Начало всех начал

Наталья Романенко, руководитель украинского хора «Криница»Подлинность народной песни, ее истинный смысл, несомненно, определит лишь знаток. Но есть в ней какие-то особые черты, которые воспринимаются на уровне души даже самым неискушенным слушателем. Мне не раз приходилось видеть, как преображались лица людей на концертах хабаровского хора «Криница». Потому что в сплетении напевов и чистых, открытых голосов рождались старинные предания, истории о любви и отеческом долге, радость и грусть, забавные шутки и невыплаканные слезы. Рождался образ Украины — родной и прекрасной.

«Криница» в переводе с украинского «исток», «родник», «начало». Хор, история которого насчитывает уже 12 лет, послужил началом для создания пять лет назад краевого Центра украинской культуры, объединившего выходцев из Украины и их потомков, которые любят и бережно хранят все, что связано с землей их предков. Язык и песня, искусство ткачества и вышивки, привезенные в конце XIX — начале XX столетий на восточную окраину России, удивительным образом сохранились, не стерлись в памяти. В общей переселенческой картине Дальнего Востока наибольший процент пришелся именно на украинцев. Неутомимые труженики, они осваивали суровые чужие земли, и при этом прилагали все силы, чтобы в их маленьком мире преобладали звуки и краски покинутой Украины. И расцветали пышные розы на праздничных рушниках, окрашивались солнечными бликами домотканые ковры, украшались орнаментами-оберегами рубахи.

В 2005 году в Арт-подвальчике Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры был осуществлен творческий проект центра «Криница» — выставка «Украiна моя, кольорова». Автор экспозиции, художник-оформитель Людмила Рязанова, соединив рукотворные предметы декоративно-прикладного искусства в общую философскую концепцию, сотворила небольшую модель Украины. И в этом обрамлении негромко звучали истинные украинские песни — настоящие музыкальные сокровища.

Статус городского коллектива «Криница» получила лишь в 2005 году, но еще задолго до официального признания в жизни хора происходили яркие события. Конечно же, главным творческим началом всегда была Наталья Романенко — талантливая, артистичная, тонко чувствующая красоту народного искусства. Правда, вначале выпускница Хабаровского государственного института искусств и культуры, кафедры хорового дирижирования, имеющая, кстати, украинские корни, пела только по-русски. Но в 1996 году ей посчастливилось поехать в Киев на курсы повышения квалификации при Киевской государственной академии культуры и некоторое время заниматься в государственном академическом украинском хоре имени Григория Веревки. Там и открылась Наталье украинская песня во всей красоте и сложности. Потому что и подходы здесь требуются иные, и звук иначе извлекается. Позднее были и другие поездки на украинскую землю, и всякий раз Наталья Романенко привозила фольклорные жемчужины.

10-летний юбилей хора. На сцене Хабаровского театра драмы Руководителя «Криницы» (она же и председатель правления Центра украинской культуры) нередко спрашивают: почему в репертуаре хора нет популярных песен вроде «Вареничков» и «Ты ж менэ пидманула»? И как порой нелегко объяснять Наталье Романенко, что украинская песенная культура — не только эти, признаться, порядком надоевшие и утратившие свои народные корни песенки, а бездонный музыкальный пласт. Именно поэтому она сознательно не включает в репертуар «Варенички», предлагая слушателям только подлинные вещи. И костюмы, к слову, у «Криницы» тоже подлинные, рукотворные. Любая деталь, будь то головной убор, богато расшитый передник или крупные красные бусы, работает на фольклорные образы.

Наталья Романенко, человек православный, старается, чтобы эта важная духовная нить пронизывала все ее программы. Потому что украинское музыкальное искусство наполнено христианскими мотивами, народной мудростью. В итоге кропотливой работы рождаются серьезные тематические концерты, посвященные традиционным народным праздникам Украины и их значению, роли матери в семье и т. д.

Дважды «Криница» участвовала в международных фестивалях украинской диаспоры, в 1999 и 2001 годах, и дважды удостаивалась звания лауреата. Причем там, в Киеве, удивлялись, что дальневосточный хор исполняет песни, которые даже в Украине сегодня практически неизвестны. И чистому украинскому языку дальневосточников тоже удивлялись.

Была и еще одна знаковая встреча. В 2001 году на фестивале «Криницу» разыскала дочь известнейшего собирателя фольклора Данилы Демуцкого. Она до глубины души была растрогана, что хабаровчане поют такие редкие и мало кому известные украинские песни, одна из которых оказалась из собрания ее отца.

Совместный конкурс с украинским Приморским народным хором «Горлиця». Владивосток. Художественный руководитель – заслуженный работник культуры РФ   Анатолий КрыльУкраинской диаспорой учреждена награда — почетный знак «Украина-Свит», который дается тем, кто прилагает усилия к сохранению национальной украинской культуры. Во всем мире таких знаков насчитывается всего 160, и 143-й — у Натальи Романенко.

Мне кажется, что Наталья помимо дара музыканта и исполнителя обладает еще одним очень важным
качеством — умением разглядеть в людях талант, способностью объединять и наполнять их жизнь ощущением праздника. Уже больше десяти лет коллектив хора работает практически в одном и том же составе, и каждый участник — по-своему незаменим, важен и дорог для его руководителя. Анастасия Безматерных, Галина Вандышева, Александр Сержанюк, Ростислав Чайка, Светлана Кутузова, Надежда Горобец... Все имена невозможно перечислить.

Здесь, на Дальнем Востоке, «Криница» тесно сотрудничает с украинскими организациями Сахалина и Приморья. Она стала инициатором и организатором I Дальневосточного фестиваля украинской культуры «Наша дума — наша песня», состоявшегося в Хабаровске три года назад. «Криница» стала желанной гостьей в соседнем Приморье, где участвовала в фестивалях, выступала вместе с приморским украинским хором «Горлиця». К слову, его руководитель, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Крыль, к сожалению, не так давно трагически погибший, написал для «Криницы» песню.

А песня — она такая бездонная. Наталья говорит, что когда начинается работа над новым материалом, происходит погружение в ту атмосферу, угадываются характеры героев и «картинка», в которой они действуют. Украинская песня уникальна, и Наталья Романенко знает это как никто. Сколько бы раз не звучали напевы, всегда открываются новые краски.

Елена ГЛЕБОВА