В Нанайский муниципальный район Хабаровского края включено четырнадцать сельских поселений. В большинстве из них проживает коренной народ, издревле населяющий берега Амура и его притоки, — нанайцы, то есть люди земли. Так растолковывает это слово известный дальневосточный писатель Григорий Ходжер. В селе Джари уже много лет существует межпоселенческий Центр нанайской культуры, где юные музыканты разучивают мелодии своего народа на национальных инструментах, танцоры — движения обрядовых танцев, а пакси паталакан — умелые рукодельницы — создают традиционные для нани предметы быта, обереги, одежду, передавая свое мастерство подрастающему поколению. Самая почитаемая из мастеров — известная на весь район и далеко за его пределами руководитель кружка по обработке рыбьей кожи Валентина Владимировна Бельды. Старинным ремеслом она стала заниматься случайно в 2007 году и вот уже больше десяти лет радует земляков и гостей Нанайского района своим творчеством. В 2016 году Валентину Бельды приняли в Союз художников России. Уникальные изделия из рыбьей кожи, созданные мастером с большой любовью, украшают ярмарки и фестивали, вызывают интерес у иностранцев, их приобретают в музейные коллекции. Древнее ремеслоВалентина Бельды размышляет о сохранении национальной культуры, делится секретами мастерства. — Родилась я на Джари. Я коренная. Здесь и живу. Выросла с дедушкой и бабушкой — нанайцами. Если бы я с ними не жила, не знала бы родного языка. Ведь мама моя только по-русски разговаривала, хоть и была нанайка. Отец был русский. Так вот, бабушка и дедушка меня везде возили, в том числе и на Эворон, где сами раньше жили. Это очень далеко от Джари — на левом берегу Амура. Я видела их старые дома, удивлялась: как они раньше жили без света и тепла? Они говорили со мной по-нанайски, рассказывали о старинных обычаях, поэтому я и разговариваю на родном языке, все понимаю и чту все традиции своего народа. Видела еще, как бабушка с дедушкой носили одежду из рыбьей кожи, но никогда не думала, что стану мастером по рыбьей коже. Вообще это сугубо национальное ремесло — выделка кожи рыбы и изготовление из нее халатов, фартуков, шапок, обуви, но оно чуть было не кануло в Лету. Нанайцы, получив блага цивилизации от русских: электричество, водопровод, школы, продукты питания, одежду из ткани, начали забывать свой прежний быт и навыки, как говорится, впитанные с молоком матери. К концу ХХ века дошло до того, что только в глубинках, затерявшихся в тайге да за сопками, в совсем отдаленных поселениях Хабаровского края, можно было отыскать народных умельцев, которые сберегли традиционное искусство. И вот в 2002 году, чтобы возродить повсеместно среди коренного народа Амура былые ремесла, по инициативе министерства природных ресурсов Хабаровского края организовали школу прикладного искусства. Возникла идея возродить у нанайцев древние ремесла, в том числе умение работать с рыбьей кожей, поэтому из каждого района края в эту школу приехали учиться два-три человека. Сначала мы знакомились с обработкой бересты, лозы и камыша. Я делала туеса, плела корзинки. Затем меня позвали учиться обрабатывать рыбью кожу. В итоге из Нанайского района удалось освоить это дело только мне одной. Остальные не смогли, потому что выделывать рыбью кожу очень тяжело. А меня затянуло. И чем тяжелее, тем для меня интересней стало: что из нее получится, если долго мять? Моя наставница известный мастер, член Союза художников России Юлия Дмитриевна Самар однажды сказала: «Ты превзошла меня. Я так никогда не мяла кожу, как ты. Для халата ведь этого долго делать не нужно, а у тебя кожа идеально гладкая выходит». Это очень дорогие слова. Чтобы собрать материал на один халат, надо почистить штук пятьдесят рыбин! Сначала кожу следует хорошо очистить от жира, затем постирать шкурки много раз. Еще замочить их в растворе — соль, сода, и немного уксуса, чтобы ушел запах рыбы. Потом шкурки следует хорошо прополоскать, высушить (только не на солнце, чтобы шкура не обвялилась и не обгорела) и только тогда приступать к разминанию... Все цвета рыбьей кожи— Некоторые мастера мнут рыбью кожу до состояния вафельного полотенца, то есть когда она получается кубиками. Но так оставлять нельзя. Нужно, чтобы кожа была ровная. Выделка должна быть очень мягкой, красивой, — подчеркивает Валентина Бельды. — Сперва я делала небольшие изделия, сувениры. У молодежи очень популярными были чехлы для сотовых телефонов. Потом что-то стало жалко резать кожу, и я подумала: дай-ка попробую сшить халат, благо старая мастерица мне дала выкройку еще того, древнего. Я ведь все собирала, что предлагала она, а другие не брали, вот мне и пригодилось. В итоге именно за халаты из рыбьей кожи меня приняли в члены Союза художников России. Этот, например, я три года шила — с момента выделки до момента сборки. Прежде всего нужно тщательно подобрать кусочки уже готовой кожи по цвету, чтобы получилась чешуйчатая мозаика. Это как чешуя Мангбо — дракона Амура. Халат сделан из пяти видов рыб — кеты, ленка, щуки, сома, тайменя. Цвет каждого лоскутка натуральный. Ничего крашеного нет. Правда, при выделке цвет шкуры всегда разный получается, не угадаешь — одна серая, другая коричневая, где-то зеленоватая. Как у каждого человека свой характер, так и у рыбы всегда разный цвет. Но чтобы оттенки были одинаковыми, мастеру надо сперва кожу очень долго мять, и процесс этот очень трудоемкий. Рыбью кожу я мну на таком станочке — называется гыди. Беру кожу, сворачиваю ее в трубочку, а если она сильно пересушенная, чуть-чуть сбрызгиваю водой. Левой рукой поворачиваю, правой мну, пока кожа не размягчится, но делаю это именно у основания станка, потому что там трение больше. Потом мну уже руками, разбивая «кубики» на шкурке, пока она не станет совсем мягкой, как ткань. По сухомуВ далекие времена халаты из кожи рыбы служили нанайцам рабочей и повседневной одеждой. Шили мастерицы и особые халаты — свадебные. Они были белыми, для них кожа выделывалась иначе, и этот способ назывался «по сухому». Кожу кеты сушили вместе с чешуей, и только потом удаляли ее с помощью ножа. Потому она получалась белой. Если же снять чешую со свежей рыбы, кожа после сушки потемнеет. Главным украшением свадебного халата служил орнамент, символизирующий древо жизни, а еще металлические бляшки, выменянные у китайцев. Но их было очень мало, поэтому мастерицы чаще использовали рыбьи позвонки, косточки сазана, похожие по форме на рыб. К слову, в старину рыбьи кости служили нанайским детям игрушками. Валентина Бельды говорит, что ей нравится придумывать свои орнаменты и украшения. К примеру, она делает подвески из шкуры рыбы. Она их тщательно чистит, затем сушит, сворачивает конусом, а края склеивает. Рыбий клей далпо из перламутровой части пузыря калуги мастерица делает сама по старинному рецепту нанайцев. Сейчас мало кто это умеет. Клея получается немного, но зато он натуральный и очень прочный. Размачивая далпо во рту (клей не имеет ни вкуса, ни запаха) Валентина Бельды соединяет детали халата перед сшиванием, чтобы строчки были ровными, таким же способом прикрепляет аппликации. — Я свое делаю, не повторяю чужие узоры. Сочетаю один орнамент с другим так, как вижу. Хотя, конечно, за основу беру изображения, придуманные предками. Но в одной и той же личине кто-то может увидеть медведя, кто-то тигра. Еще делаю традиционную нанайскую обувь с помощью выкроек, переданных мне Юлией Дмитриевной Самар. Раньше нанайцы ее тоже из рыбьей кожи шили. Внутрь вставляли чулок, а вместо подошвы — между чулком и кожей клали слой сена, чтобы мягче ходилось. Делали своего рода подушку из длинной мягкой травы, растущей только на кочках. Мне, конечно, не довелось такие сапоги поносить, но мама их застала и рассказывала, что за зиму снашивала две пары. Раньше сапоги обрабатывали сверху рыбьим жиром, чтобы меньше промокали, и вместе с ним мяли кожу. Сейчас я жиром не пользуюсь, потому что он имеет сильный запах, да и обувь мы такую постоянно не носим. Кстати, рыбьим жиром смазывалась вся одежда, даже рукавицы. Говорят, они тогда не продувались ветром. Оберегать рыбака от брызг воды во время промысла, а хозяйку во время разделывания рыбы от всевозможных загрязнений помогал передник. Он был цельным, то есть состоял из шкуры одной рыбы, к примеру сома, и не украшался. Это сейчас мастерицы придумывают для выставочных работ всяческие изыски. Валентина Бельды не раз становилась лауреатом международных конкурсов. Особенно восторженно ее работы оценили в Норвегии. Это ремесло в диковинку для иностранцев. Мастерица надеется, что в скором времени воспитает достойную смену. По крайней мере, один ученик уже начал делать успехи. Участвовал в краевом конкурсе «Ремесла земли Дерсу» и стал лауреатом в одной из номинаций. Ольга АПОЛЛОНОВА Валентина Владимировна БЕЛЬДЫ — мастер декоративно-прикладного искусства, член Союза художников России. Родилась в1964 г. в с. Джари Нанайского района Хабаровского края. В 2008 г. окончила школу прикладного искусства, овладев технологией обработки и выделки рыбьей кожи. В 2009 г. награждена дипломом IV Международной выставки «Северная цивилизация» (Москва), в этом же году приняла участие в международном конкурсе моды монголоязычных народов России и мира «Торон, Сайн, Зам» (Улан-Удэ, Бурятия) и получила диплом за коллекцию одежды из рыбьей кожи. В 2010 г. получила диплом победителя и звание «Лучший мастер народного художественного промысла и декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» в номинации «Современное декоративно-прикладное искусство» хабаровского краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу». В 2011 г. удостоена первого места и золотой медали в номинации «Лучшее произведение» на международной выставке «Сокровища Севера» (Москва), в 2012 г. — диплома за участие в выставке «Метаморфозы рыбьей кожи» (Олммавидж / Манндален, Норвегия). |
|||
|