Быть пианистом

Мастер-классы профессора Марка Шавинера

Марк ШавинерВ музыкальной жизни дальневосточной столицы — событие. Из далекого Тель-Авива приехал блестящий пианист и педагог Марк Шавинер. Приехал, чтобы позаниматься с юными и молодыми пианистами, прочитать интереснейшие лекции — «Образ фортепиано в музыке», «От старинных мастеров до импрессионистов», «Мелодическая техника пианиста», «Размышления о фортепианной педагогике», «О Моцарте». Дальний и Ближний Восток пересеклись, а точкой пересечения стали мастер-классы большого музыканта.

Волшебство преображения

Я познакомилась с профессором еще в свою бытность в Израиле, в 2007 году, и он поразил мое воображение блистательным интеллектом, особенным чувством юмора, нестандартным мышлением и почти осязаемым обаянием. Все это ощутили и слушатели его лекций — педагоги и ученики. А потом начались мастер-классы. Студенты Хабаровского колледжа искусств представили на суд мастера сложнейшие сочинения: Рапсодию И. Брамса в талантливом исполнении Германа Алышева (класс педагога Фатьяновой), «Бабочек» Р. Шумана в исполнении Натальи Вдовиной (класс педагога Ивановой), Венгерскую рапсодию Ф. Листа в исполнении Андрея Пристинского, уже студента высшей школы. Эти трое заслужили самую лестную оценку профессора — талант! Впрочем, как он сказал, понравились практически все. Помимо великолепной школы профессору Шавинеру присуще одно редкостное качество: он умеет перевести на язык слов тончайшие нюансы даже не чувств, а ощущений музыкального языка, и поэтому достаточно было малейшего замечания или пожелания профессора, чтобы произведения юных исполнителей наполнились новым красками, подлинным живым смыслом, стилистическим попаданием.

Профессор Исер Слоним. Две кафедры Новосибирской консерватории

Наверное, самое важное на пути становления музыканта — встретить своего мастера. Для Марка Шавинера им стал профессор Исер Слоним. Он вылепил целую плеяду ярких исполнителей, создал свою школу. Он был грозой не только студентов, но и уважаемых коллег. Не зря же по консерватории ходила шутка о том, что есть две кафедры: одна фортепианная, вторая — Исера Слонима. Профессор был не просто крут. Он требовал, чтобы на уроке первое же прикосновение к незнакомому сочинению исполнялось в концертном варианте и обязательно наизусть! Тем, кто игнорировал его требования, приходилось тяжко. Из класса удалялись все студенты, и профессор говорил: «А вот с этим я хочу позаниматься!» Спустя четыре часа этот выползал из класса буквально на четвереньках и больше никогда не позволял себе никаких вольностей.

Юный Марк Шавинер был немало обескуражен такими требованиями и для начала «забыл» ноты. Реакция фортепианного бога была однозначной: ВОН!

Магия музыки

Иногда задумываешься, что за удивительное искусство — музыка. Единственное «неподражательное из искусств» — по Оскару Уайльду. И самое важное ее назначение, сказал профессор Шавинер на одной из лекций, — волновать и поражать слушателей, а не выставлять напоказ лишь голую технику. Увы, исключительное коварство этой профессии заключается в том, что на ее ниве выживают целые легионы абсолютных посредственностей, выставляющих ту самую технику как главное и единственное достижение, скрывая интеллектуальную немощь за гением композитора и не привнося в произведение решительно ничего своего. В игре же профессора Марка Шавинера яркость интерпретации и собственное видение сочетались с прекрасной школой. Собственно, синонимом мастер-классов стало одно — наполнить произведения глобальным содержанием.

Пианисты-художники

XXI век, к сожалению, не может похвастаться такими монбланами среди исполнителей, какими одарили нас два предыдущих столетия. Это великие имена Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, которые к тому же были и гениальными композиторами, а также Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Владимира Софроницкого, Генриха и Станислава Нейгаузов. Они были подлинными художниками, которые будили воображение. Сегодняшние пианисты — это потенциальные участники Олимпийских игр, их смело можно включать в сборную России, как остроумно выразился один известный музыкант. В них присутствует лишь техника, то есть «скорости». Пианистов не создают и лелеют — их раскручивают. Слушатель, побывав на таком концерте, уходит с душой, не напитанной ничем, и это печально. А ведь сумма качеств, чтобы действительно быть пианистом, велика: и эмоциональное богатство, и редкий темперамент, и умение ориентироваться в смежных искусствах, четко чувствовать язык композитора, до тонкостей разбираться в стилях и вытащить из произведения его сокровенный смысл. И все же есть повод для оптимизма, когда юных и молодых пестует такой мастер, как профессор Марк Шавинер, обладающий всеми вышеперечисленными свойствами и несущий золотую нить традиции.

«Профессор, ты не прав», или От шестилеток до аспирантуры

Жизнь Марка Шавинера словно расколота на две половины. Первая — учеба в Новосибирской консерватории, в которой впоследствии он преподавал 21 год. Вторая половина — Тель-Авивская Академия и консерваторион (так называются в Израиле музыкальные школы-десятилетки). Не только студенты, а именно дети часто дают профессору пищу для размышлений. Надо сказать, в Израиле отсутствует местоимение «Вы», и юные израильтяне, со всей своей непосредственностью и темпераментом, пытаются доказывать: «Профессор, ты не прав!». И иногда убеждают. Его ученики превращаются в талантливых студентов и нередко занимают места на конкурсах. Так что отношение к юным пианистам у Марка Шавинера самое трепетное. Мастер-классы с детьми Хабаровской краевой детской школы искусств также были необыкновенно интересными. Главное, сказал профессор, чувство ответственности перед юными: постановка руки, интереснейшие методики, и, что самое важное, надо заинтересовать ребенка! Кстати, именно эта школа искусств явилась инициатором приглашения израильского профессора. Елена Нагорная, директор КДШИ, в годы учебы в новосибирской консерватории была одной из любимых учениц Марка Шавинера. А потом состоялась «встреча без галстуков» в Арт-подвальчике, где Марк Шавинер в своей непринужденной манере рассказывал о консерваторских годах, о своем профессоре, который последние 14 лет прожил в Иерусалиме и концертировал буквально до последнего дня жизни.

Марк Шавинер пробыл в Хабаровске, куда он приехал из Норвегии и Швейцарии, всего неделю. Он дает мастер-классы по всему миру, но к нам приехал еще и «отогреться душой». Единая ментальность, наверное, самое большое сокровище. Все, кто присутствовал на лекциях и мастер-классах, тепло благодарили музыканта и выражали желание, чтобы такие встречи стали ежегодными. Эта неделя подарила нам всем счастье сопричастности и общения с Марком Шавинером.

Марина ЦВЕТНИКОВА
Фото Владимира БУДНИКОВА