- Народное творчество. Сюжеты о любви
- Сюжеты о народном творчестве
- Грани духовности
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Единое пространство культуры
- Под звездой Марины Цветаевой
- Наши «Новые имена»
- Музей Амура
- «Салют Победы» над Россией
- Сказание о людях Амура
- Немного художники
- Дальневосточный бенефис. Театральная исповедь
- Играйте – если можете!
- Свадебный ципао в дар от Тифонтая
- Посвящение морской стихии. К 190-летию со дня рождения И.К. Айвазовского
- Родник творчества
- Ожерелье из калины
- Мир, открытый для добра
- Встречи в Дали
- Илья Дмитриевич ЛИХАНОВ
В 2008 году в Арт-подвальчике краевого общественного благотворительного фонда культуры состоялась персональная выставка Людмилы Рязановой. На ней художник представила мир, состоящий из предметов, словно созданных для радости и любования: изящное панно, выполненное из старой пластинки, картина из разноцветного зерна. А вот нити бус из семечек калины и облепихи, которые даже на взгляд кажутся теплыми, словно в них сконцентрировалась красота незакатных летних деньков. Или старинная брошь, на деле оказавшаяся обыкновенной картонкой, обтянутой кусочком трикотажа, в центре которой вышивка – крошечный скромный цветок на черном фоне. Людмила Михайловна Рязанова родилась на Алтае в селе Омутском. Закончила Павлодарское училище декоративно-прикладного мастерства. Преподавала в школе, учила детей творить красоту. На Дальний Восток ее забросила военная служба мужа. – Деревня, где я росла, была многонациональной, – рассказывает Людмила Михайловна.– У украинцев, помню, в домах все яркое, праздничное, глаз не отвести. И песни! Я их не заучивала специально, но они, видимо, откладывались где-то в глубинах сознания, чтобы потом прорасти в памяти. Сколько себя помнит, Людмила всегда занималась творчеством, с детства. Наверное, это шло от мамы, которая, придя с работы, садилась у керосиновой лампы под абажуром и вышивала. Рушники, скатерти… Она и сейчас в свои 90 лет не может сидеть без работы. – Помните куколок, которых все мы в детстве любили вырезать из картона, а потом наряжать в разные бумажные одежки? У меня такое ощущение, что это мое ноу-хау. Во всяком случае, хорошо помню, как ко мне приходили дети со всей деревни с просьбой нарисовать им кукол с комплектом одежды. А чего только я не строила из пластилина! Целые города, с улицами, домами. Хотя города тогда я и в глаза не видела. Всю жизнь, вспоминает Людмила Михайловна, она оформляла стенгазеты, рисовала, была заводилой, увлекалась спортом. После училища работала директором сельского Дома культуры, организовала там хор. Потом школа, где учила детей всему, что умела делать сама. Эх, тогда бы сегодняшние возможности! Сколько сейчас различного материала, журналов, специальной литературы – бери не хочу. А тогда кроме «Работницы» (у нее дома до сих пор хранятся старые подшивки этих журналов) ничего не было. Возьмется перелистывать, да и присмотрит для себя что-нибудь. Дополнит, разовьет тему, глядишь, и появилось на свет свое, неповторимое. Как сказали бы сейчас, эксклюзивное. Художники знают: чем скуднее средства, тем больше работает фантазия. Особенно, если человек умеет создавать красоту из ничего. Впрочем, красота разлита в окружающем мире, уверена Людмила Михайловна, надо лишь суметь разглядеть в обычной коряжке вытянутую фигуру, по дороге с дачи подобрать сухой прутик или длинную травинку. Спрятать их до поры, а потом в зимние долгие вечера, когда в доме все уснут, достать из заветной коробочки эти лесные сокровища и начать фантазировать. «Лето, – уверена Людмила Михайловна, – пора накоплений. А зима, она для творчества». И возникают под ее руками причудливые рамки, сделанные из рекламных проспектов, которые почтальоны пачками бросают в наши почтовые ящики. Для кого-то это мусор, а для нее материал для творчества. Или взять треснувший цветочный горшок. Одни выбросят как ненужный, отслуживший свое, а она обмажет пластилином, украсит камешками, собранными на берегу речки, выложит их узорами – вещь! Может витраж сотворить, и для этого вовсе не обязательно иметь стекла какие-то необыкновенные, можно обычную дощечку так раскрасить, что любо-дорого смотреть, не отличишь от настоящего. А вот сосновая кора, волной обточенная, солнцем пронизанная, плывет по реке прямо в руки, светится вся. Из нее, если взять иглу и тонкую капроновую леску, красивые украшения получаются – ожерелья, браслеты.
Людмила Михайловна руководит клубами «Волшебница» и «Мастерица» при городских домах ветеранов, помогает оформлять выставки, сама принимает в них участие. Для ее учениц клуб – это прежде всего общение, а значит, жизнь, творчество. Еще одна немаловажная сторона жизни Людмилы Рязановой – участие в украинском хоре «Криница», которым руководит Наталья Романенко. Репетиции, выступления, поездки... Хор не раз был участником фестивалей различных уровней, в том числе международных. В 2006 году участники хора ездили в Киев, где с успехом демонстрировали свое искусство. Хор «Криница» выступал также на юбилее Хабаровска. Приятно, что билеты спрашивали аж на другой стороне улицы, говорит Людмила Михайловна. В «Кринице» все настоящее – песни, костюмы. Участникам хора хочется, чтобы Украина была представлена подлинными произведениями искусства, чтобы в этих красивых напевах звучал глубинный голос украинского народа. Заветная мечта Людмилы Рязановой – вернуться еще раз, хоть ненадолго, на родину. Омутское – село красивое, Алтай не зря называют Швейцарскими Альпами. – Говорят, дом наш все еще стоит на прежнем месте, покосился, правда. Помню, как мы за черемухой лазили в колхозный сад. Дома своя растет, и крупнее, и лучше, но колхозное слаще. А то пойдешь за смородиной (облепиху, смородину там никто не садит, они сами растут), до Оби дойдешь, вынешь из узелка кусочек хлеба, окунешь в реку – вкуснотища! Хлеб у нас сами выпекали в печи, мне кажется, с тех пор я ничего вкуснее не пробовала. Хочу на родину страшно. Я всю дорогу от Барнаула наизусть помню, каждый кустик, каждый поворот вижу. Все это: березы, сосновые боры, заросли черемухи и калины, перевитые душистым хмелем, а также зимние сугробы, снежные крепости – можно увидеть в работах Людмилы Рязановой. Ей кажется, что детство никуда не ушло, осталось там, в далеком Омутском, прячется среди черемуховых садов, плещется в чистых речках, несется с горки на стареньких санках – все дальше, дальше… Не догонишь. Светлана ФУРСОВА |
|||
|