Мечты о городе Солнца

Выставка «Город Солнца» в Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова представила произведения советского искусства 1930–1950-х годов из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Выбрав такое название, главный организатор этого передвижного проекта и хранитель коллекции сделал отсыл к известному философскому труду XVII века Томмазо Кампанеллы об идеальном обществе.

Метод соцреализма, ставший в Стране Советов официальным и главным, требовал от художников изображать действительность в ее революционном развитии и тем самым воспитывать зрителя в духе идей социализма. Отсюда пафосность в изображении грандиозных строек и трудовых подвигов, плакатный облик нового человека, который непременно построит свой «Город Солнца». Именно поэтому, подчеркивают организаторы, произведения живописцев, графиков, скульпторов той поры — яркий документ эпохи, отражающий переломный этап нашей истории с его энтузиазмом и стремлением к созиданию, достижениями и заблуждениями.

Многие экспонаты «Города Солнца» участвовали в знаменитой Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» 1939 года, где 1 015 произведений 479 художников наполнили тематические разделы «Избранники народа», «Индустрия крепит оборону СССР», «Новое лицо страны», «Новостройки 2-х пятилеток», «Социализм вошел в быт», «Большевики открыли богатства страны», «Жить стало лучше, жить стало веселее» и другие. Главные сюжеты изобразительного искусства 1930–50-х прозвучали и на хабаровской выставке. Кажется, само время пульсирует в полотнах «Московский велозавод» Виктора Пинегина, «Уголь Кузбасса» Вильгельма Лукина, «В приволжских степях» и «Работница табачной фабрики» Александра Самохвалова, «Портрет героя СССР товарища Я. В. Смушкевича» Бориса Карпова, «Читальный зал в ЦПКО» Розы Френкель-Манюсон, «Вожатая» Вячеслава Мариупольского. Убедительна и прямолинейна агитационная графика — плакаты становились визуальным воплощением политических и социальных установок партии, служили проводниками идей классовой борьбы, коллективизации, индустриализации.

Кампанелла назвал свою утопию «поэтическим диалогом». Выставка «Город Солнца» тоже своего рода диалог — эпох и мировоззрений. Его участниками уже стали жители Астрахани, Архангельска, Курска, Омска, Мурманска.

Анна МОРОЗОВА
Фото Натальи РОМАНОВОЙ предоставлены
Хабаровским краевым музеем им. Н. И. Гродекова