- Оберегающие знаки живых ремесел
- Тайны ремесел
- Философия ремесла
- Начало всех начал
- Женское умение прясть и ткать
- Традиции крестьянского строительного ремесла на Дальнем Востоке России
- Печных ремёсел мастера, или Секреты древнерусской печки
- Потешные истории в кукольном доме
- Традиционная игрушка Дальнего Востока: рождение, одушевление, «оживление»
- Дар «рыбьекожих варваров»
- Лодки, раздвигающие реки...
- Энциклопедия нивхского искусства
- Покорение бересты
- Уроки ремесла
- Персона
- Этнос
- Литература
- Единое пространство культуры
- Музыка
- Театральное пространство
- Копилка памяти
- Хотелось бы все до конца изменить...
В прошлом береста была универсальным материалом удэгейских, нанайских, ульчских, негидальских и других мастеров. Именно в этом материале художники более всего способны выразить себя. Береста теплее дерева, металла и кости, в ней больше естественности, она несет природный отпечаток красоты и гармонии.
В экспедиции на острове Сахалин в конце 1960-х прошлого века мне удалось запечатлеть несколько необычную технику нанесения орнамента на бересту. Вот лишь некоторые варианты этих редких приемов.
Иногда после того, как рисунок по бересте был намечен ногтем, его обрабатывали шилом. Реже узор делался указательным пальцем. Линии его не очень четки, формы лишены объема и присущей нивхскому орнаменту графичности. Нивхи редко работают в этой технике.
Кроме того, у нивхов в прошлые времена бытовала оригинальная технология нанесения узора на бересту при помощи зубов. Такая техника называлась ваву даггш и была чрезвычайно трудоемкой, требовала большого мастерства. Предварительно бересту подогревали над огнем, после чего мастер зубами, без заранее немеченного рисунка, наносил узоры «вслепую». По устному сообщению С. В. Иванова, подобный прием нанесения орнамента на бересту в прошлом был также известен народам северо-востока Азии. В настоящее время предметы из бересты изготавливаются народами Приамурья и Сахалина в гораздо меньшем количестве, чем прежде, а при нанесении орнамента наибольшее применение имеют тиснение и резьба. Петр ГОНТМАХЕР, профессор |
|||
|