Я и не думала, что буду размышлять по этому поводу, но мне все чаще вспоминаются картинки моего детства, яркие и радостные! Я, представитель древних людей — нивх, и от этого еще больше вопросов, чем ответов. Ну, например, говорят, что мой национальный язык очень схож с французским. Когда-то прабабушка и бабушка рассказывали, что к ним приезжал какой-то ученый из Франции с целью изучить особенности этнографии языка нивхов. Но мои бабушки, ничего ему не рассказали, потому что чужой. А жаль, просто уже не у кого спросить подробности. Теперь же для меня все очень важно. Этот рисунок в нашей семье вырезали из бумаги, бересты и разноцветных тканей. Я же восхищалась ловкостью рук моих бабушек, а сама, к моему стыду, и повторить не смогу. Оказывается, я являюсь потомком шаманского рода со стороны обоих родителей. Но хочу вас успокоить, что сама ничем не обладаю. Знаю, что моя прапрабабушка по папиной линии маленьким ребенком видела, как приплыл большой корабль, к нам в Николаевск-на-Амуре. И когда Геннадий Иванович Невельской, и его команда вышли на берег, то они, дети, впервые увидев белых людей, прятались от страха в камышах! Моя прапрабабушка была удивительным человеком. Она прожила сто десять лет, была невероятно высокого роста для нивхов, два метра. Физически сильная и крепкая, она была человеком честным и принципиальным. Чтила законы нивхов и природы, умела управлять погодой. Могла, когда очень долго шел дождь, его останавливать каким-то своим способом. Светило солнце, и это был настоящий праздник для всего стойбища! Моя прапрабабушка была немногословна, людей видела насквозь, от нее невозможно было скрыть какую-нибудь тайну. Когда она, одетая в национальный халат из рыбьей кожи, с бусами и серьгами из камней и с неизменной трубкой во рту проходила по стойбищу, то взрослые уважительно кланялись, а ребятишки боялись и прятались. Ну а если кто- то что-то натворил, то ей было достаточно просто взять ребенка на руки, и ему от этого уже было страшно. Вот такие были пугливые маленькие нивхские дети! Семья у прапрабабушки была большая. Она родила двенадцать дочерей, что тоже большая редкость для нивхов: одни девочки. Когда они подросли, их продали в Казахстан и в Китай. У двенадцатой дочери очень интересная судьба. В 15 лет ее выдали замуж за богатого старого нанайца, который дал семье большой калым. Повез он ее с Нижнего Амура в сторону села Троицкого. Имя у нее было наше, нивхское, что в переводе на русский могло означать «надежда». Вскорости, муж умер, и его родня вернула ее в Николаевск. А так как нивхи были безграмотными, советская власть села Троицкого, выдала ей паспорт на имя Анастасии Ивановны Хебуковой, а вся родня называла Фенька. Я ее называю прабабушкой. Детей у нее не было, замуж она больше не выходила и поэтому жила с мамой моего отца, моей бабой Лизой. Баба Лиза рано овдовела. По доносу был арестован и пропал в тюрьмах ее муж Итзан Хибак, тоже из рода шаманов, он очень хорошо лечил людей и животных, к нему специально приезжали красноармейцы лечиться. Баба Лиза одна растила моего папу Сергея Петровича Каутина, который родился в селе Кукля Николаевского района. С детских лет научен был всему: рыбачить, охотиться, управлять оморочкой. Учился в интернате с. Нижние Пронги, всю жизнь был хорошим водителем, служил в Советской армии, на погранзаставе Хабаровского края и Еврейской автономной области. Я была старшая из троих детей, отец очень любил меня, всегда поддерживал и помогал. Отец рассказывал, что у нивхов были договорные браки. И если бы не советский строй, то, когда пришло бы время, меня выдали бы замуж за мальчика, который был даже на пару лет младше меня, чему я очень удивлялась и говорила: «А как же любовь?» Бабушки часто ездили по всему побережью Нижнего Амура. Почти все села Николаевского района имеют нивхские названия, так как это были нивхские стойбища: Чныррах, Озерпах, Тнейвах, Чарбах и многие другие. К нам в город тоже часто приезжали из сел какие-то родственники. Они очень хорошо готовили национальные блюда. Я, тоже немного умею готовить, правда, делаю это очень редко. Но вкус моего детства — это студень мос, строганина, лысбас, тала — да всего и не перечислишь. Отец говорил, что на нашем языке нет приветствия, как, например, в русском языке «здравствуйте!» или «привет!». Вместо этого у нас обращение «Ты пришел. Проходи, садись!». Когда были живы мои бабушки, они постоянно говорили на нашем языке, и я могла поддержать разговор. А сейчас, думаю, не получится. Но как только слышу что-то свое, о чем идет речь, понимаю. Однажды, когда я была маленькой, отец принес газету Николаевского района «Амурский лиман» (в то время она называлась «Ленинское знамя»), в ней был опубликован список репрессированных, среди них Итзан Хибак, и указан год, когда расстреляли. Так тайное для нашей семьи стало явным. Очень жаль, что из-за переездов не сохранилось фото, которое я видела в детстве. На нем: моя прапрабабушка сидит выше всех с трубкой в национальном халате, рядом маленькая баба Лиза и мальчик четырех лет — это мой отец. На обратной стороне снимка дата — 1959 год. За день до своей кончины она всем сообщила, что завтра умрет, и наказала похоронить по традиции нивхов. Хоронили ее по старинному обычаю, сожгли на костре, бросая в огонь вещи, которыми она пользовалась. Со всего Амура приезжали нивхи попрощаться. Я считаю, что нивхи — это народ природы с душой ребенка, любящие весь мир и людей всего Хабаровского края. Сегодня нивхи современные, стильные и образованные люди, могут себе позволить побывать в соседнем Китае и Японии, погулять по улицам Сеула, покупаться в Черном море и наслаждаться Крымом! Так что мне есть что рассказать крохотному племяннику и будущим внукам. А дело нивхских шаманов — помогать и лечить людей, я продолжила, работаю медицинской сестрой, имею многолетний стаж. Людмила КАУТИНА |
|||
|