Подлинность времени в творчестве авангардиста Никтополиона НаумоваК 130-летию со дня рождения Никтополиона Павловича Наумова в Краевом музее имени Н. И. Гродекова открылась выставка, которая впервые наиболее полно представляет творчество этого художника-графика, стоявшего у истоков авангарда дальневосточного изобразительного искусства. Расцвет его творчества совпал с трагическим периодом в истории страны — Гражданской войной. Никтополион Наумов был среди тех избранных, кто создавал новое искусство в самое трудное, нечеловеческое время, когда для многих главным было сохранить свою жизнь. Пятеро отважных — Павел Любарский, Петр Львов, Жан Плассе, Василий Граженский и Никтополион (Ник) Наумов — организовали в Хабаровске в конце 1918 года первое авангардное объединение «Зеленая кошка». Утверждая единство цвета, формы, линии, они сделали своим символом зеленую кошку с «мистическими изумрудными глазами». Участники объединения проводили художественные выставки, издавали книги, которые по содержанию и внешнему выглядели как «пощечина общественному вкусу». На выставке «Страницы Ника» в Гродековском музее можно увидеть редкие издания книг «Жертвоприношение», «Тетрадь офортов» с манифестом «Зеленой кошки» и «Трое», а также копии линогравюр художника. Насилие, смерть, политическая борьба стали приметой времени, и тем поразительней творческое наследие Ника Наумова, исполненное идеями созидающей энергии жизни, абсолютной свободы творчества. Большая часть жизни художника прошла в Хабаровске. Ник Наумов родился в селе Петровском Амурской области в 1891 году и еще в раннем возрасте увлекся рисованием. В 14 лет он окончил Хабаровское городское училище № 6, работал печатником, посещал художественную студию при Народном доме, а спустя некоторое время заявил о себе как о художнике — готовил театральные декорации к спектаклям, проходившим в Народном доме. В 1912 году Наумов получил профессию учителя на педагогических курсах при Народном доме (в это же время состоялась его первая персональная выставка), но художественного образования не приобрел и сам постигал основы творчества. Его учителями стали товарищи по объединению «Зеленая кошка» Павел Любарский и Петр Львов — выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества, одного из ведущих художественных учебных заведений Российской империи. С ними Ник познакомился в 1914–1915 годах. Павел Любарский, сын хабаровского врача В. М. Любарского, вернулся в Хабаровск осенью 1914 года, служил картографом и писарем при штабе Приамурского военного округа. Петр Львов в конце 1915 года был назначен учителем рисования в Хабаровскую женскую гимназию. Они собирались в доме семьи Любарских и в Народном доме. Эпоха определила творческий стиль, в котором работал Ник Наумов: элементы наивной иллюстративности сочетались с напряженной экспрессией и динамизмом. Со временем духовная проблематика его линогравюр периода «Зеленой кошки» сменилась открытой патетикой революционной борьбы. Признание художнику принесли политические плакаты и карикатуры. В 1920 году был издан «Сборник каррикатур Ника» (слово «каррикатур» дано в орфографии Н. Наумова. — Прим. автора), в который вошли сатирические произведения как на политические темы, так и на известных участников Гражданской войны на Дальнем Востоке. В книге можно встретить карикатуру на поэта Георгия Отрепьева, чей сборник стихов «Лучи красных дум» 1925 года оформил Наумов. Оба издания и страницы из сборника Отрепьева находятся в коллекции Гродековского музея и представлены на выставке. В общедоступной форме плакатов Ник Наумов выразил стихийное понимание народом происходящего, запечатлел подлинность времени, развернув в целостном изображении уходящий старый мир и зарождающийся новый. Все это отразилось в плакатах, созданных им в Чите в 1922 году и увидевших свет в издательстве Военно-политического управления реввоенсовета (ВОЕНПУРа). Оригинальность творчества художника периода Гражданской войны проявилась и в плакате, посвященном мирному строительству, и в газетной карикатуре, и в политическом рисунке. В 1923 году Наумов вернулся из Читы в Хабаровск, работал в редакциях газет «Вперед», «Путь», «Тихоокеанская звезда», «Набат молодежи», оформлял книги в издательстве «Книжное дело». В мае 1928 году Ник Наумов скоропостижно скончался. Редакция «Тихоокеанской звезды» откликнулось на его уход, опубликовав несколько выпусков газеты, посвященных его памяти. Ему исполнилось всего 36 лет, впереди было много планов. Незадолго до трагического случая редакция «Тихоокеанской звезды» ходатайствовала о направлении художника на учебу в Москву во ВХУТЕМАС. В экспозицию «Страницы Ника» вошли не только копии линогравюр, агитационные плакаты и карикатуры. В разделе «Вне политики» представлены карандашные портреты дочери и жены графика. Коллекция Никтополиона Наумова была приобретена у его вдовы в начале 1960-х годов и до недавнего времени экспонировалась только частично. Здесь же два живописных портрета брата и племянника Ника, которые были подарены внучатым племянником художника Игорем Викторовичем Наумовым семь лет назад на выставке «Единое в трех», посвященной творческому объединению «Зеленая кошка». Никтополион Наумов — художник, чей творческий путь еще не до конца изучен. Немногое сохранилось из его наследия, немного известно о его жизни, однако мы продолжаем его открывать, обретая новые произведения. Наталья ПОЗИНА |
|||
|