Прогулки по площади Пяти Храмов

Статуя Будды в храме Авалокитешвара на о. БинтанРелигия Индонезии — тема поистине неисчерпаемая, хотя об этом уже написано немало исследований и книг, многое можно почерпнуть из интернета. Я же хочу рассказать о своих впечатлениях, о том, что довелось увидеть и узнать, прожив год на острове Ява, и после этого еще шесть раз побывав в Индонезии в гостях у друзей.

Индонезия — страна, где уже много веков мирно уживаются между собой четыре основные мировые религии: индуизм, буддизм, мусульманство и христианство. Сейчас население Индонезии составляет примерно 240–250 миллионов человек, из них мусульман в стране около 88 процентов, 8 процентов католиков и протестантов, 2 процента индуистов и 1 процент буддистов. Индонезия занимает первое место в мире среди мусульманских стран по количеству верующих — около 210 миллионов человек. Все четыре религии привезены из-за океана: индуизм и буддизм из Индии, ислам через торговцев-мусульман из Индии и с Ближнего Востока, христианство из Европы. Все эти религии постепенно наслаивались на ранее существующие анимистические верования и обычаи — адат, но никогда их не подавляли. Так же вновь привезенная религия не заменяла ранее существующую в стране, а оставалась с ней рядом. Индонезийская пословица гласит: «Религия приходит с моря, а обычаи спускаются с гор».

Индуистский храм Бату Болонг на о. ЛомбокСамой ранней верой был анимизм, или вера в духов (поклонение предкам) и скрытую силу окружающего мира: гор, деревьев, воды, риса, солнца. В Индонезии анимизм и сейчас тесно переплетается со всеми существующими религиями. Каждая новая религия адаптировалась к уже существующим традициям и обычаям, образуя оригинальную замечательную систему верований в стране. Один из пяти главных принципов государственной политики Индонезии — это вера в Бога и свобода вероисповедания. В стране среди государственных праздников есть не только мусульманские, но и буддийский Вайсак, индуистский Ньепи, католические Рождество и Пасха и другие. К религии в стране отношение очень серьезное, она изучается как академический предмет с начальной школы и до второго курса колледжа.

Великая мечеть султана Риау на о. Пеньенгат. Начало XIX в.Ислам стал постепенно внедряться в страну с VIII века и к XV веку занял доминирующее положение. Только в столице страны Джакарте более тысячи мечетей, самая большая из них Масджид Истикляль (построена в честь обретения Индонезией независимости) может вместить одновременно 100 тысяч человек. Запомнилась и необыкновенной красоты мечеть с голубыми куполами в г. Сурабая, и Великая мечеть султана Риау на островке Пеньенгат, при строительстве которой использовали яичный белок. Но вот побывать внутри не довелось, никто ни разу не предложил. И вообще женщины в Индонезии молятся больше дома. Мужчина-мусульманин может взять с собой в мечеть в пятницу дочку возрастом только до 7 лет. Сейчас ислам, скорее, образ жизни, а не только молитвы пять раз в день, мечети и радиофицированные минареты во всех уголках Индонезии. Мусульмане в пятницу (священный день) работают полдня, не едят свинину и не пьют спиртного, и в любом месте можно найти укромное помещение, отведенное специально для молитвы. Приверженцы ислама могут иметь четыре жены (что в реальности встречается нечасто), имеют право на льготную поездку к святыням ислама в Мекке (ежегодно в хадж выезжают более 200 тысяч паломников). Но женщины-мусульманки в Индонезии более свободны, чем в других мусульманских странах: они не закрывают лицо, а лишь покрывают голову красивейшими индонезийскими шарфами из батиковых тканей, носят традиционные индонезийские облегающие юбки саронг и кружевные длинные блузы. Муж должен спросить разрешения у первой жены, прежде чем завести вторую, женщины также могут быть инициаторами развода. А в некоторых провинциях Суматры (один из крепчайших оплотов ислама в Индонезии) существует матриархат, и собственность передается только от матери к дочери. Часто обращала внимание на очень уважительное отношение к женщине-матери в семье: все ее просьбы и пожелания выполняются беспрекословно. И никогда не приходилось слышать пререканий, возражений со стороны даже взрослых сыновей. Многие женщины в Индонезии занимают высокие государственные посты и успешно ведут бизнес. Самый яркий пример — пятый президент Индонезии госпожа Мегавати Сукарнопутри, первая женщина-президент в стране.

Во дворце султана Риау, о. ПеньенгатВ начале 1980-х в течение двух лет довелось жить в Йеменской Республике, поэтому невольно сравниваешь мусульман двух этих стран. И сравнение, на мой взгляд, в пользу индонезийцев. Арабы — более воинствующие мусульмане, с суровыми законами, но порой позволяют себе немало отступлений от Корана. В Индонезии ислам считается одной из самых демократичных религий. Люди с младенчества впитывают его каноны, верят, что жизнь человека бесценна в глазах Аллаха, что в итоге добро и открытое сердце победят невежество. Во время цунами 2004 года выстояли все мечети, люди, которые искали там убежища, остались живы, они свято верили, что Аллах не допустит их гибели под крышей храма. Что же касается терактов на Бали и в других местах Индонезии — это не правило, а, скорее, печальное исключение. К сожалению, международный терроризм добрался и до этого уголка Земли, где туризм — практически единственная статья дохода для местных жителей. Поэтому как бы ни велика была печаль от последствий взрыва 15 октября 2002 года, надо было как можно скорее оправиться от шока, навести хотя бы видимый, внешний порядок и жить дальше. Погибли 202 человека, в том числе 88 австралийцев, 38 индонезийцев. В память о жертвах теракта на острове Бали поставлен величественный монумент в форме Гунунгана — символического дерева жизни, который местный народ так и называет — Бом Бали.

Анимизм широко распространен в Индонезии в наши дни, и не только в отдаленных горных районах островов Калимантан и Папуа Новая Гвинея, но и среди мусульман, индусов, буддистов, католиков и протестантов по всей Индонезии. Индонезийцы свято верят (вернее, знают), что духи населяют все кругом: горы, реки, солнце, дождь, рис, деревья. Духов, и добрых, и злых, надо всячески ублажать щедрыми подношениями, а злых духов шаманы при необходимости изгоняют из храмов, бассейнов, машин, гостиниц, используя специальные ритуалы и заклинания.

Мечеть на площади Пяти Храмов, о. БалиДеревья, цветы, волосы, ногти, кровь и оружие (крис например) обладают жизненной силой, которой надо управлять очень аккуратно. Крис — это традиционный индонезийский кинжал с пламевидным обоюдоострым клинком, выкованным из нескольких слоев стали (виден необычный узор на лезвии), который сейчас является не столько оружием, сколько культурным символом, фамильным гербом индонезийской семьи. Часто имеет художественно выполненную рукоятку и ножны из дерева, а особо ценные экземпляры — из слоновой кости. Клинок может быть длинным или коротким (для ближнего боя). Когда-то верили, что крис имеет душу и волшебную способность говорить, ходить, летать и даже убить человека, проткнув его след на земле. Крис мог предупреждать об опасности звоном в ножнах, помогал облегчить тяжелые роды и предотвратить наводнение. Но если хозяин совершил неблаговидный поступок, крис мог обернуться против него и поразить насмерть. Крис служил ритуальным предметом для религиозных и культурных церемоний. Если жених по какой-либо причине не мог присутствовать на свадьбе, кинжал вполне мог его заменить в момент бракосочетания. Крис раньше был неотъемлемым атрибутом костюма представителей высшего сословия, сейчас его также надевают по торжественным случаям, семейным праздникам и во время церемоний. Считается, что крис может принести как удачу, так и неудачу, поэтому нельзя его прогневать. В семье крис бережно хранится обернутым в драгоценный шелк, передается из поколения в поколение, о нем заботятся, держат в абсолютной чистоте, применяют только в ритуальных и церемониальных целях.

В Индонезии даже люди, занимающие высокие государственные посты, верят в духов и мистицизм. Когда надо принять очень важное решение, они обращаются за помощью к особому духу-предсказателю Вахью, который в буквальном смысле слова вселяется в человека и ведет его к правильному выбору.

Многоярусные башни меру индуистских храмов ПураБеспокойных маленьких детей пугают на Яве ужасным духом Вей-Вей, на Сулавеси — летающей головой Пок-Пок, на острове Бали это Леяк. В некоторых местностях в фундамент нового дома закладывают головы быков, чтобы ублажить духов, а священники на вертолетах везут эти жертвы на строящиеся нефтяные вышки в море. Все жизненно важные моменты человека сопровождаются особыми ритуалами с подношением искусно выполненных даров и кушаний — эта церемония называется Селаматан. Существуют и специальные церемониальные ткани, выполненные в технике батик и икат.

Индонезийский фольклор и современные фильмы полны различных духов, привидений, божеств, демонов. Довелось наблюдать, как взрослые люди наравне с детьми смотрят такие фильмы, искренне переживая за героев. И, конечно же, все дети с младенческого возраста знают королеву южных морей Рату Роро Кидул («красивая королева с юга»), которая может забрать любого понравившегося ей (или прогневившего ее) в свое войско. Если у тебя купальник зеленого цвета — больше вероятности, что тебя удостоят такой чести. Именно поэтому индонезийцы очень редко купаются и не заплывают далеко в море. Большинство отелей на южном побережье острова Ява имеют специальную комнату (даже номер ее называли), где есть все необходимое для молодой красивой женщины. Комнату тщательно убирают каждый день, украшают цветами. Впервые эту легенду мне рассказал молодой яванец, вначале твердо убедившись, что я не буду смеяться, а через некоторое время я прочитала ее в одном солидном издании.

Подношение даров божествам на о. Бали во время храмового праздникаИндуизм и буддизм были привезены в Индонезию из Индии с I по V век н. э. и мирно уживались в стране в течение десяти веков. Влияние индуизма оказалось самым сильным и стойким из всех привнесенных в Индонезию религий, его не смогло полностью подавить даже мусульманство. Правители Индонезии, восхищенные индийской культурой, философией и религией, приступили к «индианизации» своей страны: ко двору яванских правителей были приглашены ученые-брамины, молодых людей отправляли в Индию изучать астрономию, навигацию, постигать искусство скульптуры и окрашивания тканей, появились новые архитектурные стили. Многие слова были заимствованы из санскрита, в пищу стали употреблять кардамон, куркуму и другие специи, занялись одомашниванием слонов и лошадей. К VIII веку на Центральной Яве главенствовали два индуистско-буддийских королевства Матарам и Шайлендра, которые держали в руках производство риса на острове. На Суматре в то же время существовало крепкое буддийское королевство Шривиджая, под чьим контролем были главные морские торговые пути в Малаккском проливе в течение следующих шести веков. Суматру называли в то время Золотым островом, а Яву — Островом риса. Но Ява всегда была выше в духовном плане, и население гораздо больше, чем на других островах, по размеру превосходивших Яву в несколько раз. Политическая, экономическая, культурная жизнь страны была сконцентрирована на Яве. Здесь же в VIII–X веках были сооружены буддийский храм-ступа Боробудур (заметьте, не на Суматре!) и комплекс индуистских храмов Чанди Прамбанан. Но еще больший подъем наступил в конце XIII века, когда на Яве возникло новое индуистское королевство Маджапахит, просуществовавшее до конца XIV века. Именно этот период считается временем высшего расцвета яванского искусства и культуры. Но в конце XIV века Маджапахит стал постепенно приходить в упадок, и вскоре его сменило крепкое мусульманское государство Демак.

Индуистский праздник Галунган на о. БалиОчередная новая религия проникала в Индонезию постепенно, мирным путем начиная с VIII века, ее везли купцы из Индии и арабских стран. Ислам упорно теснил приверженцев индуизма на восток страны, за пределы Явы. В итоге индуистская элита (королевский двор) перебралась с Явы на Бали, забрав с собой придворных художников, музыкантов, поэтов. Сказалась специфика островного государства — страну не удалось полностью исламизировать. И сейчас остров Бали на 93 процента населен индуистами, здесь можно несколько раз в день наблюдать традиционный ритуал подношения даров богам и духам, а изготовление этих даров представляет собой особую отрасль индустрии. Ритуальные танцы кечак (танец обезьян) и баронг, где показана извечная борьба добра со злом — доброго мифического льва Баронга и злой ведьмы Рангды — входят в программу ежедневных представлений. Танец баронг служит излюбленным сюжетом для картин и резных деревянных панно необыкновенно тонкой работы, чем особо славится остров Бали. На острове тысячи индуистских храмов, больших и маленьких, и очень трудно порой отличить старинное от нового — влажный тропический климат делает свое дело, уже через несколько лет камень покрывается зеленоватым налетом. Каждый балиец-индуист строит вместе с домом и свой собственный небольшой храм с алтарем, куда также несколько раз в день нарядно одетые женщины кладут подношения. Вначале мы думали, что вся эта красота для туристов, даже в гостиницах на балконе к шести утра уже курятся сандаловые палочки и лежат свежие подношения. Оказывается, духи есть везде, всем надо оказать внимание и почтение, а от них, в свою очередь, ждут покровительства, помощи, поддержки. А если случается природный катаклизм или дела не ладятся, значит, надо еще более усердно ублажать все высшие силы. В феврале 2014 года на Яве заработали почти одновременно два вулкана, были закрыты семь основных аэропортов острова. Пишу друзьям, что, мол, очередной подарок вам от природы, ответ — это боги наказывают нас за недостойное поведение, и особо за коррупцию. Будут еще усерднее молиться, мусульмане — совершать хадж в Мекку, и так всегда: любая немилость свыше принимается со смирением.

Буддийский храм-ступа БоробудурНеобыкновенно красивы индуистские экзотические храмы Чанди с расколотыми надвое воротами и Пура с многоярусными башнями меру из растительного материала. Вся эта красота часто изображается на картинах и панно, а туристам со всего мира дает возможность окунуться в уникальный мир сказочного острова. Если вы приехали на Бали в марте-апреле, то сможете принять участие в праздновании Ньепи — Нового года у индуистов. Его еще называют Днем молчания. Канун этого праздника принято проводить очень шумно, с музыкой, уличными шествиями, кругом масса огней, факелов. Таким образом привлекают духов (видимо, злых, хотя так никто никогда не скажет — можно их обидеть и навлечь на себя несчастье). Духи появились, удивленные таким необычным шумом и оживлением, и вот тут-то... утром остров словно вымирает — ни звука, ни малейшего передвижения, ни огонька — остров пуст, никого нет. Обманутые в своих ожиданиях духи просто-напросто покидают остров. Кому он нужен, пустой? Вам повезет, если среди работников отеля есть неиндуисты (католики, протестанты, мусульмане), они не празднуют Ньепи, значит, будет хоть какой-то обед. Наши российские друзья, живущие на Бали уже несколько лет, в первый год своего пребывания на острове решили в этот день поучиться езде на мотоцикле (такой соблазн, дороги пусты!). Со смехом рассказывали, как полицейский бежал к ним с ужасом на лице и что-то отчаянно кричал — как можно, сегодня же Ньепи! То есть все очень серьезно.

32 скульптуры богов,богинь, демонов в буддийском храме АвалокитешвараМы же в октябре 2009 года остановились на несколько дней в городе Санур на Бали и попали на праздник Галунган. Считается, что в это время на землю спускаются боги и души ушедших в мир иной родственников. Заранее готовятся искусно выполненные подношения и разносятся по всему острову. Придя утром на пляж, мы стали свидетелями этой замечательной церемонии: к небольшому местному храму со всех сторон спешили нарядно одетые балийцы, поодиночке и целыми семьями, клали свои подарки в красиво сплетенных плоских корзинках рядом с каменными изваяниями, падали на колени и совершали свой обряд, не обращая внимания на туристов. Как обычно, спросила разрешения, прежде чем фотографировать. Любезно кивнули, но внутрь дворика входить не позволили: красноречивым жестом показали на свои праздничные юбки саронг, длинные кружевные блузы и на мой пляжный наряд (хотя юбка саронг тоже имелась). Пляжные лежаки были убраны под навес открытого кафе, которое не работало, лежало объявление: «Извините, мы не работаем, откроемся через 5 дней, если будете брать лежаки — пожалуйста, верните вечером на место». И это при том, что туристы — единственная статья дохода для балийцев. Но традиции и обычаи — святое.

Буддийский (китайский) храм в г. МадьюнСвященными считаются все водные источники — реки, озера, ручьи, водопады, которых в стране великое множество. Часто становились свидетелями паломничества к водопадам (Тиртосари, Седудо и другим) на острове Ява. Шли люди немолодые, порой с трудом передвигаясь, но твердо веря в чудодейственную силу воды. Я старалась не упустить возможность постоять под всеми водопадами, где удалось побывать — необыкновенное удовольствие, вода далеко не ледяная, очень чистая, напор сильный — ведь высота может быть и 30–40 метров! А на острове Бали местные жители показали удивительный водопад Гит-Гит, который называют «двойным»: два мощных потока низвергаются с высоты и на определенной высоте соединяются в один. По дороге увидели массу интересных растений в дикой природе — куст перца чили, дерево какао, какой-то цветок-хищник с яркой окраской.

На горных дорогах островов Ява, Бали, Ломбок с гор спускаются целые семьи обезьян, вожак выходит вперед, и проходящие мимо автомобили останавливаются, пропуская животных. Дело в том, что обезьяны у индуистов считаются священными с тех самых пор, как в индийском эпосе «Рамаяна» помогли Раме вызволить Ситу из плена злого Раваны. И теперь уже много веков этим шустрым беспардонным животным прощаются все их выходки — сколько драгоценностей, телефонов, кепок, кошельков и даже фотоаппаратов утащили они у доверчивых туристов! В храме Улувату на Бали священник разгонял обезьян с помощью... огромной рогатки, а чтобы обидеть их — ни-ни! Туристам же настоятельно советуют быть внимательными, особенно при поездке в Лес обезьян на Бали, где его обитатели чувствуют себя полноправными хозяевами.

Примеров мирного сосуществования мусульманства и индуизма очень много, порой в Индонезии эта грань и вовсе стирается, индуистские реалии превратились уже в привычные атрибуты повседневной жизни. Так, многие слова из санскрита присутствуют в современном языке индонезийцев, и прежде всего основной девиз страны Pancasila — «панчасила», или «пять принципов». Имена двух индонезийских президентов, Сухарто и Сукарно, взяты из санскрита. На гербе Индонезии — птица Гаруда, а ведь в индуизме это небесный транспорт бога Вишну. И по сей день яванские мастера-мусульмане делают кукол театра ваянг для представления сюжетов индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата».

Как-то моя яванская подруга в одной из студий заказала для своего дома батик с изображением Семара, да еще попросила поставить внизу ее подпись. Я была удивлена: «Тебе зачем — это же божество в индуизме, а ты мусульманка?» Она с улыбкой ответила, что это еще и яванское божество, и она его очень любит. А около года назад я переводила с английского текст о Семаре и вспомнила тот разговор. Оказывается, Семар еще за десять тысяч лет до появления на Яве людей возделывал свое рисовое поле наряду с другими богами. Духи острова не хотели, чтобы люди занимали эти территории, и тогда высшее божество наделило именно Семара силой, позволяющей людям остаться. Так вот почему на Яве и сейчас очень любят Семара, называют его стражем земли, изображают на картинах, он также излюбленный персонаж теневого театра, часто выразительную фигурку Семара можно найти и на рукоятке яванского кинжала крис.

Ворота, ведущие в храм Лингсар на о. Ломбок. На его территории молятся вместе индуисты, мусульмане и буддистыБуддизм в Индонезии присутствует как одна из пяти официальных религий страны, количество буддистов по разным источникам колеблется от 1–2 процентов до 10 миллионов человек. Дело в том, что в стране проживает много китайцев, которые исповедают конфуцианство, а оно не входит в число официальных религий, поэтому в анкетах часто указывают буддизм. Буддийские общины можно встретить на острове Суматра, Калимантан (западная его часть), в Джакарте, в некоторых городах Явы, на Бали, где он существует как часть смешанной индуистско-буддийской религии, называемой Агама Хинду Дхарма. В общем же основную массу буддистов в стране составляют китайцы. На Яве находится всемирно известный буддийский храм-ступа Боробудур (VIII–IX вв. н. э.), который заслуженно называют восьмым чудом света. Однако храмы Индонезии — тема для отдельной статьи.

В Боробудуре я была два раза, и впечатления незабываемые. Туда приезжают не только верующие буддисты как к своей религиозной святыне, но и местное мусульманское население, и множество туристов — как к уникальному памятнику мировой культуры. Запомнился также огромный буддийский (китайский) храм Авалокитешвара на небольшом острове Бинтан (площадь всего лишь 2 400 кв. км). Внутри множество статуй Будды, одна весьма впечатляющих размеров, около 20 м высотой, а кроме того, 32 скульптуры богов, богинь, демонов, мифических существ китайской мифологии. Все надписи на китайском и латинском языках, но знакомых имен я не увидела. Пока мы фотографировали всю эту экзотику, буддисты заходили в храм помолиться, среди них было много молодых людей. Перед входом по традиции все разуваются. Мы тоже последовали примеру буддистов. Всегда стараемся по возможности придерживаться местных правил, спрашивать разрешения на фотосъемку. Запретов в Индонезии вообще встречали очень мало, разве что плавать не везде можно, да птиц в сафари-парках просят не кормить (а так хочется, уж больно забавно они ссорятся из-за печенья или орешков).

Протестантская церковь на площади Пяти Храмов, о. БалиКатоликов и протестантов в Индонезии около восьми процентов, эти две религии привезли португальцы, голландцы и англичане. В стране много мест носят голландские названия, имеют отличную от индонезийской архитектуру, а жители — европейские имена. Так, на острове Сулавеси есть форт Роттердам, а на маленьком островке Пеньенгат — старый заброшенный голландский форт, куда мы совершенно случайно попали в 2011 году, приехав навестить друзей. Хорошо сохранилась резиденция голландского наместника на острове — двухэтажное здание в колониальном стиле конца XVIII века. Старинные пушки и сейчас смотрят в сторону моря, только вот голландскими они никак не могут быть — скорее, португальскими, на них год указан...1524-й На острове Бинтан действительно были португальцы задолго до голландцев — с 1511 по 1526 год, а голландцы уже в XVII–XVIII веках.

В городе Мадьюне 25 декабря 2003 года местные католики пригласили нас на рождественскую службу в свой храм с громким названием Ойкумена. Народу много, зал всех не вместил, люди стояли на улице. В зале скамьи, как и принято у католиков, красиво оформленный грот и ясли с младенцем Христом. Принимая нас за единоверцев, многие подходили, поздравляли, обнимая и прикладываясь два раза к щекам, фотографировались вместе с нами наперебой. Католики-индонезийцы пели псалмы на индонезийском языке, до сих пор храню листки с текстами. Певцы хора в одинаковой форме, детки нарядные, никто не запрещает им входить и выходить из зала, атмосфера праздничная, радостная.

В апреле 2013 года на острове Ломбок побывали в удивительном старинном храме Лингсар (построен в 1714 году) с красивым парком и прудами. Оказывается, на его территории молятся вместе индуисты, мусульмане и буддисты, прося своих богов о дожде, хорошем урожае, воздавая благодарность за защиту, помощь, мир и благополучие. И действительно, остров ведь совсем небольшой, живут все рядом, работают и растят детей вместе — что делить? Жалко, что не попали туда в ноябре-декабре, когда во время праздника Пуджавали индуисты и мусульмане устраивают шуточные бои мячиками из вареного риса, плотно упакованными в листья банана.

На острове Бали есть уникальная по своей сути площадь Пяти Храмов, где построены храмы пяти основных религий Индонезии: мусульманская мечеть, буддийский и индуистский храмы, католическая и протестантская церкови. Где еще в мире можно встретить такое явное свидетельство мирного сосуществования пяти основных мировых религий? Это пример воплощенного в жизнь одного из основных принципов Конституции Индонезии — вера в одного Бога и свобода вероисповедания.

Пусть простят меня индонезийцы за абсолютно неполный рассказ об их верованиях, традициях и обычаях, ведь о каждом острове можно рассказывать часами, пусть другой принцип их Конституции — «единство в противоположности» воплощается в жизнь и дальше, помогая управлять этой страной тринадцати тысяч островов.

Татьяна ТРИШКИНА
Фото автора и Александра КОЗУБА