стихии, беспрестанно сменяющихся волн, созданный вдохновенным поэтом, виртуозным мастером и певцом моря Айвазовским. Он сумел достичь неотделимых от зрительного образа шумовых ассоциаций. В нашей памяти возникает ритм мелодий из произведений Николая Андреевича Римского–Корсакова: «Море», «Садко», «Шахерезада». Художник дружил с композиторами, поэтами, многие из которых воспевали его картины в стихах, был радушен и не скрывал секретов своего мастерства – неизменного на протяжении всей жизни. Для каждой картины он брал три – пять цветов (обычно голубые или розовые, желтые или лиловые, зеленые или синие). Этот цветовой строй использовался в изображении не только неба и воды, но и в написании скал, растительности, земли и гор. Этим художник достигал обобщенности, спаянности всего построения произведения. Невероятно, но при всей спаянности каждый фрагмент его картины легко организуется в законченную тему. Видимо, южный темперамент художника требовал такой предельной насыщенности, а зритель, включенный в сюжет большинства его картин, непременно должен был совершать героические действия. Художник-романтик разрешал своим ученикам перенимать технику того или иного живописца. Во всем остальном он наставлял их на подражание исключительно одному мастеру – природе. Айвазовский никогда не перегружал холст краской: он умел протереть ее едва заметным слоем в небе и дальнем плане, а жирным мазком положить на освещенных местах переднего плана и бликах на воде. Широко применял лессировки, то есть нанесение тонких слоев прозрачных красок на более плотные красочные слои. Причем волны он лессировал у их основания, чем придавал глубину красочного слоя и достигал эффекта прозрачности воды. Глядя на это полотно, мы восхищаемся красотой бурного моря, не ограниченного береговой линией. Художнику удалось передать трудноуловимые для любого живописца эффекты движения воды, отражение солнечного света в правом углу полотна. Весь передний план картины заполнен диагонально идущими к горизонту волнами. Они динамично движутся одна за другой и своим мерным чередованием придают всей картине особый величавый строй. Еще в глубокой древности считалось, что в движении морских волн есть ритмическая последовательность, при которой через определенные промежутки времени одна волна бывает крупней, чем все остальные. Картина «Морской вид» – свидетельство особого дара художника увидеть красоту близкой ему стихии не только в эффектных проявлениях, но и в строгом ритме ее движения, в скрытой потенциальной мощи. Созданное им на полотне море – превосходный образ возвышенного. Безграничное, бесконечно подвижное и бездонное, оно – первичная стихия, через которую ощущаешь собственную временность. Во время бури, разрушающей любую устойчивую форму, та точка, на которой можно было бы зафиксировать внимание, повисает в воздухе, и становится сомнительной уже сама способность мышления. Есть от чего прийти в восторг, замерев возле полотна И.К. Айвазовского «Морской вид»! Только такой мастер, приверженец романтизма, профессор Академии художеств, во всех тонкостях изучивший эффекты освещения и природу моря, отличающийся необыкновенной памятью, принимавший участие в десантных боях Черноморского флота, был способен с чрезмерной легкостью и быстротой создавать подобные шедевры.
Наталья СТАРУН, |
|||
|