- Оберегающие знаки живых ремесел
- Тайны ремесел
- Философия ремесла
- Начало всех начал
- Женское умение прясть и ткать
- Традиции крестьянского строительного ремесла на Дальнем Востоке России
- Печных ремёсел мастера, или Секреты древнерусской печки
- Потешные истории в кукольном доме
- Традиционная игрушка Дальнего Востока: рождение, одушевление, «оживление»
- Дар «рыбьекожих варваров»
- Лодки, раздвигающие реки...
- Энциклопедия нивхского искусства
- Покорение бересты
- Уроки ремесла
- Персона
- Этнос
- Литература
- Единое пространство культуры
- Музыка
- Театральное пространство
- Копилка памяти
- Хотелось бы все до конца изменить...
Дальний Восток России своеобразен своей поликультурностью. Коренное население Дальнего Востока России — тунгусо-маньчжурские и палеоазиатские народы — всегда находилось в системе этнокультурных взаимодействий с народами Восточной Азии, с XVII века — России. Сегодня, на рубеже тысячелетий, этнокультурные контакты народов Дальнего Востока России, Китая и Японии продолжаются и развиваются. Исследовать данный процесс можно по многим аспектам этнической истории, материальной и духовной культуры. Так, анализ культуры детства подчеркивает близость многих аспектов этих культур, особенно такого феномена, как традиционная игрушка. В пространстве культурной памяти традиционная игрушка является своеобразной моделью вселенной конкретной культуры, моделью её мира. Традиционная игрушка — это своеобразный ключ к пониманию забытых обрядов, обычаев, ритуалов, символов и знаков; больше того — философских (или мифологических) и нравственных воззрений этносов, их культурных традиций. Декоративный язык мастера, её изготовившего, показывает с особой силой своеобразие традиционного искусства. Игрушка дальневосточных аборигенов является этнокультурным памятником, изучение которого дает возможность осмыслить роль игрушки в формировании мировосприятия детей на ранних этапах традиционного общества, общества рыболовов и охотников. В первобытном обществе игра не была отделена от магии, искусства, танца; игрушка не отделялась от предметов раннего культа, она весьма часто имела значение оберега. Довольно неожиданно, но эта игрушка оказалась близка не только традиционной восточноазиатской игрушке, но и традиционной крестьянской игрушке российских переселенцев XIX — начала XX веков. Игрушки традиционных культур во многом связаны с природными культами, культами предков, выполнялись из природных материалов. В них не только орнамент, но и материал несёт сакральный смысл, а их изготовление, технология обработки являются ритуалом, закреплённым культурной традицией. Игрушка народностей юга Дальнего ВостокаВ игрушке народностей юга Дальнего Востока — нанайцев, ульчей, орочей, ороков, удэгейцев, нивхов — отмечается соединение мифологии и религии, игры и реальности. В ней обнаруживаются более ранние и более поздние слои. Это ее культовое назначение и участие в обряде — один слой, когда сливается культовое и игровое начало только в игровое (игрушка в контексте своей основной функции) — второй слой. Традиционные детские игрушки (это характерно для традиционных культур с их разделением на женскую и мужскую культуру) разделялись на три группы: игрушки девочек, игрушки мальчиков и общие игрушки для обеих групп детей. «Хупику» — так называют детскую игрушку нанайцы и ульчи, «гуэденгэ» — удэгейцы, «эвикэн» — эвенки. Игрушки для девочек изготавливались женщинами-матерями, бабушками, родственницами; игрушки для мальчиков — отцами, братьями, мужчинами-родственниками. Дальневосточная традиционная игрушка довольно разнородна не только по материалам (плоды растений, раковины, камни, палки, кости животных, птиц, рыб, кожа, ткань, бумага), но и по назначению, по стадиям развития. По-видимому, игрушки, изготовленные из костей рыб, птиц, животных, представляют одну из ранних форм игрушек амурских народностей. Это или отдельные косточки из головы ленка, карася, тайменя, щуки и т.д., играющие самостоятельную роль того или иного животного, птицы, или составленные из нескольких косточек. Игрушки выполнялись из рыбьих и птичьих косточек в комбинации с другими природными материалами — мхом, древесными стружками, кусочками древесины, ракушками. Фигурки птиц склеивались рыбьим клеем, окрашивались красителями, тушью. Эти игрушечные птицы (4–8 см величиной) представляют довольно точные копии птиц Приамурья — цапли, утки, утки-дуплянки, бекаса, лебедя, кулика, орла, журавля и т. д. Есть и изображения мифических птиц: такая птица («эндур гасани» — нан.), выполненная из яркоокрашенных стружек, рыбьих плавников и птичьих позвонков, напоминает элемент орнамента нанайской вышивки-аппликации на старинном праздничном нанайском халате. Игрушечные птицы из рыбьих косточек подвешивались также на жилках в помещении и как бы «парили» в пространстве, создавая иллюзию полета. В религиозных представлениях народов Амура образ птицы издавна связан с понятием души, изображение птиц имело охранительное значение. У нанайцев, удэгейцев, маньчжуров вечно живая жизненная сила представлялась в виде птички, бабочки. Таким образом, здесь мы встречаемся с реликтовым явлением, с древней амурской игрушкой — оберегом, явлением, в котором культовая скульптура и игрушка неразделимы, созданы по принципу древней родовой традиции. Из дерева мужчинами изготавливались самые различные по форме и технико-художественной обработке зооморфные и антропоморфные игрушки: деревянные игрушки для мальчиков, сделанные из черенков тальника, краснотала, ольхи (бучуэкэн, бучуэнсэл — нан.; индокан, вэчэкэн — ульч., нан.). Если провести анализ по семантическому значению, то куклы для мальчиков и девочек выделяются своим повышенным семиотическим статусом. Они наиболее тесно связаны с мифологией. Иконография нанайской и ульчской деревянной игрушки «бучуэкэн», «бучуэнсэл» идентична культовым изображениям зооморфных и антропоморфных духов — сэвенов. Это фигурки из деревянных черенков без рук и ног, с выделенной головой конусовидной или зубчатой формы, что является имитацией головного убора или прически. Черты лица обозначены схематично. Кора, оставленная на туловище и головном канте, является как бы «верхней одеждой» игрушки. На ней ножом выбран орнамент, имеющий геометрический мотив. Зооморфные «хупику» передают образ мифического лесного духа, они без глаз, что являлось основным отличием игрушки от культовой скульптуры. Изображение глаз являлось моментом вселения в фигурку духа, будущего хозяина данной материальной оболочки, способного навредить ребенку. Дети играли с деревянными фигурками охотников, воинов, собачек, зверей, птиц, которые в игре становились персонажами какого-нибудь бытового, а порой сказочного мифического или шаманского сюжета. Мальчики, как правило, играли в игры, развивавшие навыки охотника. Родители изготавливали для ребят из костей птиц, животных, стеблей растений всевозможные манки, свистки, подражающие голосам птиц, животных, всевозможные модели ловушек. Детские луки для нанайских мальчиков были не только игрушкой, имевшей практическую цель — научить ребенка стрелять, но и амулетом, приносящим счастье, защитником от «злых» духов. Для физического развития, ловкости детей обучали игре с мячом. Интерес представляют деревянные игрушки эвенков. В изготовлении их принимали участие и мужчины, и женщины. Помимо небольших луков, игрушечных ружей, лодочек мальчики пускали на воду маленькую деревянную уточку-приманку со вставной шейкой и головой. Чаще всего вырезали оленя — животного, с детства хорошо знакомого эвенкийским детям. Значительную группу игрушек составляли фигурки животных, вырезанных из бересты. Изготовлением их занимались как взрослые, так и дети. Орудием служил простой нож. Им без предварительного нанесения контура резали бересту, положив ее на дощечку. Если дети, обычно девочки, собирались играть в «кочевку», то вырезалось несколько оленей. Фигурки их расставляли на земле, слегка раздвинув им ноги. Профильные фигурки оленей не превышали 15–20 см в длину. В целом контур животных в большинстве случаев отличался исключительной верностью природе. Тунгусскую берестяную игрушку описал в своем полевом дневнике известный исследователь Дальнего Востока В. К. Арсеньев. В полевом дневнике экспедиции 1917 года он поместил силуэтные берестяные фигурки таёжных животных — изображения игрушек, здесь же привел их названия на эвенкийском языке. В прошлом для родовой церемонии, связанной с культом плодородия, эвенки вырезали из дерева и бересты фигурки лосей, оленей, птиц... Фигурки эти расставлялись соответственно образу жизни изображаемых животных: среди тальниковых прутьев (образ леса, тайги) возникали целые стада лосей и диких оленей... Старики при этом без устали рассказывали сказки, сообщали разные родовые предания. Среди игрушек для девочек можно увидеть большое количество кукол с кукольным инвентарём. Выделяются две группы кукол: плоские и объемные. Детская кукла, не утратившая еще своего первобытного магического смысла, существует у народностей Приамурья давно, сохраняя древнюю традиционную форму, лишенную лица, рук, ног. Плоская бумажная или матерчатая (а также из рыбьей кожи, бересты) кукла называется у нанайцев «акоан», у ульчей — «хакоа», соответственно играть в куклы по-нанайски называется «акоачиори», по ульчски — «хакоачуву». Куклы — мужчины, женщины, юноши, девушки, дети — различаются по прическе, одежде, украшениям, как в реальной действительности. Помимо прически женскую куклу можно узнать по ушным серьгам-колечкам, иногда с бусинкой, иногда с шерстинкой. У нанайских кукол может быть тряпичная, объемная и бумажная, более плоская голова. У ульчской куклы объемная голова из ткани, у удэгейской — голова (камешек, бусина, пуговица) существует отдельно и прикладывается к плоскому халату — кукле. Голова у нанайской и ульчской кукол прикрепляется к плоскому туловищу. Одежда прикладывается к кукле сзади. Орочские плоские бумажные и берестяные куклы-мужчины имеют, в отличие от круглой формы головы женщин, остроконечную форму. Размер собственно куклы, т. е. той ее части, которая представляет собой туловище с головой, невелик: высота фигуры обычно не превышает 8-12 см. Халаты, особенно женские, всегда значительно длиннее самой куклы, иногда более чем вдвое. Сделананные из мягких материалов куклы отличаются неустойчивостью, поэтому их обычно «рассаживают». Сидящая кукла выглядит довольно оригинально: короткий корпус куклы устанавливается вертикально или слегка наклонно, халат же, как наиболее длинный, отгибается назад и раскладывается по плоскости. Обе части куклы таким образом взаимно поддерживают друг друга. Халаты кукол представляют собой наиболее интересную часть кукольного инвентаря. Они состоят из одного или нескольких кусочков бумаги, материи, кожи или меха и бывают отделаны только с одной внешней стороны — спинки халата. В этом отношении куклы повторяют то, что мы можем увидеть на настоящих, богато орнаментированных национальных халатах. По цвету, покрою, узорам и материи халатов можно определить, какую одежду они воспроизводят: бедную, богатую, будничную, праздничную, летнюю или зимнюю. Белые бумажные халаты с узором из синей бумаги подражают одеждам из рыбьей кожи. Халаты из ткани с пришитой к ним меховой шкуркой соответствуют зимней одежде-шубе. Иногда мохнатые цветы вербы создают иллюзию меха кукольной шубы. Кроме того, одежда различается по своему покрою. Так, например, среди халатиков можно встретить мужские безрукавки, по типу похожие на монгольские; зимние меховые халатики, подбитые мехом выдры, часто с узором в клетку; праздничные, вся спина которых покрыта узором в виде чешуек. Часто встречаются обычные халатики, гладкие, без узоров, но с воротничками и полосками на подоле. Мужские халаты бывают обыкновенно окаймлены по подолу одной или несколькими прямыми полосками различных цветов. Женские имеют по подолу узор, состоящий из ритмически повторяющихся кружков, ромбиков и других фигур, имитирующих пришиваемые только к женским халатам ряды мелких подвесок или монет, заменивших собой более древние подвески из раковин. Иногда вместо ажурных или накладных узоров на подолах кукол встречаются семена растений, птичьи перья или мелкие наружные хрящевые части рыб из породы осетровых, касатки. Несколько иначе выглядит удэгейская кукла. Удэгейская игрушка имеет название «гуэденгэ», плоская кукла — «дафа». Эти «дафа» ходят друг к другу в гости, разговаривают, живут в доме и т. д. Удэгейские плоские куклы «дафа» трех видов: «адиха тэгэни» — халат девочки, по форме длинный и узенький, «анта тэгэни» — халат женщины, он длинный и пошире, чем у девочки, «нита тэгэни» — халат мужчины, он короткий и широкий. Орнаментация удэгейских «дафа» отличается от декора нанайских и ульчских плоских кукол: в основном это композиция цветных полос в верхней и нижней части халатов. У эвенков можно встретить и объемную куклу из ровдуги. По-видимому, ее прообразом служила тряпичная кукла русских переселенцев. Кукла имеет руки, ноги, голову с лицом. Короткая рубашка из ровдуги украшена криволинейным орнаментом, вышитым хлопчатобумажными нитками. Кукольный инвентарь состоит из подстилки-матраса, тюфячка, длинной валиковой подушки, одеяла. Весь инвентарь украшался орнаментом, предварительно образцы которого показывались или делались родителями. «Днем» на стене, около которой располагаются куклы, навешивались особые кукольные настенные коврики-циновки, использовалась циновка из тростника, соломки, бересты или бумаги. «На ночь» куклы укладывались «спать»: после игры куклы, кукольный инвентарь убирались в специальную берестяную коробку, также богато орнаментированную. Из технических приемов орнаментации преобладающим видом является аппликация. Вырезанные из рыбьей кожи, бересты или бумаги узоры накладывались на материю или цветную бумагу и приклеивались к ней рыбьим клеем. Криволинейная орнаментика очень разнообразна, состоит из таких элементов, как волнистая линия, круг, скобкообразная фигура, различные спирали, чешуйчатый узор. При помощи плавных кривых линий изображаются также различные животные, птицы, бабочки, драконы и т. д. Исследователь искусства народностей Дальнего Востока С. В. Иванов подчеркивает наличие симметрии элементов в орнаменте как геометрическом, так и зооморфном (парность животных, птиц). Итак, орнаментация плоских кукол, кукольного инвентаря народностей юга Дальнего Востока отличается богатством и разнообразием форм, что стоит в связи с таким же богатством орнаментации бытовых предметов ульчей, нанайцев, негидальцев, нивхов и других. Игральная функция таких плоских кукол описана этнографом С. В. Ивановым еще в 30-е годы XX века. В отличие от кукол эскимосов, игра с которыми была связана, по их представлениям, с космологическими событиями, ритуальный контекст кукол народностей Приамурья выявлен слабо. Можно только предположить взаимосвязь семантики орнамента или знаковых элементов, нанесенных на поверхность куклы или на ее одежду, с родовой орнаментальной семантикой, мифологией. Ульчская мастерица В. К. Дечули (с. Булава, 1991 г.) утверждала, что «хака» дарилась матерью дочери в качестве свадебного подарка. Такие куклы имели особо богатую орнаментацию одежды, большое количество халатов и постельного инвентаря. Все информаторы подчеркивают, что этими плоскими куклами играли только девочки, мастерицы дорожили такими куклами, доставшимися им в наследство от матери. По-видимому, в прошлом эта традиционная плоская кукла использовалась в культовых обрядах и была связана с культом плодородия, культом предков, как и очень схожая с ней по иконографии кукла «ками-хина», «татэ-хина» — плоская бумажная кукла Японии. Можно предположить, что дальневосточная игрушка (тунгусо-маньчжурская, японская) как элемент традиционной сакральной культуры имеет существенное сходство генетического или контактного характера: «защитные» и «очищающие» функции, связь с культом плодородия, культом предков. В иконографии дальневосточной куклы, как тунгусо-маньчжурской, так и японской — стилизация плоского туловища и головы, отсутствие конечностей. Есть черты сходства и между тунгусо-маньчжурскими объемными деревянными игрушками для мальчиков и нарядной японской «кокэси»: тоже моделирование из черенка с выделением лишь головы. Только тунгусо-маньчжурский «бучуэкэн» сохранил свою древнюю природную оболочку — кору, обозначающую мех, одежду из меха; японская «кокэси» имеет красочную роспись по туловищу, создающую образ традиционной японской одежды из окрашенной ткани (это уже элемент культуры земледельцев). Возможны и другие параллели в игрушке этносов Северной Азии — российской и зарубежной. Восточнославянская традиционная игрушкаВосточнославянская традиционная игрушка — живая ветвь многовекового неувядающего древа народной культуры. С её помощью в крестьянской семье с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельности, передавали от старшего поколения младшему навык домашнего ремесла. Создатели игрушек использовали традиционные способы обработки материала, выработанные приемы лепки, росписи и отделки. О центрах художественных ремёсел на Дальнем Востоке XIX — начала XX веков (периода наиболее активного его заселения и формирования восточнославянского населения) сообщений нет, что, по-видимому, являлось культурной спецификой этой колонизуемой российской провинции. Нет известий и об изготовлении на Дальнем Востоке традиционной русской художественной игрушки, сопутствующей народным художественным промыслам: гончарному, плотницкому, резному или токарному делу. Но, несомненно, в крестьянской культуре, в том числе и на Дальнем Востоке в период его активной российской колонизации XIX — начала XX веков, всегда существовал древний пласт рукотворных традиционных игрушек как элемента культуры детства. Пользуясь природными материалами, и взрослые, и дети мастерили самые разнообразные сезонные игрушки, обрядовые предметы, связанные с земледельческой магией плодородия. Мальчики с малолетства обучались мужским ремеслам, плотницкому и столярному делу, а девочки осваивали женские работы: прядение, шитье, вышивание, ткачество. В этом воспроизведении культурного кода заключён механизм трансляции традиции этноса. Щепные птицы и погремушки, мячи из шерсти и бересты, глиняные свистульки, лоскутные куклы, птички из теста и соломенные фонари — все эти изделия привлекательны своей естественной красотой. Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Все их размеры определены величиной ладони, пальцев, горсти, руки до локтя, до плеча. Игрушечные фигурки соразмерны человеку, своему создателю. Они говорят на узнаваемом родном языке, сохраняя генетический код русской культуры, связаны с древними ритуалами, обрядами. Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках и обрядах, где им отводилась особая роль. Русский земледельческий календарь представлял собой органичный сплав народных и православных традиций. Стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутая в годовом круге, характерна для русского народного календаря. Чаще всего дети были предвестниками важных событий в жизни сельской общины. В дни зимнего солнцеворота, на Святках, ребята кликали коляду, славили Рождество, потом встречали «широкую гостью Масленицу», закликали весну с жаворонками, на Троицу завивали березку. Кроме того, у ребят был и свой собственный календарь. Его традиции тоже переходили из поколения в поколение, от подраставших — к младшим. Были сезонные игры, развлечения, игрушки-самоделки — по временам и месяцам года. Весной пускали кораблики, встречали ледоход, катали мячи из шерсти животных. Летом забавлялись хлопушками, мастерили свистульки, дудки, брызгалки из разных растений, строили шалаши из веток и соломы. Осенью играли с картофельными шариками и ягодами рябины, капустными кочерыжками, устраивали кукольные свадьбы. Зимой играли в льдинки, строили снежные крепости, собирали крестики и звездочки из лучины. Участие в православных праздниках и календарных обрядах, сезонные игры и забавы, игрушки-самоделки из природных материалов, игровой и обрядовый фольклор (связанный с древней восточнославянской мифологией) открывают целый мир яркого детского творчества в крестьянской культуре. Традиционная культура детства как дальневосточных аборигенов, так и восточнославянских переселенцев содержала ряд общих гуманистических черт. Так, интересны параллели между куклами, выполненными из древесных черенков (игрушками для мальчиков): такая же форма, определяемая материалом, такие же функциональные игры с ними, сопровождающиеся культурными сюжетами, мифологией. Мы можем рассматривать традиционные игрушки из мира детства, связанные с природным космосом — дальневосточного таёжного охотника и рыболова и евразийского земледельца и скотовода. С XVII века в едином жизненном пространстве Дальнего Востока России эти миры сосуществуют, трансформируясь и пересекаясь своими культурными традициями. Как традиционная игрушка Дальнего Востока живёт в начале XXI века? Значительные коллекции игрушек этносов Дальнего Востока хранятся в дальневосточных краеведческих музеях. Традицию этнической игрушки возрождают многие школы в национальных сёлах российского Дальнего Востока: в ульчском селе Булава, нанайских сёлах Сикачи-Алян, Троицком и т.д. Славянскую традиционную крестьянскую игрушку начинают мастерить дети и педагоги центра «Русская деревня» Хабаровского краевого фонда культуры в с. Бычиха. На основе традиционной игрушки многие дальневосточные мастера, профессиональные художники создают авторскую сувенирную игрушку. Создание Музея национальной игрушки Дальнего Востока (с представлением традиционных игрушек Китая, Кореи, Японии и т. д.) можно рассматривать транснациональным культурным проектом XXI века. Деревянные игрушкиКонструктор из лучины. Собранные из лучины «звёздочки» и «крестики» — традиционные русские игрушки. Их нет в музейных коллекциях лишь потому, что они служили сиюминутной забавой. В деревенских домах, где топят печи и для разжигания в них дров щепают лучину, дети до сих пор используют лучинки в своих играх. Вариант щепного конструктора — «крестик» без державки. Его собирают таким же способом, перевязывая нитками перекрестья лучинок по углам. Игрушку бросали перед собой, наблюдая её полёт и кружение в воздухе. Дети собирали крестики и звёздочки как раз в период, когда приближался зимний солнцеворот и люди всячески «помогали» возвращению весеннего красного солнца. Щепные игрушки в виде пересечённого ромба были солярным знаком — вот почему детские забавы поощрялись взрослыми. Игрушка-минутка Издавна делают на Севере щепных лошадок и оленей. В них остроумно использован принцип расщепления древесины ели, сосны, лиственницы. Простая щепка мигом превращается в узнаваемую фигурку — оттого и зовут игрушку «минуткой». Мастер работает руками не меньше, чем ножом. Он только намечает разрезы, а влажные волокна древесины сами послушно разрываются в пальцах, принимая заданное положение. Удивительно, как такой простейшей игрушке можно придумать образный характер, и всё благодаря пластичности свежего дерева. Мастер по-разному разводит и подрезает ножки, расщепляет различные хвостики, делает даже гривку, по-всякому изгибает шеи и мордочки. И вот бегут, прыгают тонгоногие лошадки, строптивые, резвые, большие и совсем крохотные жеребята. Лёгкое щепное стадо — мастерская импровизация, виртуозный экспромт в дереве. Солдатики Многим хорошо знакома богородская игрушка из белой неокрашенной липы. Её делают в подмосковном селе Богородское близ Сергиева Посада. Уже детьми богородцы смело вырезали из маленьких чурочек солдатиков, которые входили в арсенал мальчишеских игрушек. Таких солдатиков нужно было сделать не меньше 50 штук, пока фигурки не будут получаться быстрыми и точными в резьбе. Игрушки из глиныГлиняный шар-погремушка Пустотелый шар-погремушка. Отверстия на нём имеют технологическое и игровое значение. Игрушка быстрее сохнет, лучше обжигается, слышнее ее звучание. Ее используют в игре не только как мяч. Проколотую погремушку можно насадить на палочку, сделать из нее подвеску, пропустив сквозь отверстия прочную бечёвку. Элементы геометрического орнамента, украшающие игрушку, самые простые: точки, ямочки, черточки, полоски, волнистые линии. Игрушка похожа на погремушки, найденные археологами в раскопках и хранящиеся в музеях. Древнерусские погремушки имеют самые разные формы: шар, цилиндр, яйцо, бочонок. Соловей — традиционная русская игрушка Это глиняный горшочек со свистком. Сосудик наполовину наполняют водой, и когда струя воздуха через свисток выходит в воду, игрушка издает прерывистые булькающие звуки, напоминая соловьиное пение. В народе такая разновидность свистульки получила образное название «соловей». От объема сосудика зависит высота звука свистульки: чем он больше, тем ниже звук, чем меньше, тем звук выше. Обжечь высохшие игрушки можно было в костре. Обожженные в костре игрушки привлекательны и своей архаичностью напоминают древнерусскую керамику. Жатвенные игрушкиКуклы из соломы — традиционные русские игрушки. Раньше жницы вязали их для забавы ребятам прямо в поле из соломенных жгутов, ловко скрученных и перевязанных. Такие мастерицы есть и сейчас. Только теперь их куклы — это художественные произведения, сделанные из специально заготовленной, ровной и чистой соломки, с разными плетёными украшениями. Соломенные куклы были весёлой забавой для малышей. Их ставили на стол, стучали по его крышке кулаком — и хоровод из легких золотистых фигурок начинал двигаться, танцевать. Последний, дожинальный, сноп украшали бусами, лентами, рядили в сарафан и кокошник. Потом его зерно может послужить для наполнения куклы-зернушки, а солома пойдет на чучело Масленицы. Природные игрушкиБалаболки — сезонные осенние игрушки. В них можно играть только во время уборки картофеля, когда легко собрать его верховые процветшие плоды, висящие гроздьями плотных зелёных шариков. От размера пера и его формы зависят высота полёта балаболки, скорость падения вращающегося паращютика. Картофельный человечек Во время копки и сбора картофеля ребята всегда радуются, если находят клубни, похожие на человечков, птиц, зверюшек. Это готовые природные игрушки. Если же приложить немного выдумки и труда, то семейство картофельных игрушек можно увеличить. Трубчатые игрушки Самой распространенной игрушкой была фуркалка. Мальчики срезали ножом трубочки, подбирая их для себя по размеру и удобству для стрельбы ягодами. Набрав полные карманы рябины, стреляли друг в друга и на расстояние — кто дальше. Из трубки дягиля мальчики делали и дудку. Срезали трубочку с глухим концом-узлом на стебле растения. Вдоль трубки острым ножом прорезали узкую плотную щель и дули с усилием. Дудка издавала оглушительный звук. Моховик изображает лесного человечка, изготовленного полностью из природных материалов. В его основе — деревянный столбик-кругляшок высотой до 20–25 см и 2-3 см в диаметре. На изготовление одежды лесовичка потребуется сухой мох. Теперь оденем столбик в моховую одежду — обернем его плотным слоем мха, привязывая одежду лыковой (мочальной) вязкой. Руки моховика сделаем из еловых шишек. Моховику можно приделать бороду и надеть шляпу, сделанную из коры или грибного нароста. Лесовичок может нести корзинку, топор за поясом, вязанку прутьев за плечами, мешок с сеном, Подобные игрушки, изготовленные мастерами народных промыслов, хранятся в музейных коллекциях около ста лет. Кукла-крестушка В основе конструкции многих традиционных кукол лежит крест. В его универсальной условной форме есть все необходимое для игровой фигурки. Такую куклу делали самостоятельно даже малолетние дети. Две палочки, короткая горизонтальная и длинная вертикальная, накладываются одна на другую и перетягиваются по месту перекрестья прочными нитками (раньше льняными),образуя на «груди» косой крест. Такой способ крепления был не только технологичен, но имел и важный смысл как знак плодородия. Аналогичным образом соединяли и толстые круглые палочки, сделав на месте перекрестья врез ножом. Получались условные символические фигурки, удобные для игры. Кукол-крестушек наряжали по-разному. Достаточно обвить белыми и красными нитками туловище и руки, оставив свободными кончики, перевить шею и верхний конец палочки, чтобы вышла узнаваемая женская фигурка в рубахе и головном уборе. Вариантов отделки — множество. Чередуя перевить цветными нитками, можно имитировать вышивку оплечья, ворота и подола рубахи, пояс и шейные украшения. Крестообразную первооснову использовали и для других кукол. В белую тряпицу клали кудель или тряпки и привязывали шарик к верхнему концу вертикальной палочки — делали головку. Интересно, что набивкой служили иногда старые птичьи гнезда. Это — элемент магии куклы. Гнездо — дом для продолжения рода, значит, тот же смысл вкладывался и в куклу. Далее из холщовых тряпок обматывали по перекрестью грудь и туловище, так что деревянная крестушка порой полностью скрывалась внутри тряпичной фигурки. Мягкая крестушка была удобным манекенчиком для одевания-переодевания. Ее наряжали в рубаху, кофту с юбкой, подпоясывали передничком, повязывали платочком. На голову пришивали кудельные волосы и заплетали косу с лентой, укладывали прическу «по-бабьи» — в зависимости от роли куклы в игре. Кукла-зернушка В основе куклы — тоже характерный столбик, только набитый зерном. Поэтому кукла и называется зернушка, зерновка. Оденем зернушку в юбку и передник, пришьем волосы из крапивной кудели или просто повяжем платком, завязав его вокруг шеи. Такие куклы-зернушки дарили раньше в пожелание благополучия, достатка, счастья. Пеленашка из головного платка Среди крестьянских игрушек было немало самоделок, которые существовали короткое время. К таким временным игрушкам относится пеленашка, сделанная из головного платка. Когда платок требовался в обиходе, пеленашку живо развертывали. Ребята не огорчались: в любое время они могли повторить куклу вновь. Кудельная куколка В деревнях, где выращивали лен, кукол всегда набивали куделью — очесами льна. В основу такой куклы положен тот же столбик или скалка. Обязательная деталь кудельной куколки — коса, которую дети заплетали, расплетали, укладывали в прическу. Ее делали непременно изо льна. Прядь чистого вычесанного льна пришивали на лоб, перекидывали назад и заплетали в косу с лентой. Наряд куклы состоит из кофты и юбки. Ее также могли нарядить в фартук, повязать платком и поясом, украсить бусами и сережками. Кукла-столбик В основе традиционных кукол часто была деревянная чурочка или полено. Не нарушая конструкцию старых кукол, можно сделать новые современные игрушки — по мотивам народных. Главная особенность такой лоскутной куклы в том, что ее костюм не шьют отдельно, специально. Его не нужно кроить, следуя определенной моде. С лоскутком обращаются как с материалом, из которого создают саму форму фигурки, как бы «лепят», собирают ее. С тканью работают смело и свободно: остроумно используют лоскутки любой формы, пускают в дело прямые и косые кусочки, извлекают красоту из обычных обрывков, обрезков, кромок, обшивок материи. Наталья СОБОЛЕВСКАЯ, кандидат исторических наук Литература:
|
|||
|