- Оберегающие знаки живых ремесел
- Тайны ремесел
- Философия ремесла
- Начало всех начал
- Женское умение прясть и ткать
- Традиции крестьянского строительного ремесла на Дальнем Востоке России
- Печных ремёсел мастера, или Секреты древнерусской печки
- Потешные истории в кукольном доме
- Традиционная игрушка Дальнего Востока: рождение, одушевление, «оживление»
- Дар «рыбьекожих варваров»
- Лодки, раздвигающие реки...
- Энциклопедия нивхского искусства
- Покорение бересты
- Уроки ремесла
- Персона
- Этнос
- Литература
- Единое пространство культуры
- Музыка
- Театральное пространство
- Копилка памяти
- Хотелось бы все до конца изменить...
После открытия русскими землепроходцами в XVII в. и присоединения юга Дальнего Востока к России в середине XIX века на территории края стала формироваться своеобразная пограничная русско-украинско-белорусская культура. В формировании этой восточнославянской культуры на юге Дальнего Востока выделяют несколько этапов. Первый большой период охватывает время с середины XVII в. до середины XIX в. — от похода Е. Хабарова до экспедиции Н. Н. Муравьева-Амурского; второй период, отличающийся наибольшей интенсивностью крестьянской колонизации, — со второй половины XIX до начала XX вв.; третий — отражал черты советской эпохи. Крестьянская колонизация Дальнего Востока началась в 60-е годы XIX века движением через Сибирь, масса переселенцев осела в Приамурье, и лишь незначительная часть — в Южно-Уссурийском крае. Основной процент переселенцев дали Тобольская, Томская, Астраханская, Самарская, Тамбовская, Воронежская губернии. Они получали стодесятинный надел на одну семью, орудия для обработки земли, освобождались от государственных сборов, имели ряд других льгот. Было основано 334 крестьянских селения и 70 казачьих станиц. В 1906 —1917 гг. на Дальний Восток хлынул поток безземельных и малоземельных крестьян — «новосёлов» (как результат аграрного кризиса, столыпинской реформы). Этому способствовало и строительство Сибирской железнодорожной магистрали. Освоение Дальнего Востока в этот период шло преимущественно за счет Украины, Сибири, затем Центральной России (в основном Воронежская и Курская губернии), Белоруссии, Литвы. Таким образом, характерной чертой механизма формирования славянского населения юга Дальнего Востока конца ХIХ — начала XX веков было взаимодействие разнородных групп русских, украинских, белорусских переселенцев, их культурных и производственных традиций. В советский период наиболее значительные переселенческие потоки отмечались в 1939–1941 гг. Переселенческая политика 1950-х и особенно 60–70-х годов не была успешной. Переселенцы обычно либо возвращались обратно, либо перебирались в город. В 60-х — первой половине 80-х годов XX века, несмотря на относительный подъем материального благосостояния, наблюдается разрушение традиционной культуры. Государственная политика была направлена на «скорейшее преодоление различий между городом и деревней». Между тем до 30-х годов XX века хозяйственный и семейный уклад дальневосточной деревни во многом был близок традиционному и вполне мог служить благоприятной почвой для поддержания лучших форм народной культуры. Почему? Ответ можно найти в особенностях аграрной и промысловой колонизации Дальнего Востока. Тип крестьянского хозяйства в местах выхода был наименее развитым в социально-экономическом плане. Значительная часть крестьян-переселенцев, не имея возможности перевезти даже необходимое, испытывала нужду в орудиях труда и тягловой силе, промышленных товарах. Именно довольно архаичные крестьянские ремесленно-промысловые традиции давали возможность выжить в сложных условиях колонизации Дальнего Востока. На первых порах даже ближайшие к городам дальневосточные селения представляли собой «демонстрацию» многих архаичных традиционных элементов этнокультуры колонистов. И таких «архаизированных» переселенческих волн в истории формирования российского населения юга Дальнего Востока было несколько — и в XIX, и в XX веке. До настоящего времени на Дальнем Востоке России мы встречаемся с проблемой существования и сохранения этнокультурной среды, сформированной в отрыве от родных «корней», культуры восточнославянских предков, с соотношением традиционных и инновационных элементов в региональной культуре. Сохранение и развитие традиций жизнеустройства характерно для культуры российских переселенцев начальных периодов колонизации Дальнего Востока. Рассмотрим этот процесс на одной из важнейшей из этих традиций — строительной. Значительные таежные угодья сделали важнейшей статьей дохода крестьян-переселенцев лесной промысел (лесозаготовки, гонка смолы, дегтя, изготовление ободьев, полозьев, саней, телег, бочек для засолки рыбы и прочей деревянной утвари). Лес шел и на строительство жилья, помещений для скота, амбаров для хранения урожая и иных хозяйственных построек. Сложные социально-экономические, этнические процессы, состояние ремесленно-строительной культуры — факторы, во многом определившие черты застройки крестьянских поселений юга Дальнего Востока. В крестьянском строительстве эти процессы отразились в синхронном существовании традиций как южнорусского, украинско-белорусского комплексов, так и отдельных элементов северо- среднерусского жилого комплекса. Старожильческие поселения в Приморской и Амурской областях основывались на берегах рек — Амура и его притоков, по морскому побережью, в конце ХIХ — начале XX веков новосельческие деревни и поселки стали строиться вдоль Уссурийского и Амурского участков Транссибирской магистрали. Усадьба дальневосточного крестьянина конца XIX — начала XX веков представляла единый хозяйственный и архитектурный комплекс, сформировавшийся в определенной природной среде, отражающий как социально-экономические условия в ее развитии, направлении и типе хозяйства, так и этнические черты ее владельца, зачастую одновременно и ее строителя. Застройка крестьянских усадеб в Амурской области в начале XX века представляла довольно выразительные строительные традиции южнорусских крестьян-переселенцев, а также мигрантов из сибирских губерний России: срубный дом (четырехстенок, пятистенок) «кругом», с четырехскатной вальмовой крышей, низким подклетом и восточной южнорусской внутренней планировкой (тип расположения русской печи). Характерной конструктивной деталью жилых построек в этой части Приамурья является терраска, веранда, сени, образованные за счет выпусков боковых подклетных венцов. В ряде поселений отмечаются характерные «маркированные» элементы украинской строительной традиции: жилые постройки типа «хаты на две половины», мазанки, землянки; украинско-белорусский внутренний план, наличие внутренней и наружной обмазки. Бревна сосны и лиственницы — основной строительный материал обследованных построек. Лишь в с. Гильчине постройки возводились из бруса, а в местностях, где ощущается недостаток леса, делали сруб из «половинок» — бревен, расколотых на две части. Техника связки углов однообразна — это в основном «в лапу», без остатка. В с. Гильчине и Красноярове углы домов обшивались досками. Высота сруба в среднем 14–16 венцов (при диаметре бревна 20–25 см, реже 30 см), есть срубы до 20 венцов. Фундаментом служат столбы, вкопанные под углами дома, реже по периметру сруба. В южной части области, в Гильчине, Тамбовке, встречаются кирпичные фундаменты, камни по углам, «городки» (песчаный грунт требовал более устойчивого фундамента), т. е. сохранились традиции группы переселенцев-старожилов. Подклет и в северных, и в южных районах низкий — 2–3 венца. Внутренняя отделка сруба в прошлом в старожильческих селах Тамбовка, Толстовка, Гильчин, Белоярово состояла в обтеске и окраске стен масляной краской, в Красноярово — обмазке глиной и побелке. Наружная отделка стен также разнообразна: в Тамбовке, Толстовке, Ивановке стены обивали щепой (клинцевали), обмазывали глиной и белили, ряд домов здесь имеют стены, обшитые рустом; в Красноярове сосновые и лиственные бревна большей частью сохранили натуральную поверхность. Превалируют четырехскатные стропильные крыши, что характерно для южнорусской строительной техники. Вальмовые крыши укреплены на связях, выступающих на 40–60 см за стены сруба. Этот технический прием объясняет бытование здесь 2—3-ступенчатых карнизов-коробок, что также связано с этническими традициями южан. Типы жилых построек — четырехстенки, четырехстенки с прирубами — сенями, пятистенки; отмечается наличие внутренних перегородок, отделяющих кухню, спальню и зал. Характерной конструктивной деталью являются терраски, веранды, сени, образованные за счет выпусков боковых подклетных венцов. Сени в отличие от сруба зашивались досками или полубревнами пазовой техникой. Подобные конструкции характерны также для южнорусских построек. Для входов характерны открытые крыльца, реже — крыльца с навесом на столбах. Домовой декор обследованных амурских построек связан с традициями строительной культуры южных групп русских переселенцев. С распространением «круглых» домов, крытых на четыре ската, дощатые карниз и фриз, идущие по всему периметру сруба, выполнялись без резьбы, основной акцент переносился на наличники. Самая развитая часть наличников — очелья. Пропильной накладной и прорезной резьбой выполнялись узоры геометрического, растительного, зооморфного орнамента очелий. Высокая лобань часто обрамлялась горизонтальным треугольным либо криволинейным карнизом с барочными волютами, с пропильными навершиями в виде целых и раскрепованных фронтончиков. Влиянием городского стиля объясняется и другой распространенный «театральный» мотив на лобани — имитация занавесей, кистей. Ряд построек в селениях, близких к г. Благовещенску, имели даже довольно сложный декор в стиле модерн. Мастера-плотники по заказу зажиточных хозяев украшали карнизы, фризы, особенно наличники, порой сдвоенных «итальянских» окон, навесы парадных крылец, полотнища ворот в престижном так называемом «городском стиле» — эклектичной смесью самых различных мотивов из декора каменной архитектуры: барокко, классики, модерна. К сожалению, хозяйственные постройки первых десятилетий XX в. в обследованных амурских селах почти не сохранились — с 30-х годов XX в. изменился образ жизни, хозяйственный уклад крестьянства: крестьянский двор, усадьба сильно деформировались, сохранились лишь отдельные постройки для скота. В селах Тамбовка, Толстовка, Гильчин, Ивановка насчитывалось в 10-е годы в среднем от 4 до 8 построек на усадьбе. Это амбары, сараи, погреба, конюшни, бани, овчарни. У крепких хозяев большинство хозяйственных построек были покрыты тесом, железом. Можно прийти к заключению о сравнительно однородном бытовании в обследованных центральных и более северных призейских районах Амурской области этнических традиций в строительстве, а именно традиций населения южных губерний России. Необходимо отметить четко выраженные южнорусские «маркированные» элементы в строительстве старожилов — выходцев из сибирских губерний: четырехскатные крыши, кирпичные фундаменты, восточная южнорусская внутренняя планировка. В начале XX века, в период массовой крестьянской колонизации и подселения в эти районы украинских и белорусских крестьян-переселенцев, наблюдается синхронное сосуществование и взаимовлияние в строительной технике южнорусской и украинской традиций. «Дальневосточная специфика» отмечается в широком использовании таких строительных материалов, как высококачественная древесина, ввозное железо для крыш. Материалом для сравнительного анализа и в то же время своеобразным дополнением к изучаемой типологии крестьянского жилого комплекса Амурской области являются данные обследования казачьих усадеб в юго-восточной части Амурской области, в селах Пашково, Башурово, Радде (совр. Облученский район ЕАО Хабаровского края). Станицы Екатерино-Никольскую (1858 г.), Радде (1858 г.), поселки Пашковский (1857 г.) и Башуровский (1874 г.), входившие в прошлом в Амурскую область, основали забайкальские казаки-переселенцы с р. Горбицы (т. н. гураны). В сохранившихся жилых и хозяйственных постройках бывших казачьих поселений Пашково, Башурово, Радде и Екатерино-Никольское можно выделить прежде всего наличие среднерусских строительных традиций, характер- ных, по-видимому, и для забайкальского казачьего строительства. Это срубное жилище с невысоким подклетом, фундаментом из столбов и камней, северо-среднерусским типом внутренней планировки; ряд хозяйственных строений (амбар, завозня), рудименты слитной двухрядной связи. К среднерусским традициям можно отнести и наличие архитектурного декора. Пропильной резьбой казаки украшали в основном наличники, оставляя почти без резьбы карнизы и причелины. Своеобразно и довольно богато орнаментировались кокошники наличников. Высокая лобань (иногда до 40–50 см) обрамлялась сверху карнизом — коньком или волютами, встречаются и прямолинейные карнизы. Мотивы орнамента на наличниках геометрические, растительные и зооморфные, связанные с восточнославянской символикой. Необходимо отметить самые разнообразные варианты барочных волют, напоминающих в некоторых очельях рога сказочного животного. Интересными образцами архитектурного декора представляются лобани наличников амурских казачьих сел Касаткино, Иннокентьевка, где помещены целые композиции из парных симметричных накладных и пропильных изображений львов, быков, птиц с цветами, тяготеющих к центральной антропоморфной фигуре. Боковые и подоконные доски наличников резьбы не имеют. Южнорусские строительные традиции отмечаются во внутренней и иногда наружной отделке дома, в расположении длинной стороной параллельно улице, в наличии четырехскатных крыш. Открытая свободная застройка двора с такими хозяйственными постройками, как стайка, летняя кухня, также связана с традициями южнорусской усадьбы. Своеобразная архитектурная часть жилой постройки — терраса, вероятно, была привнесена в этот район казаками-переселенцами из области Войска Донского и Кубанской области. Усадьба и жилище крестьян Нижнего Амура отличались рядом своеобразных черт. Главное значение для крестьянских хозяйств от г. Хабаровска до устья Амура имело рыболовство, рубка и сплав леса и дров, извоз. Так, в зоне влияния г. Николаевска расположено с. Маго, в котором в 1859 году рядом с нивхскими постройками основались русские крестьяне. Село находится на левом берегу судоходной Пальвинской протоки, соединяющей р. Амур с озером Чля. Постройки возводились из бревен лиственницы диаметром 20–25 см, общей площадью от 50 до 70 кв. метров. Типы жилых домов: двухкамерные постройки (изба + прируб, пятистенок), трехкамерные — пятистенок с сенями, реже четырехкамерные — крестовик. Углы связаны «в чашку», «в ласточкин хвост». Фундаментом здесь служат «стулья» — столбы по периметру, иногда «лежки». Для утепления домов пазы прокладывались мхом, устраивались постоянные земляные завалинки. Типичным подклетом можно назвать низкий, высотой в 2 венца. Стропильные крыши встречаются двух типов: двухскатные и четырехскатные, значительный процент их крыт купленным в г. Николаевске привозным американским оцинкованным железом. Внутренняя планировка домов, определяемая расположением русской печи, однотипна: у входа, устьем ко входу (западнорусский план), у боковой стены (западный южнорусский план), у половины обследованных домов — в центре дома, устьем к боковой, дворовой стене. Размеры русских печей были небольшими, иногда устанавливалась в доме дополнительная печь-голландка, камин. Старые жилые постройки п. Маго расположены по красной линии, выходят к улице и узкой (торцовой), и широкой стеной. Сени обязательно пристраивались к узкой стене дома, чаще с боковым входом через открытую площадку — крыльцо с несколькими ступеньками. Декор домов очень скромный, простой. Причелины, карнизы если и имеются, то чаще без резьбы. Больше внимания уделялось наличникам, имеющим нередко двухстворчатые ставни. Орнамент имеет более «архитектурный», чем графический вид, т. к. выполнен накладной резьбой; превалируют геометрические мотивы: розетка, ромб, треугольные «зубчики», полукружья — вот основные его элементы, складывающиеся в композицию узора, основанную на зеркальной симметрии. Село Верхнетамбовское было основано в 1860 году, село Нижнетамбовское в 1861 году крестьянами-переселенцами из Тамбовской губернии. В начале XX в. в эти селения подселились крестьяне с Украины и из Белоруссии. Застройка начиналась от берега, вдоль которого шла самая первая (сейчас самая старая) улица, обычно называвшаяся Набережной. С самого начала стала формироваться уличная двухсторонняя застройка. Позднее образовались кварталы. Лес для постройки рубили зимой, бревна сначала собирали во временный сруб. Через некоторое время приступали к строительству дома. При строительстве помогали родственники, иногда нанимали односельчан. Сруб возводили высотой в 13–16 венцов. Техника строительства — в чашу, в лапу, у менее состоятельных — «в охряпку». Фундаментом служили столбы из лиственницы, что характерно для северорусского строительства. Своеобразно было устройство фундамента в виде клеток из двух-трех бревен (длиною около 0,6 м), которые назывались «городками». Сам термин довольно архаичен. Срубные «городки» использовались в период освоения Сибири при строительстве острогов. На Нижнем Амуре такой прием применялся, по-видимому, в связи с особенностями грунта (промерзание), повышенной влажностью во время дождей. Пол стелили из плах кедра или кедрового теса. Жилища в Верхне- и Нижнетамбовском ставили на подклет из 2-3 венцов, как исключение — из 5. В нем устраивали подполье. Потолочные перекрытия в Нижнетамбовском делали из теса, плах и полубревен, нередко снизу подшивали тесом. Крыши домов в Нижне- и Верхнетамбовском двухскатные, реже четырехскатные, стропильной конструкции, на венцах и связях. Концы связей выступают за пределы сруба и зашиты досками. Таким образом оформлялся карниз-коробка. В начале XX века крыши в этих селениях покрывались тесом из кедра и ели различными способами: «вразбежку», «впритык», «в замок». Крыши домов зажиточных крестьян были из волнистого оцинкованного железа. Жилые дома в обследованных селах имеют несколько планировочных вариантов. Самые простые — четырехстенки с пристроенными сенями. Есть и более сложная планировка: пятистенок, изба с прирубом, т. е. двухкамерные жилые постройки; трехкамерные постройки — изба-связь (изба+сени+изба) или как ее называют — «изба-двойня», «изба на две половины». Усложнение и увеличение площади жилищ на Нижнем Амуре можно объяснить прежде всего экономическим фактором: бюджет позволял строить новые дома «попросторнее». Демографические процессы также играли роль: большие семьи старожилов состояли из 8–12 человек, молодые семьи продолжали вести общее с родителями промысловое хозяйство. В прошлом русские печи были в каждом доме, в начале XX в. появились и голландки. Для интерьера характерна подвижная мебель местного кустарного производства: деревянные лавки, стол у окна, стулья, «диван». «Диваном» на Амуре старожилы называют деревянную лавку с резной спинкой и подлокотником. Он мог находиться в избе или сенях. Шкаф и полки для посуды — в кухне; кровати, сундуки для одежды — в горнице. Итак, в обследованных жилищах, несмотря на довольно стойкую южнорусскую традицию, сохранявшуюся жителями — тамбовскими переселенцами, значительное развитие получил и северо-среднерусский тип внутренней планировки. Объяснить это явление можно как приспособлением жилища к более суровому, чем на родине переселенцев, климату, так и влиянием строительных традиций выходцев из северных, сибирских районов страны. Наружный декор крестьянских домов прост, но и здесь есть элементы своеобразия. Пропильной резьбой украшались причелины, карнизы, наличники. Мотивы орнамента в основном традиционные восточнославянские: геометрические, растительные, зооморфные. Края причелин и карнизов украшались треугольниками и полукружьями. Концы причелин завершались резьбой, имитировавшей кисти, перед которыми обычно помещались в кругу розетка, солярный знак, на одних причелинах нам встретился древний дальневосточный семантический знак — «янь» и «инь». Кокошники наличников — наиболее орнаментированная часть деревянных конструкций домов в этих нижнеамурских селах. По форме карнизы делятся на два основных типа: прямолинейные горизонтальные и двухскатные, с «плечиками». Прямолинейный карниз часто имеет несколько рядов подзоров с геометрическим узором. В надкарнизной резьбе на кокошнике наличника дома Руднева, построенного в с. Пермском, а затем перевезенного в Нижнетамбовское, выделяется необычный зооморфный мотив — головка и крылья летучей мыши. Наиболее характерным декоративным элементом кокошников с двухскатным карнизом являются волютообразные завитки нескольких вариантов. На некоторых наличниках встречается сочетание пропильной и долбленой резьбы. Так, в Нижнетамбовском на кокошниках наличников дома, построенного братьями Зимиными, узор выполнен следующим образом: солярные розетки на лобани «выбраны» стамеской (трехгранно-выемчатая долбленая резьба), а надкарнизные парные изображения рыб выпилены. Таким образом, в орнаментике домовой резьбы в селах Нижне- и Верхнетамбовском наблюдается смешение общеславянских и дальневосточных традиций. Такую специфику можно объяснить относительной территориальной близостью и наличием этнокультурных контактов с населением пограничных зарубежных территорий Дальнего Востока. Рад элементов декора — «волюты» на кокошниках, сдвоенные наличники — объясняется влиянием «городского» стиля, традицией городской народной культуры. Огороженная усадьба со свободным расположением построек южнорусского типа здесь претерпела некоторые изменения. На ней появляются такие постройки северорусского типа, как завозни и повети (крытые постройки для саней и телег), ледники, рыбники, широко распространенные и в других местностях Сибири, а также хозяйственные постройки на заимках, связанные с характерным для Сибири и Дальнего Востока видом землепользования. Для усадеб нижнеамурских сел характерен вынос хозяйственных построек к берегу Амура. К реке выносились амбары, бани-каменки, а также постройки, связанные с рыбным промыслом: рыбники, ледники, бондарки, коптильни. В бондарке хранились инструменты, находился верстак, под навесом была сложена клепка для бочек. Рядом с усадьбами часто встречаются колодцы с воротом под двухскатной крышей. Большинство хозяйственных построек начала XX в. до нашего времени не сохранилось. Изменилось направление развития хозяйства: рыбный, бондарный и дровяной промыслы перестали существовать как основа экономики нижнеамурских сел. Вместе с ними ушли из быта промысловые и хозяйственные постройки. В Северо-Уссурийском крае главным направлением в крестьянском хозяйстве постепенно становится земледеление, дополняемое доходами, иногда довольно значительными, от разнообразных ремесел и промыслов. Особенностью поселений является их сравнительно позднее образование — 90-е годы ХIХ — первое десятилетие XX века, годы постройки Уссурийской железной дороги. На новых местах переселенцы столкнулись с проблемой — плохим качественным составом большинства наделов и трудностью разработок лесных участков, с летними и осенними паводками, переходящими в наводнения. Для компактного ареала расселения белорусских крестьян-переселенцев конца ХIХ — начала XX вв., расположенного в долине р. Кии, правого притока р. Уссури, характерна высокая однородность и однотипность как усадебных комплексов, так и входящих в их состав жилых и хозяйственных построек, возведенных на основе белорусских строительных традиций. Белорусские крестьяне, основавшие села Георгиевку, Павленково, Могилевку, составили старожильческое население Киинской волости; Марусино, Петровичи, Васильевку, Соколовку, Прудки — новосельческое. Традиционные навыки деревообработки белорусских крестьян пригодились переселенцам при обживании лесной долины р. Кии. Большую роль в развитии этих поселений играли построенные переселенческим управлением дороги: линейные формы здесь являются преобладающими. Строили срубные жилища в селах Полетнинской и Киинской волостей из обструганных бревен лиственницы, кедра, реже — осины. Лес для срубов рубили зимой, прибегая к помощи односельчан или родственников — «помочи». Постройки в основном возводились самими хозяевами, многие из которых были умелыми плотниками, столярами. Для обследованных, сохранившихся с начала века жилых построек типичны способы рубки с выпусками — «в чашку» и без остатка — «в угол», «в чистый угол». Пазы прокладывались мхом и обмазывались глиной. Толщина бревен невелика — 20–25 см, число венцов в срубе — от 12 до 14. Подклет очень низкий, в 1–2 венца, что характерно и для жилых конструкций крестьян-белорусов. Деревянный пол — «падлога», состоящий из толстых пиленых досок — «плах», клали на поперечные брусы, врубавшиеся между первым и вторым или вторым и третьим венцами сруба. В углу сруба, а в некоторых домах и вдоль стен вкапывались кедровые стояки — «штандары». Крыши домов в обследованном районе двухскатные, стропильной конструкции. Концы стропил — «крокв» — врубались в верхние венцы сруба, посередине соединялись балкой — «поясом». Реже отмечаются стропильные крыши на связях. На покрытие крыши шла так называемая долгая дрань — «дор, гонт», укладываемая в 2-3 ряда, тёс. Как правило, в домах прорубалось несколько окон: 2 окна выходили на улицу, одна из боковых стен имела 2–3 окна, 1–2 окна выходили во двор, и одна из стен рубилась «глухой», без окон — около нее находилась русская печь. Входили в дом через срубные сени — эту функцию выполняет прируб — «тристен», или через открытую площадку с одной-двумя ступеньками. Реже встречается в селах закрытое крыльцо, обшитое досками. «Ганак» имел крышу с односкатным или двухскатным настилом, крепившимся на 2-4 столбах, ограждение из балясин или простых пиленых досок с перилами. Подобные входные конструкции типичны и для белорусских жилищ. Наиболее простой тип горизонтального развития дома в южной части Хабаровского уезда — однокамерное жилище, наиболее распространенный — двухкамерная постройка — изба с прирубом (тристеном). Прируб выполняет несколько функций: чаще — это сени с выгородкой — «каморой», реже — кухня (если в нем находилась русская печь). Этническая традиция и здесь имела место — именно такая планировка превалирует в Могилевской и Гомельской губерниях Белоруссии. Во внутренней планировке домов сказалось влияние традиций материальной культуры не только белорусских переселенцев, но также и их контакты в прошлом с южнорусским сельским населением, с соседними Смоленской и Брянской губерниями России. Русские печи складывались из обожженного кирпича, реже хозяева сами изготавливали сырцовый кирпич для печей. Печи с изогнутым дымоходом имели лежанки. В селах Павленково и Петровичи русские печи устанавливались на столбах — «стояках», «помочах. Интерьер старой крестьянской хаты сохранился в какой-то мере в доме Щура П. Н. в селе Полетном. В двухкамерной постройке (изба + прируб), в сенях за перегородкой находилась русская печь с устьем, повернутым к торцовой задней стене дома (западный вариант южнорусского плана). Слева, у входа, на стене устроены полки с бондарными и плотницкими инструментами, ниже их, на скамье, стояли бочки. Справа на стене, общей с избой, висела верхняя повседневная одежда. Вдоль стен избы устанавливались длинные скамьи, между окон торцевой фасадной стены размещался стол «на козлах» (х-образных ножках). Налево от входа, за загородкой, стояла довольно широкая низкая деревянная кровать, напоминающая белорусские нары. Направо от входа, в углу, находился сундук — «скрыня», для хранения вещей. В прошлом в зимнее время в избе пряли пряжу, ткали, шили одежду, изготавливали берестяные и плетеные изделия. В современном быту жителей обследованных сел лишь изредка можно встретить элемент старого интерьера — скамью «канапу» (деревянный «диван»), шкаф. Наружный декор народного жилья довольно скромен, и в этом можно отметить традицию декоративного оформления построек восточных районов Белоруссии. Фронтон — «шчит» — имеет горизонтальную и вертикальную тесовую зашивку, довольно красиво смотрится шалевка фронтонов «елочкой». Живописен «козырек» — скат из короткой драни, держащийся на трех кронштейнах либо на карнизе-коробке. В нескольких случаях он крепится на балке, врубленной в торцовые выпуски верхних венцов сруба, получавших скульптурную форму. Пропильной резьбой украшались в этом районе наличники, значительно реже карнизы и причелины. Наиболее простой наличник имеет ровную доску — козырек, прикрывающий осадочный паз. Наличники, у которых есть кокошник, состоящий из надоконной доски, делятся на 2 вида: с прямолинейным карнизом и треугольным. Мотивы орнамента домовой резьбы в основном геометрические — кружки, зубцы, полукружья, солярные розетки; иногда встречаются фрагменты растительного — ростков цветов, зооморфного — змей, антропоморфные фигуры. Широкое распространение здесь получили наличники с двухстворчатыми филенчатыми ставнями, окрашенными в два цвета. Как и на родине переселенцев, большинство карнизов и причелин в обследованных домах не имеют декора. В тех случаях, когда концы стропил врубались в поперечные связи и концы связей выступали за уровень стен жилой постройки, они обшивались тесом, и таким образом получался карниз городского типа — «коробка». У состоятельных домовладельцев резьбой украшались карнизы ганков, столбы в них обтесывались плотниками в объемные фигурные формы. Передняя часть усадьбы, где располагались жилые и часть хозяйственных построек, огораживалась от задней, занятой огородом и гумном. Во время обследования, Для большинства усадеб крестьян-переселенцев долины р. Кии конца ХIХ — начала XX вв. характерно свободное расположение хозяйственных построек, хотя и здесь можно заметить определенный порядок: сарай или амбар находятся в левом или правом переднем углу усадьбы. Строились сараи комбинированной техникой, в них сочетались элементы срубной и столбовой построек: одна стена самцовая, вторая — на столбах («шулах») с горизонтальной закладкой бревен, под двухскатной крышей. Фундамента сараи не имеют. Внутренняя планировка довольно проста: несколько загонов образованы путем врубки невысоких перегородок. Свет поступает в камеру через одно небольшое окно. Скотные сараи располагаются на некотором расстоянии от хаты, перед входом имеют небольшой отгороженный участок двора — «денник», загон. Почти на каждой современной усадьбе в этом районе сохранились амбары, выполняя в настоящее время функции хранения сельского бытового инвентаря, иногда — скотного сарая. Здешние амбары из всего усадебного комплекса представляют наиболее колоритные хозяйственные постройки, сочетая в своем облике архаичность, традиционность таких восточнославянских конструкций. По особенностям конструкции выделяются два типа амбаров: со входом в торце однокамерного сруба, под фронтоном, и со входом, устроенным в боковой стенке. Амбары строились на фундаменте (штандары или камни) и без него. Часто торцовые срубные стены выполнены «закотом» (самцовые) из бревен лиственницы. Техника рубки амбарных углов — «в охряпку», «в чашку», реже — «в угол» без выпусков. Двухскатные крыши амбаров, самцовые и стропильные на венцах были в Приамурье большей частью из дерева — «дора», «драни» или теса, а не соломенные. Амбары торцового типа, имея вход под фронтоном, отличаются наличием рундука, выдвинутого и укрепленного на повалах — выпусках бревен боковых стен. Иногда рундук держится на двух-четырех стойках-столбах. У амбаров с рундуками бревна двух первых венцов также выходят вперед и, застланные досками, образуют площадку перед входом; поддерживающие рундук стояки имеют объемную столярную обработку. Фронтон стропильной на венцах крыши зашит горизонтальной шалевкой, украшен карнизом и причелинами. Двери амбара массивные, одностворчатые, выполнены из толстых досок. У нескольких амбаров второго типа над входом есть выпуски до 1,8 метра, на которые и опираются стропила крыши, образуя навес. Пол стлали из плах, тонких бревен, оставляя место для вкопанных больших бочек- «усыпищей», в которые засыпали зерно. Во многих амбарах сохранились закрома из бревен и толстых досок, врубленных в стенные пазы. В тех амбарах, где нет потолка, в верхние венцы врубались жерди для подвешивания припасов, вещей. По периметру стен сруба крепились полки. Если следовать классификации белорусских этнографов, то функционально выделяются тоже два типа амбаров: клеть (в ней-то и хранилось зерно в бочках) и собственно амбар — хранилище для отборного зерна в отдельных отсеках. Погреба, бани находились как на усадьбе, так и за ее пределами через дорогу, у реки, в огороде. Погреба здесь встречаются двух типов: в виде полуземлянок и выкопанные в срубном наземном помещении. Ближе к воде располагались бани-каменки, срубные однокамерные и двухкамерные постройки (3?4 или 5?7 м), с углами «в чашку», «в охряпку». Двухскатные стропильной конструкции крыши покрывались той же дранью, но фронтон не зашивался. В двухкамерной постройке первое помещение служило предбанником («прилазник»), иногда он пристраивался из досок к однокамерной бане. Бани строили в основном без фундамента, потолок и пол настилали из толстых досок. В срубе делали небольшое оконце и отверстие для выхода дыма. Печь-каменка (булыжник для нее привозили с реки Хор) находится справа от входа, устьем к окну — так называемая белорусско-украинская планировка. Встречаются печи чугунные, обложенные камнем, с вмазанным чугунным котлом, с дымоходом. У стены ставились лавки; «полок», находящийся рядом с каменкой, встраивался. Помимо своего прямого назначения бани использовались для просушивания льна. В долине реки Кии крестьяне заводили домашние (усадебные) пасеки, поэтому часто на задворках у домохозяина-пчеловода находился омшаник, а на огороде, до вывоза весной на пасеку, расставлялись ульи. Колодцы, без которых невозможно представить сельское поселение, строились двух типов: традиционные «журавли» и колодцы с воротом. По воспоминаниям старожилов, в обследованном районе мельницы были в с. Георгиевка. Водяную мельницу на реке Бирушке имел Берсенев Евген, на паровую мельницу-круподерку Луза свозили зерно со всей округи. До настоящего времени эти постройки не сохранились. Итак, для амурско-приморского варианта массового крестьянского жилого комплекса характерно срубное жилище с низким подклетом довольно простого двухкамерного, реже трехкамерного плана и хозяйственными, большей частью свободно расположенными постройками на огороженной усадьбе, связанной с промысловым хозяйством в северных районах и полеводческо-животноводческим — в южных районах Приморской и Амурской областей. У зажиточной части дальневосточного крестьянства все структурные части усадьбы усложняются. В начале XX века зажиточные крестьяне строят дома с развитыми горизонтальными и вертикальными планами: появляются трех-, четырехкамерные жилища-пятистенки с прирубами, избы-двойни, крестовые связи. На усадьбе увеличивается количество построек, возводимых из более качественного леса, разнообразнее их назначение, также увеличиваются размеры. Необходимо отметить также характерное явление, связанное с социально-экономическим фактором в массовом крестьянском строительстве на юге Дальнего Востока в XX веке — распространение стандартных технических приемов, нивелировавших этнические традиции в застройке крестьянской усадьбы. Для декора дальневосточного народного жилища в целом присущи сдержанность, лаконичность пропильного узора, сосредоточенного большей частью на кокошниках наличников. Помимо общеславянских мотивов отмечаются и элементы восточноазиатской символики в декоре домов побережных приамурских поселений. Для украшений крестьянских построек начала XX века характерно влияние городской культуры. Самая характерная черта строительной традиции российских переселенцев — постройка домов из дерева сохранилась в современном городском и сельском строительстве Дальнего Востока, строительстве особняков, дач. Интересно начинание Хабаровского фонда культуры — строительство культурного центра «Русская деревня» в с. Бычиха из восстановленных деревянных срубов. Использование в современном строительстве такого экологичного, комфортного для жизни человека материала, как дерево — в этом дальнейшее развитие культурной традиции россиян на Дальнем Востоке. Наталья СОБОЛЕВСКАЯ, кандидат исторических наук Литература:
|
|||
|