Маршруты хабаровского экскурсовода Натальи ПлужниковойНаталья Владимировна Плужникова (в девичестве Кузьмина) выбрала свою профессию в ранней молодости и с тех пор не изменяла своему делу — более 50 лет отдала она экскурсионной работе. В 1970–1980-е годы туризм в Хабаровске переживал период расцвета. Сюда приезжали путешественники из Европы, прибалтийских республик, самых разных городов нашей страны, чтобы погрузиться в дальневосточную историю, сохранившую немало славных имен. Это землепроходец Ерофей Павлович Хабаров, который в XVII веке совершил походы в далекие и неизведанные земли, составил «Чертеж реки Амур», чем заслужил себе память на все времена. Это выдающийся государственный деятель генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский, подписавший Айгунский договор о границе по Амуру между Россией и Китаем. Свою историю хранят и здания начала ХХ века. Сложенные из красного кирпича, с филигранной отделкой и изящным орнаментом, они напоминают о высоких помыслах предшественников, учат уважать и ценить их нелегкий труд. И помнить, что славу города на Амуре, его экономику и неповторимый облик создавали не только именитые губернаторы и градоначальники, купцы, промышленники и меценаты, но и простые переселенцы и их потомки. Обо всем этом рассказывает экскурсовод на городских и загородных маршрутах, приводя множество интересных подробностей и увлекая туристов. Это очень непростая работа, требующая не только интеллектуальных, но и физических сил. Летом в нашем крае стоит удушливая жара, зимой — крепкие морозы. Плохие и пыльные дороги, дребезжащие автобусы, не приспособленные для экскурсий. И вот в таких сложных условиях перед группой туристов стоит экскурсовод с микрофоном в руках и несколько часов подряд ведет эмоциональный рассказ. В 1980-е годы в Хабаровске уже существовало Бюро путешествий и экскурсий — единственная тогда туристическая организация города, но профессиональных экскурсоводов не было. Долгое время выручали научные сотрудники Хабаровского краеведческого музея, проводили экскурсии по летнему городу, когда поток туристов становился особенно интенсивным. Но у музея свои планы. Для подготовки экскурсоводов по городу нужно было открывать курсы. Вот за это дело и взялись две энтузиастки — Тамара Михайловна Вахрушева и Наталья Владимировна Кузьмина. Можно сказать, они и стояли у истоков экскурсионного дела в нашем городе. Разрабатывали тематику, маршруты, писали тексты, объезжали объекты показа. Курсы подготовки новых специалистов длились около восьми месяцев. В этот первый набор экскурсоводов попала и я. Теорию и практику ведения экскурсии по историческим и памятным местам города Хабаровска проводила Наталья Владимировна Кузьмина — молодая, красивая, энергичная, переполненная любовью к родному городу. Она учила нас тому, как грамотно представлять туристам исторические объекты, использовать в своем рассказе цитаты из произведений дальневосточных поэтов и писателей и многому другому. Это было очень серьезной школой. Наталья Кузьмина родилась в Хабаровске, здесь же закончила исторический факультет педагогического института. Вместе с подругой-однокурсницей Людмилой Зиновьевной Капитоновой ее направили по распределению на север Хабаровского края, в поселок Охотск — преподавать историю в местной школе. Снега в Охотске выпадало столько, что заваливало заборы. Молодые учительницы жили в общежитии, вместе переживали трудности, что навсегда скрепило их дружбу. Неугомонный характер и стремление познавать новое Наталья унаследовала от родителей. Ее отец Владимир Семенович Кузьмин — известный в крае геолог, открывший крупнейшее месторождение брусита в Еврейской автономной области. Позже он работал в старательских артелях и даже возглавлял одну из них — «Лимури». Мама Анфиса Григорьевна была директором пионерского лагеря геологов имени В. К. Арсеньева. Позднее, когда Наталья уже стала экскурсоводом, ей нравилось ощущать открытое пространство, показывая городской исторический центр, старинные дома, повествуя о судьбах известных горожан. Ей удавалось устанавливать душевный контакт с туристическими группами, в подаче материала она была естественной, без показных эмоций ради красивого словца. Скалистый утес над Амуром — любимый объект для гостей города. Отсюда открываются просторы дальневосточной реки и потрясающие своей красотой пейзажи. Парковое сооружение с видовой площадкой-террасой, врезанное в склон утеса, давно стало одним из главных символов Хабаровска, его изображают на открытках и сувенирах. Павильон построен на месте, где во время Гражданской войны были расстреляны австро-венгерские музыканты. На стене беседки мемориальная табличка, напоминающая о трагических событиях сентября 1918 года. В Хабаровске широко известна история пребывания военнопленных Первой мировой войны в Приамурском военном округе. Практически никому не известный не только за рубежом, но и в России поселок Красная Речка, находившийся в 15 километрах от Хабаровска, позднее стал фигурировать в газетных публикациях. Там с октября 1914 года размещался офицерский лагерь германских и австро-венгерских военнопленных. В малонаселенном крае потребность в рабочих руках была очень острой, поэтому военнопленные трудились на самых разных объектах — возводили здание гарнизонного собрания (ныне Дальневосточный художественный музей), работали в мастерских завода «Арсенал», на строительстве Иннокентьевской церкви и детского приюта, обустраивали городскую набережную. Среди военнопленных находилось несколько десятков специалистов, которые выполняли слесарные, токарные, малярные и даже живописные работы. Галина Антоновна Григорович, чье детство прошло в Хабаровске в годы Первой мировой войны, вспоминала о приметах того времени: «Скоро появились раненые, первые калеки, а за ними пленные. Это было для нас — детей — первое прикосновение к событиям века и первое осознание противоречий жизни. Нашу улицу постоянно расчищали от снега пленные. Мы проходили мимо них с ужасом, а они — бородатые люди в серо-голубых шинелях и суконных шлемах, видимо, уставшие от работы в непривычно холодном климате, в грубых бутсах и обмотках, подскакивая с одной ноги на другую, добродушно посмеиваясь, говорили между собой что-то о нас, может быть, вспоминая своих детей... Это были пленные австрийцы...» Очень скоро военнопленных стали использовать непосредственно по их профессиям, так как в Приамурье остро не хватало квалифицированных специалистов. Выявлялись мастера по производству стекла, работники типографского дела, медицинские кадры. Два офицера запаса оказались учеными — зоологом и минералогом, были и два геолога, которые согласились участвовать в экспедиции в окрестностях Николаевска-на-Амуре. Квалифицированные специалисты из числа военнопленных работали в Хабаровском (ныне Гродековском) музее, что подтверждает сохранившаяся заявка директора музея подполковника В. К. Арсеньева. Они выполняли разнообразные работы, в том числе обрабатывали музейные коллекции. Довольно распространенным явлением в городах Приамурья стали оркестры военнопленных музыкантов, которые с разрешения властей играли в кафе, чайных, ресторанах, на благотворительных вечерах. В Хабаровске существовал профессиональный отряд военнопленных музыкантов, постоянно выступавших в яхт-клубе. Другая группа австро-венгерских музыкантов поддержала инициативу дамского коммерческого кружка и организовала струнный оркестр, который с 30 декабря 1915 года и вплоть до своей трагической гибели в сентябре 1918 года играл в кофейне «Чашка чая», расположенной в доходном доме А. К. Архипова на центральной улице (ныне ЦУМ). Оркестр, состоявший из 16–18 человек, пользовался большой популярностью у горожан. Он выступал на многих городских площадках, в зале кадетского корпуса музыканты дал несколько благотворительных концертов в пользу инвалидов войны и детей-сирот воинов. В начале 1917 года привычный расклад нарушился: местные газеты сообщили о решении властей ликвидировать оркестры военнопленных. Но революционный мартовский вихрь все изменил. Уже в марте музыкантов из «Чашки чая» освободили от обязательного конвоирования, и они стали жить свободно, продолжая работать на прежнем месте. Беда пришла 5 сентября 1918 года, когда в Хабаровске появились отряды атамана Калмыкова. Все оркестранты были расстреляны. Вокруг трагедии, произошедшей в центральном парке города, сложилась героико-революционная легенда. Ее суть сводилась к следующему. Музыканты отказались прийти на вокзал, чтобы встречать белые войска и играть в их честь монархический гимн. Их арестовали, привели на расстрел и там, на крутом берегу Амурского утеса, за несколько минут до гибели они заиграли «Интернационал». Эту романтизированную версию критиковали в печати, доказывали, что австро-венгерские музыканты вообще не интересовались российскими политическими событиями, а роковую роль в их судьбе сыграла личная месть военнопленного Вацлава Юлинека. Именно он, по воспоминаниям ветеранов Гражданской войны, написанных в 1950–1960-х годах, приходил просить музыкантов играть при встрече Калмыкова. Как известно, мемуары не самый достоверный источник, к тому же написанные спустя несколько десятилетий, в эпоху одномерной трактовки событий 1917–1922 годов. Доктор исторических наук Т. Я. Иконникова, исследуя тему «Военнопленные Первой мировой войны на Дальнем Востоке России (1914–1918)» отметила: отказ музыкантов встречать белых не мог стать главным поводом для расстрела. В Хабаровске это был не единственный оркестр военнопленных, а поскольку 5 сентября их музыка на вокзале не звучала, то логичным было бы ожидать казни не только оркестра из «Чашки чая», но и их коллег, которые тоже не пришли. Историк обращает внимание и на февральскую публикацию 1921 года в хабаровской газете «Наше слово», где сообщалось: «Вся вина несчастных состояла в том, что некоторые жены калмыковских приспешников, жившие в Хабаровске без мужей, увлекались не только артистическими талантами музыкантов, но и их стройными фигурами». События 5 сентября 1918 года тогда были еще совсем свежи в памяти многих хабаровчан, ведь со времени трагедии прошло чуть больше двух лет. Если бы газета исказила истину, наверняка бы последовало опровержение. Но этого не случилось. Можно предположить, что «чувство личной мести» было присуще не одному обиженному Юлинеку, но и нескольким обманутым мужьям, вернувшимся в город с белыми отрядами. В 1987 году в Хабаровск приезжали потомки австро-венгерских музыкантов в надежде узнать подробности той трагедии. На военном кладбище Хабаровска в 1916 году военнопленные установили на свои средства памятник погибшим и умершим на чужбине соотечественникам. Этот уникальный объект удалось спасти от уничтожения только благодаря усилиям местной общественности. На обелиске высечено: «Умершим в плену офицерам и нижним чинам австрийской, венгерской, как и германской армии посвящают их товарищи». Были и другие маршруты у экскурсовода Натальи Кузьминой (Плужниковой). Бюро путешествий и экскурсий в Хабаровске организовывало для туристов прекрасный отдых на амурских Зеленых островах, прогулку до железнодорожного моста, соединившего берега Амура и названного в начале ХХ века «амурским чудом». Приметой туристского отдыха в нашем городе были теплоходы «Миклухо-Маклай», «Пржевальский», «Василий Поярков», на которых путешествовали до Николаевска-на-Амуре. Довольно часто на теплоход направляли работать Наталью Владимировну — прекрасного организатора, мастера на все руки. Вспоминается жаркое лето, яркое солнце, чистое небо. Кузьмина в белом костюме и белой широкополой шляпе, что придавало плаванию праздничное настроение. И под стать ей капитан на мостике, тоже во всем белом. Экскурсовод гостеприимно приглашала на палубу туристов, рассказывала об истории Амурского пароходства. А сколько нужно знать об амурских селах, расположенных по маршруту, сколько фантазии и выдумки проявить при организации дискотеки, конкурсных программ! А еще обладать артистическими способностями, чтобы отдыхающим путешествие запомнилось и в памяти остались рассказы об удивительных людях, первопоселенцах здешних мест. Неторопливо катит свои волны Амур, приятный голос экскурсовода подчеркивает неповторимую красоту могучей реки. И звучит любимая мелодия Натальи Владимировны — «Вдоль Амура белым парусом, высятся дома Хабаровска...» хабаровчан Аркадия Федотова и Матвея Журавлева. Немало воды утекло с тех пор, немало лет прошло, а бывшие туристы и сегодня узнают в городе своего экскурсовода Наталью Владимировну Плужникову: «Мы ведь с вами путешествовали по Амуру? Это незабываемо!» Многое можно вспомнить из ее экскурсионной биографии. А скольких известных людей, посетивших Хабаровск, знакомила она с городом! Среди них приезжавшие к нам на гастроли артисты Владимир Андреев, Юрий Соломин, сыгравший В. К. Арсеньева в фильме «Дерсу Узала», известный офтальмолог Святослав Федоров, открывший в Хабаровске прекрасный филиал МНТК «Микрохирургия глаза». Наталья Плужникова рассказывала о городе и крае партийным и государственным деятелям, проводила экскурсии для школьников в Хабаровском дендрарии, возила туристов в такие живописные загородные места, как Хехцир, Бычиха, Петропавловское озеро, Воронеж. Во время каникул экскурсоводы сопровождали туристический поезд «Красная гвоздика» и принимали школьников из других городов. Зимой организовывали лыжные маршруты — база «Ильинка», воскресный выезд на поезде «Снежинка». На особом счету был маршрут Хабаровск — Волочаевка к сопке Июнь-Корань, где 12 февраля 1922 года состоялся исторический бой Народно-революционной армии под командованием С. М. Серышева с войсками Белой гвардии под командованием генерала В. М. Молчанова. В память о 112 бойцах, ставших жертвами Гражданской войны и похороненных на вершине сопки, всегда проводился торжественный митинг, играл духовой оркестр, приглашались участники волочаевских событий, тогда еще здравствующие. И в этих торжествах тоже участвовала Наталья Владимировна Кузьмина. Меняются времена... В 1990-е годы спрос на экскурсии иссяк. Глубокие знания местной истории стали не нужны. Туризм переориентировался на заграницу. Трудно пришлось городским экскурсоводам в период перестройки. Заботы о хлебе насущном нередко приводили в другие сферы деятельности. Но Плужникова не оставила любимую профессию. Много лет она работала экскурсоводом в Приамурском зоосаде имени В. П. Сысоева. Изучив дальневосточных лесных животных, их повадки, она входила в контакт со своими питомцами. Медведи, косули, амурские тигры ее понимали, подчинялись, а приезжавшие сюда хабаровчане с детьми и гости города завороженно наблюдали за этими почти цирковыми номерами. Кто сказал, что легко любить и быть преданной своей профессии? Я от всего сердца желаю своей коллеге здоровья и добра. Мария БУРИЛОВА |
|||
|