Историк русского зодчества Николай КрадинПамятники архитектуры — своеобразная летопись мира. Воплощенные в дереве и камне, они отражают социальное и экономическое состояние города на разных этапах, уровень его культуры и образованности. В одной из статей, посвященной истории Хабаровска, Н. П. Крадин писал, что этому городу повезло: основатели выбрали для него удивительно живописное место. Но Хабаровску посчастливилось и в том, что здесь живут люди, которые изучают и сохраняют его историю. Без сомнения, к ним можно отнести и доктора архитектуры, заслуженного архитектора Российской Федерации Николая Петровича Крадина. Со школьных лет он мечтал стать архитектором. Хорошо рисовал и даже смастерил своими руками мольберт. Копировал картины Васнецова, Шишкина и других художников. Неудивительно, что в будущем выбрал профессию учителя рисования и черчения, ставшую первым этапом на пути к главному делу жизни. Семья Крадиных родом с Тамбовщины. В 30-х годах XX века в поисках лучшей доли дед Николая Петровича Максим Филиппович вместе с детьми приехал на Дальний Восток и обосновался в легендарной деревне Волочаевке. Петр Максимович Крадин поселился в Хабаровске, а 17 декабря 1938 года в его семье родился сын Николай. Перед Великой Отечественной войной Петра Максимовича призвали на военную службу. Оставшись без поддержки мужа, мать с четырьмя детьми перебралась в 1943 году в деревню к деду. Здесь и прошло детство Николая Крадина. У каждого ребенка «родом из войны», который пережил потерю близких, испытал голод, свои воспоминания о детстве. Именно тогда Николай по-настоящему понял смысл слов «земля-кормилица». С матерью и местными ребятишками ловил рыбу, собирал ягоды и грибы. Потом эти «дары» они продавали в городе, чтобы на вырученные деньги купить хоть какую-то одежонку или самые необходимые вещи. Необыкновенно вкусны были лепешки из мерзлой картошки. Как только сходил снег, Коля Крадин вместе с односельчанами выискивал ее на грядках. 9 мая 1945 года — Победа. День был вполне обычным: вместе с дедом они копали на огороде червей для рыбалки. И вот узнали от сельского почтальона радостную весть — война закончилась. Оставалось дождаться с фронта отца, Петра Максимовича, и этот счастливый день тоже пришел. Постепенно жизнь налаживалась. Купили корову, построили свой дом. Николай продолжил учебу, теперь уже в хабаровской школе-интернате № 40, был способным и эрудированным юношей, мечтал о профессии журналиста или архитектора. Но, к сожалению, все складывалось непросто. Николай не имел возможности получить высшее образование и в 1956 году поступил в Биробиджанское педагогическое училище на художественно-графическое отделение. Во время учебы пробовал силы в журналистике: писал для местной газеты небольшие заметки, статьи и репортажи, сопровождая их собственными рисунками, занимался в литературном кружке. В 1960 году Николай Крадин получил специальность «учитель рисования и черчения средней школы» и, вместе с группой однокурсников, — распределение в Бурятию, в поселок Онохой. Новоиспеченный специалист подошел к делу творчески, и 1 сентября дети вошли в класс, больше напоминавший выставочный зал: его стены украшали репродукции известных картин. Правда, долго работать в школе Николаю не пришлось: осенью 1961-го его призвали в армию. Армейская служба проходила в автотракторной мастерской, где солдаты занимались ремонтом военной техники. В это время он постоянно печатается в окружной газете «На боевом посту», не только рассказывая об армейской службе, но и размышляя о месте человека в обществе. Одна из сохранившихся статей младшего сержанта Н. Крадина называется «Жить только для себя — неинтересно». В ней он выразил свою гражданскую позицию, которой придерживается всю жизнь: «Надо служить с честью, по совести, не искать в жизни легких путей». Демобилизовавшись в 1964 году, Н. П. Крадин поступил в один из лучших вузов страны — на архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде. Пришла пора «оттепели», благотворно отразившаяся на развитии отечественной культуры, творчестве писателей и художников нового поколения и, конечно же, на процветании ленинградской школы живописи. Именно на это время пришлось студенчество Николая Крадина. За два с половиной века академия воспитала много поколений мастеров изобразительного искусства: живописцев, скульпторов, архитекторов. Многочисленные художественные выставки, лекции известных преподавателей, фундаментальная библиотека — все это помогало развиться таланту будущего ученого. Архитекторы и скульпторы — выпускники академии — строили и украшали многие города России и зарубежья. Сегодня без преувеличения можно сказать, что к их числу относится и Николай Петрович Крадин, сделавший очень многое для сохранения неповторимого колорита своего родного города. В автобиографии и воспоминаниях Николай Петрович пишет, что любовь к архитектуре и научной работе пришла во время студенческой практики в старинном городе Тобольске. Но не только это повлияло на его выбор: многочисленные экспедиции по уникальным историческим местам России позволили прикоснуться к памятникам русской архитектуры, обобщить полученный материал, а впоследствии подготовить кандидатскую диссертацию «Крепостное деревянное зодчество Сибири XVII–XVIII вв.», которую он успешно защитил в 1979 году без обучения в аспирантуре. Окончив академию в 1970 году, молодой специалист Николай Крадин вернулся в Хабаровск и начал работать во ВНИИТЭ (Дальневосточный филиал ВНИИ технической эстетики) главным архитектором отдела интерьеров. Отработав по распределению три года, он перешел на должность старшего преподавателя открывшейся в то время кафедры архитектуры Хабаровского политехнического института, где работали молодые специалисты из Москвы, Свердловска, Новосибирска и других городов. В 1979 году кандидат архитектуры Н. П. Крадин возглавил кафедру и до сегодняшнего дня с успехом продолжает передавать свое мастерство молодежи. Вместе со своим вузом Николай Петрович прошел все этапы становления, расцвета, упадка и, наконец, возрождения кафедры, где получили образование сотни архитекторов и строителей Дальневосточного региона. В 1983 году Крадин стал доцентом, а в 1992 году — профессором. Педагогическую работу он совмещал с научно-исследовательской: архивные изыскания, летние экспедиции, сбор материала по истории зодчества Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока продолжались на протяжении многих лет, и все это стало образом жизни. В 1988 году в Москве издана монография Н. П. Крадина «Русское деревянное оборонное зодчество». Ежегодно ученый печатал статьи и книги по архитектуре и истории, посвящал свои работы архитекторам Хабаровска. К началу 2000-х годов в библиографическом списке Н. П. Крадина насчитывалось 10 монографий и почти 400 статей, по результатам его исследований сложилась картина развития архитектуры на Дальнем Востоке. Итогом многолетней научной работы стала докторская диссертация «Русская архитектура Дальнего Востока XVII — начала XX в.». В 2003 году Николай Петрович Крадин стал первым доктором архитектуры на Дальнем Востоке. В архиве хранится рукописный доклад и отзывы на его диссертацию, сделанные доктором искусствоведения Е. И. Кириченко, доктором архитектуры К. Г. Туралысовым, докторами исторических наук В. Г. Дацышеном, Н. И. Дубининой, Н. А. Шиндяловым, доктором искусствоведения академиком РААСН И РАХ Д. О. Швидковским, доктором архитектуры генеральным директором ассоциации исследователей Санкт-Петербурга Т. А. Славиной и другими известными учеными. Все они отмечают новизну разработанного научного направления и подчеркивают, что автору удалось раскрыть тему российской архитектуры Дальнего Востока, пространства, «остававшегося практически белым пятном на „карте“ истории отечественной архитектуры». Это лишь одна сторона деятельности Николая Петровича Крадина, о которой больше знают коллеги, нежели простые обыватели. Но жителям города, историкам, краеведам он больше известен по своим многочисленным краеведческим и в то же время академическим изданиям. Спрос на книги по краеведению вызван потребностью людей осмыслить свои корни, восстановить связь поколений. Буквально за считаные дни книги дальневосточного историка архитектуры становятся библиографической редкостью: «Старый Хабаровск» (1999, 2008), «Архитектура и архитекторы Хабаровска» (2003), «Записки краеведов» (в соавторстве, 2000; 2-е изд. — 2004), «Художники Дальнего Востока» (2009), «Зодчие Хабаровска. 1858–2013» и многие другие. И это все о любимом городе. «Город — хранитель всех видов культурного наследия. Город — это мы с вами», — любит повторять Николай Петрович. В его личном фонде сохранились записки, выдержки из документов, тексты лекций, теле- и радиопередач. В 1982 году Н. П. Крадин подготовил цикл телевизионных передач под рубрикой «Город и мы», ставших невероятно популярными, и сам вел их в эфире. Он просвещал жителей края и популяризировал историю, рассказывая о развитии архитектуры Хабаровска конца XIX — начала XX века, о монументальном искусстве в городской среде, поднимал актуальные проблемы, которые касались сохранения исторической застройки, имеющей непреходящую историко-культурную значимость. С конца 80-х годов XX века возросла общественная активность по сохранению историко-культурного наследия. Изучение памятников архитектуры стало не только предметом гордости, но и выражением тревоги за их сохранение. Именно эти мотивы привели Николая Петровича Крадина в общество охраны памятников, председателем которого он является на протяжении почти 30 лет. Безграничная любовь к своему краю и гражданская ответственность подвигла активистов-общественников под руководством профессора Крадина выявлять памятные места, здания и достопримечательности, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, восстанавливать памятники архитектуры, пропагандировать накопленные знания. Благодаря этой подвижнической деятельности на зданиях Хабаровска появились мемориальные таблички с надписью «Памятник архитектуры. Охраняется государством». Вопросы охраны памятников истории и культуры занимали приоритетные места на страницах многих газет и журналов, открылась возможность знать, обсуждать, ориентироваться, действовать на благо сбережения и разумного использования национального достояния. Николай Петрович Крадин стал одним из первых, кто поднял проблему связи времен, сочетания в архитектуре старого и нового, бил тревогу по поводу безжалостного уничтожения памятников деревянного зодчества. В альманахе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Памятники Отечества» за 1988 год опубликованы его размышления о Хабаровске. Еще четверть века назад ученый констатировал, что в городе совсем не осталось памятников деревянного зодчества, а ведь кружевной резьбой хабаровских домов всегда восхищались гости города, в том числе и зарубежные. Деревянные жилые дома Хабаровска — показатель мастерства и талантливости русского человека, культурное наследие прошлого и одновременно связь времен. Стремясь опровергнуть мнение некоторых чиновников и современных проектировщиков о том, что Хабаровск — город молодой и настоящих памятников архитектуры здесь нет, Крадин продолжал утверждать, что свое лицо город обретает через десятилетия и даже столетия благодаря усилиям многих поколений зодчих. И ставил главный вопрос: что мы оставим после себя будущим поколениям? В 1996 году Н. П. Крадин издал аннотированный и иллюстрированный каталог «Памятники архитектуры Хабаровска». По сути, это первое издание, собравшее воедино все архитектурные достопримечательности Хабаровска. Автор сам занимался компьютерным набором, версткой, создал оригинал-макет. Облик старого Хабаровска в цветном изображении тиражом 1 000 экземпляров разошелся моментально. До сих пор это издание, ставшее библиографической редкостью и сохранившееся в Госархиве Хабаровского края, остается одним из главных справочников при поиске сведений о хабаровской недвижимости. Чтобы дать небольшое описание и аннотацию к ним, автор проделал громадную работу. Он досконально переработал архивный фонд горкомхоза, документы владельцев недвижимого имущества и дореволюционные газеты. Все представленные в каталоге здания охраняются государством, являются памятниками местного значения, а более 30 из них — памятниками архитектуры федерального (общероссийского) значения. Среди них, к примеру, доходные дома братьев Пьянковых, И. Такеучи, Кровяковых, здания кадетского корпуса, казначейства и др. В книге представлена и история зданий, построенных в советское время, тоже достаточно интересная. К примеру, здание управления Амурского речного пароходства возведено в 1930-е годы московскими архитекторами, гостиница «Дальний Восток» — в 1928 году по проекту архитектора Н. А. Перевалова, здание мединститута — в 1959–1962 годах по проекту заслуженного архитектора Российской Федерации Е. Д. Мамешина. Вот так, по крупицам изучая и систематизируя архитектурное наследие, Н. П. Крадин издал книгу «Старый Хабаровск: портрет в дереве и камне». Из кратких очерков, посвященных людям, событиям и зданиям, автор составил портрет исторического Хабаровска с 1858 по 2008 год. В значительно переработанной и дополненной новыми материалами книге Н. П. Крадин не только рассказал читателю многое из истории города, но и поведал о судьбе архитектурных памятников, в том числе и культовых. В 1990-е годы в Хабаровске на государственную охрану поставлены более 200 памятников архитектуры, и это яркое свидетельство происходящей переоценки культурного наследия. Среди них особое место занимают не только уникальные в своем роде кирпичные постройки горожан начала XX века, но и культовые памятники — неотъемлемая часть русской культуры. Надо сказать, что 70 с лишним лет культовая архитектура находилась в забвении. В связи с изменением взаимоотношений между церковью и государством, возрождением духовности ситуация изменилась. Повсеместно возводили и реставрировали храмы, и с 1990 года число приходов Русской православной церкви возросло с 7 до 47. Николай Петрович Крадин внес свою лепту в дело восстановления русских православных святынь. По его проекту в Хабаровске выполнена реставрация Иннокентьевской церкви. В Госархив ученый передал комплект чертежей, выполненных студентами Хабаровского государственного технического университета под его непосредственным руководством, и подготовленное им учебно-методическое пособие «Православный храм». Разработанное в 1992 году в помощь студентам, оно включает не только основные виды архитектуры и особенности православного храма, требования к генплану, но и освещает историю развития культовой архитектуры. В качестве приложения автором составлен словарь терминов, что говорит о глубоком изучении темы. Эта особенность присуща всему творчеству Николая Петровича. Изучая архитектуру через призму творчества, Крадин вышел на «архитектурный след» русских в Китае. Сегодня, когда Харбин стал центром притяжения огромного количества иностранных туристов, в том числе и из России, книга Н. П. Крадина «Харбин — русская Атлантида» особенно актуальна. В ней собраны малоизвестные страницы истории Харбина — бывшего русского города в Китае, судьбы строивших его людей. Рождавшийся одновременно со строительством Китайской Восточной железной дороги, Харбин стал прибежищем для российских изгнанников, которые оказались здесь после революции и Гражданской войны. На основе огромного количества историко-архивных материалов и натурного обследования памятников автор воссоздал историко-культурный облик Харбина. Эта книга, как и другие труды Николая Петровича Крадина, оснащена богатым научно-справочным аппаратом. Для архивистов это ценно вдвойне, потому что многие годы документы и печатные издания, вывезенные из Харбина архивистами в 1945-м, оставались недоступными для исследователей. Николай Петрович одним из первых изучил богатейшие документы «харбинской россики» и в популярной форме донес до читателей историю строительства Харбина, рассказал о его архитектурных достопримечательностях, творчестве архитекторов и художников. В книге Крадин пишет о целом ряде интереснейших харбинских зданий: Железнодорожном собрании, гостинице «Модерн», памятниках церковной архитектуры; рассказывает об известных русских инженерах, архитекторах и художниках Ю. П. Жданове, Б. М. Тустановском, П. С. Свиридове, А. К. Левтееве, И. И. Обломиевском и др. Эмоциональный настрой книги — в роскошных иллюстрациях. В ней опубликованы фотографии существующего ныне, а также исчезнувшего города, построенного руками русских людей. Книга профессора архитектуры Николая Крадина «Харбин — русская Атлантида» удостоена диплома и малой медали Российской академии архитектуры. Издание признано лучшим на конкурсе в номинации за лучшие научные и творческие работы в области архитектуры. И эта лишь часть наград знатока архитектуры. Н. П. Крадин — лауреат премии имени Якова Дьяченко, премии администрации г. Хабаровска, дважды лауреат премии губернатора Хабаровского края в области архитектуры, лауреат премии имени профессора М. П. Даниловского, обладатель малой золотой медали РААСН. В 2014 году он признан «Лучшим хранителем истории» престижного краевого конкурса, аналогов которому нет в стране. В личном архиве признанного мастера коллекция документов, книжных изданий и научных трудов по истории зданий и сооружений города и края, огромное количество статей, фотографий, которые он бережно сохраняет для будущих поколений любителей старины. Его многочисленные статьи, печатавшиеся в местных газетах на протяжении вот уже более четверти века, до сих пор пользуются спросом у всех, кому интересна история нашего города. Личные документы профессора Тихоокеанского государственного университета, доктора архитектуры, члена Союза архитекторов России в 2011 году пополнили архивный фонд Российской Федерации и стали важнейшим источником воссоздания картины событий прошлых лет. Лариса САЛЕЕВА |
|||
|